НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 08.11.2021 № 84-АД21-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 84-АД21-5-КЗ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 8 ноября 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Мамаевой Софьи Сергеевны, действующей на  основании доверенности в интересах Дибирова Сергея Владимировича, на  вступившие в законную силу постановление старшего государственного  инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора  (ТОГАДН) по Новгородской области Северо-Восточного межрегионального  управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по  надзору в сфере транспорта (МУГАДН Ространснадзора) от 31 октября 2019 г.   № 53 001858, решение судьи Чудовского районного суда Новгородской области  от 17 февраля 2020 г., решение судьи Новгородского областного суда от 8 июня  2020 г. и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции  от 9 ноября 2020 г., вынесенные в отношении Дибирова Сергея Владимировича  по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением старшего государственного инспектора ТОГАДН по  Новгородской области Северо-Восточного МУГАДН Ространснадзора от  31 октября 2019 г. № 53 001858, оставленным без изменения решением судьи  Чудовского районного суда Новгородской области от 17 февраля 2020 г.,  решением судьи Новгородского областного суда от 8 июня 2020 г. и  постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от  9 ноября 2020 г., Дибиров СВ. признан виновным в совершении  административного правонарушения, предусмотренного частью 6  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных 


[A1] правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 400 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Мамаева С.С. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении  Дибирова СВ. по настоящему делу об административном правонарушении,  ссылаясь на их незаконность. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы, прихожу к следующим выводам. 

В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или)  крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых  габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения,  либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на  величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы  транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного  средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с  превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось  транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину  более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя  транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или  лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до  шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока  пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот  тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного  правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными  техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки,  видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере  пятисот тысяч рублей. 

Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных  постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от  23 октября 1993 г. № 1090 (положения правовых норм приведены в редакции,  действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших  основанием для возбуждения дела об административном правонарушении,  далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка  тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные  параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м  - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от  поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо  движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку  габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение  автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со  специальными правилами. 

В силу пункта 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 


[A2] 15 апреля 2011 г. № 272 (утративших силу с 1 января 2021 г. в связи с изданием  постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 г.   № 1742), тяжеловесным транспортным средством признается транспортное  средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу  транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось  которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства  согласно приложению № 2. 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от  8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной  деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ)  пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение  по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса  которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на  два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных  средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных  грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном  Законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих  разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего  пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения  вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения такими транспортными средствами. 

Согласно части 2 статьи 31 названного закона движение по  автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса  которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на  два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или)  допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных  транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств  Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки  вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии  специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной  статьи. 

Из материалов дела усматривается, что 3 октября 2019 г. в 17 часов  46 минут на посту контроля СПВК-1 (Великий Новгород) на 579 км ФАД М-10  Москва-Санкт-Петербург «Чудово» выявлен факт движения тяжеловесного  транспортного средства «Рено», государственный регистрационный знак <...>, с полуприцепом, государственный регистрационный знак <...>,  под управлением Дибирова СВ., в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного  движения, статьи 31 Закона № 257-ФЗ с превышением допустимой массы  транспортного средства на 54% (67,79 т при предельно допустимой 44 т) без  специального разрешения. 


[A3] Дибиров СВ., будучи арендатором данного транспортного средства  осуществлял перевозку груза ЩПС С4 ФР 0-80. 

Фактические обстоятельства совершения административного  правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами:  протоколом об административном правонарушении (л.д. 32-34), копией  договора аренды транспортного средства от 1 октября 2019 г. и актом приема- передачи (л.д. 43-46), определением о возбуждении дела об административном  правонарушении (л.д. 47-48), письменными объяснениями Дибирова СВ.  (л.д. 51-52), протоколом о задержании транспортного средства (л.д. 58-60, 75- 76), протоколом о прекращении задержания транспортного средства (л.д. 61,  68), фотоматериалом (л.д. 62-67), копиями постановлений о привлечении  Дибирова СВ. к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 12.21.3, частью 6 статьи 12.31.1, частью 11 статьи 12.21.1,  частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (л.д. 70-74, 77-82), протоколом изъятия вещей и документов  (л.д. 83-84), товарно-транспортной накладной (л.д. 87-88, 91), выпиской из  Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 92- 96) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости,  допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Дибирова СВ. состава  административного правонарушения, предусмотренного частью 6  статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

Действия Дибирова СВ. квалифицированы в соответствии с  установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях и подлежащего применению  законодательства. 

Довод жалобы о том, что индивидуальным предпринимателем  Дибиров СВ. не является, доказательств осуществления им  предпринимательской деятельной и получения от нее систематической  прибыли не имеется, не влечет отмену принятых по делу актов. 

На дату совершения 3 октября 2019 г. административного правонарушения  Дибиров СВ. являлся индивидуальным предпринимателем. 

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных  предпринимателей Дибиров СВ., зарегистрированный 23 июля 2010 г.  налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил  деятельность 14 января 2020 г. 

При этом, как обоснованно отмечено должностным лицом и судебными  инстанциями, при осуществлении грузовой перевозки на арендованном для  соответствующих целей транспортном средстве Дибиров СВ. занимался  коммерческой деятельностью. 


[A4] Согласно примечанию к статье 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях за административные правонарушения,  предусмотренные указанной статьей, лица, осуществляющие  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут  административную ответственность как юридические лица. 

Частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях для юридических лиц предусмотрено  наказание в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до  пятисот тысяч рублей. 

При таких обстоятельствах должностным лицом, с выводами которого  согласились судебные инстанции, за совершение административного  правонарушения, предусмотренного указанной нормой, Дибирову СВ.  обоснованно назначено административное наказание как лицу,  осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, в виде административного штрафа в размере 400 000  рублей. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований части 3  статьи 1.5 названного кодекса. 

Доводы жалобы, имеющие правовое значение, являлись предметом  проверки в ходе производства по делу, и правомерно отклонены по мотивам,  приведенным в обжалуемых актах. 

Несогласие заявителя с оценкой собранных по делу доказательств и  установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых  актов не является. 

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Порядок и срок давности привлечения к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1,  3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, в пределах санкции части 6 статьи 12.21.1 названного  кодекса. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено. 


[A5] На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление старшего государственного инспектора ТОГАДН по  Новгородской области Северо-Восточного МУГАДН Ространснадзора от  31 октября 2019 г. № 53 001858, решение судьи Чудовского районного суда  Новгородской области от 17 февраля 2020 г., решение судьи Новгородского  областного суда от 8 июня 2020 г. и постановление судьи Третьего  кассационного суда общей юрисдикции от 9 ноября 2020 г., вынесенные в  отношении Дибирова СВ. по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  защитника Мамаевой СС, действующей на основании доверенности в  интересах Дибирова СВ., - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда „

Российской Федерации ЛГ. Никифоров