НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 09.08.2021 № 5-АД21-64

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-64-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 9 августа 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Рыбина Алексея Владимировича, действующего  на основании доверенности в интересах Русаковой Елены Леонидовны, на  вступившие в законную силу постановление судьи Таганского районного суда  г. Москвы от 16 июня 2020 г., решение судьи Московского городского суда от  4 сентября 2020 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей  юрисдикции от 17 марта 2021 г., вынесенные в отношении Русаковой Елены  Леонидовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Таганского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 г.  Русакова Е.Л. признана виновной в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, с назначением  административного наказания в виде административного штрафа в размере  20 000 рублей. 

Решением судьи Московского городского суда от 4 сентября 2020 г.  указанное постановление судьи районного суда изменено в части назначенного  Русаковой Е.Л. административного наказания, размер административного  штрафа снижен до 10 000 рублей. 

Постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  17 марта 2021 г. указанные судебные акты оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Рыбин А.В. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении 


Русаковой Е.Л. по настоящему делу об административном правонарушении,  приводя доводы об их незаконности. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях нарушение участником публичного  мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга,  демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев,  предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение  административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч  рублей или обязательные работы на срок до сорока часов. 

Положения указанной нормы имеют бланкетный характер и применяются  с учетом законодательных актов, регулирующих правила организации и  проведения публичных мероприятий, нарушение которых и образует  объективную сторону соответствующего административного правонарушения. 

Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией  Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия,  проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования  регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ  «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ). 

В силу пункта 1 статьи 2 данного закона публичным мероприятием  признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме  собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в  различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе  граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных  объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием  транспортных средств. Целью публичного мероприятия является в числе  прочего свободное выражение и формирование мнений, выдвижение  требований по различным вопросам политической, экономической, социальной  и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. 

Пунктом 6 указанной статьи пикетирование определено как форма  публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и  использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у  пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты,  транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые  сборно-разборные конструкции. 

Статьей 3 Закона № 54-ФЗ установлено, что проведение публичного  мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений  Конституции Российской Федерации, названного закона, иных  законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности  участия в публичном мероприятии. 

Исходя из положений статьи 4 Закона № 54-ФЗ, в рамках организации  публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на 


обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия,  согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия,  и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и  безопасности. 

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного  мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 названного закона  организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в  порядке, установленном статьей 7 названного закона. 

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в  г. Москве установлен статьей 2 Закона г. Москвы от 4 апреля 2007 г. № 10  «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на  проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и  пикетирований». 

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если  уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок  либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации  или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их  мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного  мероприятия (часть 5 статьи 5 Закона № 54-ФЗ в редакции, действовавшей на  момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  возбуждения дела об административном правонарушении). 

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом  Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 г. № 1618-0, от  24 октября 2013 г. № 1619-0, Закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного,  доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в  форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования,  закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия  (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также  органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным  положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, которыми предусмотрена  административная ответственность за нарушение законодательства о  собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38,  20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за  нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга,  демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в  силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность  участника публичного мероприятия может наступать только в случае  совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного,  виновного бездействия. 

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6  Закона № 54-ФЗ. 


В соответствии с частью 3 этой статьи во время проведения публичного  мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования  организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц,  уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников  органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной  гвардии Российской Федерации) (пункт 1). 

Основанием для привлечения Русаковой Е.Л. к административной  ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в  протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных  актах выводы о том, что 29 мая 2020 г. в период с 15 часов 30 минут до 16 часов  00 минут она, находясь по адресу: г. Москва, ул. Петровка, д. 38, приняла  участие в составе группы граждан в количестве 25 человек в публичном  мероприятии в форме пикетирования, уведомление о проведении которого не  было подано в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации,  при этом держала в руках плакат тематического содержания, вопреки  положениям пункта 1 части 3 статьи 6 Закона № 54-ФЗ на неоднократные  требования сотрудников органов внутренних дел о прекращении участия в  несогласованном публичном мероприятии не реагировала. 

Факт совершения указанного противоправного деяния подтвержден  собранными по делу доказательствами: протоколом об административном  правонарушении (л.д. 3-5), протоколом о доставлении (л.д. 6), протоколом об  административном задержании (л.д. 7), рапортами сотрудников полиции  Жданова Д.И., Попова В .П. и их письменными объяснениями (л.д. 8-15),  рапортами сотрудника полиции Гребенчукова Д.И. и приложенными к ним  фототаблицами (л.д. 24-30), сообщением первого заместителя руководителя  Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции  г. Москвы о том, что в органы исполнительной власти города не подавалось  уведомление о проведении 29 мая 2019 г. массовых публичных мероприятий в  центральной части города, в том числе по адресу: г. Москва, ул. Петрова, д. 38  и на прилегающих к нему территориях (л.д. 32), а также другими  доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, а довод жалобы об  отсутствии в действиях Русаковой Е.Л. нарушения установленного порядка  проведения пикетирования и объективной стороны состава вмененного  административного правонарушения является несостоятельным. 

Утверждение заявителя о том, что в указанные выше время и месте  Русакова Е.Л. принимала участие в одиночном пикете, о проведении которого  уведомлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не  требуется, противоречит материалам дела. 


Согласно части 1.1 статьи 7 Закона № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей  на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  возбуждения дела об административном правонарушении) совокупность актов  пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым  замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по  конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним  публичным мероприятием. 

При возбуждении дела установлено, что публичное мероприятие  проводилось в указанные выше время и месте группой в количестве не менее 25  человек, которые принимали участие в одиночных пикетах, поочередно с  интервалом 5-10 минут подходили к зданию ГУ МВД России по г. Москве,  разворачивали заранее подготовленные средства наглядной агитации - плакаты  с надписями тематического содержания, привлекая внимание граждан и  средств массовой информации. 

Данная акция с достаточной очевидностью была объединена единством  целей и общей организацией, составляющие ее акты пикетирования  проводились одновременно и территориально тяготели друг к другу, ее  участники использовали ассоциативно узнаваемые (или идентичные)  наглядные средства агитации (плакаты, баннеры и т.д.), в том числе  последовательно передаваемые друг другу, выдвигали общие требования,  призывы. 

При этом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в  социальных сетях «РасеЪоок» и «Тлу1и:ег» были размещены информационные  посты с призывами к участию в означенной акции с возможностью просмотра  неограниченным числом лиц. 

В ходе производства по делу эти обстоятельства объективно  подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств и с учетом  количества участвующих лиц, территориальных границ и временных  интервалов проведения одиночных пикетов свидетельствуют о том, что  проведение несколькими лицами названных акций представляет собой скрытую  форму коллективного публичного мероприятия, предусматривающего  необходимость подачи уведомления о его проведении в орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации. 

Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 31  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня  2018 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении  административных дел и дел об административных правонарушениях,  связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» (далее  - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня  2018 г. № 28). 

В постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от  14 февраля 2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности  Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, 


митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом  группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина  Э.В. Савенко», от 17 мая 2021 г. № 19-П «По делу о проверке  конституционности части 1.1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях,  митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и части 2 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  связи с жалобой гражданки И.А. Никифоровой» также указано, что несколько  пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного,  могут восприниматься и оцениваться как пикетирование, осуществляемое  группой лиц, когда они с достаточной очевидностью объединены единством  целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально  тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые  (или более того - идентичные) наглядные средства агитации и выдвигают  общие требования и призывы. 

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что для  признания совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним  участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, одним  (коллективным) публичным мероприятием следует учитывать и другие  обстоятельства (количество одиночных пикетов, территориальные границы и  временные интервалы их проведения, наступившие последствия и т.п.),  объективно свидетельствующие о необходимости распространения на  указанную совокупность актов одиночного пикетирования правового режима  организации и проведения коллективного публичного мероприятия в форме  пикетирования, осуществляемого группой лиц. Необходимо достоверно  устанавливать, что совокупность таких одиночных пикетов по существу  представляла собой участие в пикетировании группы граждан, сопоставимое по  своим характеристикам с проведением коллективного публичного  мероприятия, и, как следствие, нуждалась в своевременном принятии  компетентными органами публичной власти обеспечительных мер,  направленных на охрану прав и свобод участников таких акций, а также  неопределенного круга лиц, которые могли оказаться в месте их проведения. 

В рассматриваемом случае совокупность отмеченных выше обстоятельств  имеет место и свидетельствует о том, что Русакова Е.Л. принимала участие в  пикетировании, осуществляемом группой лиц, на которое распространяется  правовой режим организации и проведения коллективных публичных акций. 

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Русаковой Е.Л.  объективной стороны состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, соответствует фактическим  обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически 


значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

Действия Русаковой Е.Л. квалифицированы по части 5 статьи 20.2 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии  с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и  подлежащего применению законодательства. 

Указание заявителя на нарушение должностным лицом предусмотренного  статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях срока составления протокола об административном  правонарушении не влечет признание этого доказательства недопустимым и  отмену принятых по делу актов, поскольку данный срок, не является  пресекате льным. 

Соответствующее разъяснение содержит пункт 4 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых  вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях» (далее - постановление  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5). 

О времени и месте составления протокола об административном  правонарушении Русакова Е.Л. была уведомлена надлежащим образом путем  вручения копии определения о назначении времени и места составления  протокола об административном правонарушении, что удостоверено ее  подписью в соответствующей графе данного определения (л.д. 2). 

Материалы дела свидетельствуют о том, что право Русаковой Е.Л. на  защиту в ходе производства по делу реализовано. К участию в деле для  оказания Русаковой Е.Л. юридической помощи допущен привлеченный ею  защитник, который присутствовал при рассмотрении дела и жалобы на  постановление о назначении административного наказания, заявлял  ходатайства, давал объяснения относительно обстоятельств вмененного  Русаковой Е.Л. административного правонарушения, участвовал в  исследовании доказательств, пользовался иными процессуальными правами. 


Позиция и доводы, заявленные при разрешении дела и жалоб, были предметом  проверки и оценки судебных инстанций. 

Довод жалобы о том, что судьей районного суда не проведена подготовка к  рассмотрению дела об административном правонарушении или проведена  ненадлежащим образом, своего подтверждения не нашел. Из материалов дела  усматривается, что требования статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судьей районного суда выполнены,  выяснены вопросы, подлежащие разрешению при подготовке к рассмотрению  дела об административном правонарушении, в соответствии с пунктом 1  части 1 статьи 29.4 названного Кодекса вынесено определение о назначении  времени и места рассмотрения дела. 

Утверждение заявителя о нарушении судьей первой инстанции принципа  состязательности и равноправия сторон с указанием на то, что при  рассмотрении дела не было обеспечено участие прокурора либо лица,  составившего протокол об административном правонарушении, состоятельным  признать нельзя. 

Полномочия прокурора при производстве по делам об административных  правонарушениях определены частью 1 статьи 25.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой  прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном  правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном  правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать  заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;  приносить протест на постановление по делу об административном  правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные  предусмотренные федеральным законом действия. 

В силу части 2 указанной статьи прокурор извещается о месте и времени  рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном  несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении,  возбужденного по инициативе прокурора. 

В силу изложенного участие прокурора по делам, не указанным в части 2  статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, не требуется. 

Должностные лица, составившие протокол об административном  правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие  постановление по делу об административном правонарушении, не являются  участниками производства по делам об административных правонарушениях,  круг которых перечислен в главе 25 названного Кодекса. При рассмотрении дел  о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а  также по жалобам и протестам на постановления по делам об  административных правонарушениях в случае необходимости не исключается  возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов. 

Данные разъяснения приведены в пункте 10 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5. 


В силу изложенного участие в рассмотрении дела об административном  правонарушении должностного лица, составившего протокол об  административном правонарушении, обязательным не является. Такое лицо  может быть вызвано для выяснения возникших вопросов с учетом конкретных  фактических обстоятельств дела. 

Рассмотрение дела без участия прокурора и должностного лица,  составившего протокол об административном правонарушении, не является  нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов. 

Соответствующие ходатайства разрешены судьей районного суда с  соблюдением положений статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, в силу которых судья вправе как  удовлетворить, так и оставить без удовлетворения заявленное ходатайство.  Мотивы, по которым судья районного суда не нашел оснований для  удовлетворения ходатайств, приведены в определении, вынесенном по  результатам рассмотрения ходатайств, и сомнений не вызывают. 

Утверждение заявителя о том, что доставление и задержание  Русаковой Е.Л. осуществлены сотрудниками полиции незаконно,  обоснованным признать нельзя. 

Частью 1 статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрено, что доставление, то есть  принудительное препровождение физического лица, осуществляется в целях  составления протокола об административном правонарушении при  невозможности его составления на месте выявления административного  правонарушения, если составление протокола является обязательным. 

В силу части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях административное задержание, то есть  кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть  применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения  правильного и своевременного рассмотрения дела об административном  правонарушении, исполнения постановления по делу об административном  правонарушении. 

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 40 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28,  лицо может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об  административном правонарушении в виде доставления для составления  протокола об административном правонарушении, предусмотренном  статьями 5.38 и 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и (или) административного задержания в исключительных  случаях, если без применения указанных мер невозможно выявление  совершенного административного правонарушения, установление личности  нарушителя, правильное и своевременное рассмотрение дела об  административном правонарушении и исполнение принятого по его  результатам постановления. 


Административное задержание может быть обусловлено такими  обстоятельствами, как поведение лица, свидетельствующее о том, что оно  может возобновить противоправные действия, наличие обоснованных  подозрений, что оно может уклониться от явки в судебное заседание,  отсутствие у него определенного места жительства, необходимость совершения  в отношении его предусмотренных названным Кодексом процессуальных  действий, требующих личного участия, закрепление доказательств,  необходимых для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела об  административном правонарушении. 

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что в рассматриваемом  случае доставление было обусловлено тем обстоятельством, что без  применения этой меры невозможно выявление совершенного  административного правонарушения, установление личности нарушителя. В  соответствии с частью 2 статьи 27.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях доставление осуществлено в возможно  короткий срок. Административное задержание произведено в связи с  необходимостью совершения в отношении лица, причастного к совершению  административного правонарушения, предусмотренных названным Кодексом  процессуальных действий, требующих личного участия, закреплением  доказательств, необходимых для полного, всестороннего и объективного  рассмотрения дела. 

Данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что срок  административного задержания Русаковой Е.Л. превысил три часа, не имеется.  Согласно материалам дела указанное лицо доставлено в отдел внутренних дел  29 мая 2020 г. в 16 часов 30 минут, содержание задержанного прекращено  29 мая 2020 г. в 19 часов 15 минут. 

Имеющиеся по делу доказательства получены с соблюдением требований  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они  последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, обоснованно  признаны достоверными относительно события административного  правонарушения и достаточными для разрешения дела по существу. 

Довод жалобы о том, что рапорты и письменные объяснения сотрудников  полиции составлены разными лицами и имеют признаки подложности, основан  на предположениях и ничем объективно не подтвержден. Ставить под сомнение  достоверность означенных доказательств оснований не имеется. 

Заявленное в Верховный Суд Российской Федерации ходатайство о  проведении почерковедческой экспертизы и допросе сотрудников полиции не  основано на нормах закона. 

По смыслу положений статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях на стадии пересмотра вступивших в  законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных  правонарушениях судья Верховного Суда Российской Федерации проверяет  законность и обоснованность означенных актов, исходя из доводов,  изложенных в жалобе (протесте) и возражений, содержащихся в отзыве на 


жалобу (протест), на основании имеющихся в материалах дела доказательств и  установленных предыдущими судебными инстанциями фактических  обстоятельств дела, не осуществляя при этом сбор дополнительных  доказательств, их исследование и оценку. 

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых  судебных актов, не допущено, нормы материального права применены  правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1,  3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в пределах санкции части 5 статьи 20.2 названного Кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6,  30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  соответственно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 16 июня 2020 г.,  решение судьи Московского городского суда от 4 сентября 2020 г. и  постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от  17 марта 2021 г., вынесенные в отношении Русаковой Е.Л. по делу об  административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу защитника Рыбина А.В., действующего на  основании доверенности в интересах Русаковой Е.Л., - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации  Никифоров