ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 67-АД20-1
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва V июня 2020 г.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ., рассмотрев жалобу защитника Дадоновой Дарьи Константиновны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «ЛексПроф», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 16 апреля 2019 г., решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 июня 2019 г. и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 2 сентября 2019 г., состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «ЛексПроф» (далее - ООО «ЮК «ЛексПроф», общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 16 апреля 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 июня 2019 г. и постановлением заместителя председателя Новосибирского областного суда от 2 сентября 2019 г., ООО «ЮК «ЛексПроф» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному
наказанию с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Дадонова Д.К. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 названного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско- правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца
стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (абзац второй пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 г. № 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района г. Новосибирска, установлено, что 29 апреля 2016 г. с Х. заключен трудовой договор, указанное лицо принято на работу в ООО «ЮК «ЛексПроф» в качестве помощника руководителя административного департамента, о чем 29 апреля 2016 г. вынесен приказ № 2.
Ранее в период с 12 сентября 2012 г. по 28 апреля 2016 г. Х. замещала должность ведущего специалиста в отделе пособий и социальных выплат министерства социального развития Новосибирской области.
Данная должность включена в перечень должностей государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД (далее также перечень должностей, утвержденный приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД).
В нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации уведомление о принятии Х. замещавшей ранее должность, включенную в названный выше перечень, не направлено в установленный десятидневный срок представителю нанимателя указанного лица по последнему месту его службы.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, сообщением начальника отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 5 мая 2017 г. № 444, сообщением директора ООО «ЮК «ЛексПроф» от 16 апреля 2018 г. № 11, копией приказа о приеме Х. на работу от 29 апреля 2016 г. № 2, копией трудового договора от 29 апреля 2016 г. и иными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по статье 19.29 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние общества квалифицировано по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области противодействия коррупции.
Довод жалобы о том, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности, так как должность, которую ранее замещала Х. не включена в перечень должностей, несущих
коррупционные риски, был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно признан несостоятельным.
Как правильно отмечено судебными инстанциями, ранее замещаемая Х. должность ведущего специалиста включена в утвержденный приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД перечень должностей государственных гражданских служащих указанного органа.
Утверждение данного перечня согласуется с положениями пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557) и пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925), в которых органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, разработать и утвердить перечни таких должностей.
Кроме того, постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 августа 2009 г. № 333 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Новосибирской области, и государственными гражданскими служащими Новосибирской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (далее - постановление Губернатора Новосибирской области от 3 августа 2009 г. № 333), в том числе во исполнение названных Указов утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Новосибирской области, при замещении которых государственные гражданские служащие Новосибирской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - перечень должностей).
В данный перечень включены должности государственной гражданской службы Новосибирской области, замещение которых связано с коррупционными рисками и исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает, в том числе предоставление государственных услуг гражданам и организациям (пункт 4).
В должностные обязанности ведущего специалиста отдела пособий и социальных выплат министерства социального развития Новосибирской области исполнение таких обязанностей входит.
При этом согласно пункту 8 Типового положения о территориальном органе министерства труда и социального развития Новосибирской области - отделе пособий и социальных выплат, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 27 декабря 2007 г. № 204-па «О территориальных органах министерства труда и социального развития Новосибирской области» (действовало на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратило силу с 28 октября 2019 г. в связи с изданием постановления Правительства Новосибирской области от 28 октября 2019 г. № 425-п, далее - Типовое положение), территориальный орган предоставляет государственные услуги в сфере социальной поддержки населения.
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 августа 2009 г. № 333 руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, руководителям государственных органов Новосибирской области рекомендовано определить в соответствии с пунктом 4 перечня должностей конкретные должности государственной гражданской службы Новосибирской области в соответствующих исполнительных органах государственной власти, в том числе в территориальных органах областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, государственных органах Новосибирской области, несущие коррупционные риски.
То обстоятельство, что перечень должностей государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска утвержден до принятия Закона о противодействии коррупции и до издания названных выше Указов Президента Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя не дает оснований для вывода о том, что данный документ не является перечнем должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками. В означенный перечень включены должности государственных гражданских служащих отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска, которые обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Решение задач по реализации государственной политики в области противодействия коррупции осуществлялось и до принятия означенного Закона, издания названных Указов Президента Российской Федерации. Утвержден национальный план противодействия коррупции, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» определен ряд соответствующих мер в целях создания системы противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции.
Судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что утвержденный приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД перечень должностей государственных гражданских служащих указанного органа не противоречит законодательству о противодействии коррупции и названным Указам Президента Российской Федерации.
В настоящей жалобе заявитель указывает, что отдел пособий и социальных выплат министерства труда и социального развития Новосибирской области является территориальным органом, который в соответствии с частью 8 статьи 8 Закона Новосибирской области от 3 марта 2004 г. № 168-03 «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» (далее - Закон Новосибирской области № 168-03) не вправе издавать нормативные правовые акты.
Вместе с тем не имеется оснований для вывода о том, что приказ отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД издан вопреки требованиям закона.
Частью 8 статьи 8 Закона Новосибирской области № 168-03 установлено, что территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты.
При этом в силу статьи 3 названного Закона исполнительными органами государственной власти Новосибирской области являются:
а) Правительство Новосибирской области;
б) областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области (далее - областные органы);
в) территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области (далее - территориальные органы).
Согласно части 1 статьи 7 указанного Закона к числу областных органов относятся министерства.
Частью 1.2 данной статьи установлено, что для осуществления своих полномочий на определенной территории Новосибирской области областные органы могут создавать свои территориальные органы в соответствии с утвержденными Правительством Новосибирской области перечнем указанных территориальных органов, предельной численностью работников и фондом
оплаты труда по каждому территориальному органу. Территориальные органы областных органов осуществляют свою деятельность на основе типового положения о территориальном органе областного органа, утверждаемого Правительством Новосибирской области.
Исходя из положений статей 6-8 Закона Новосибирской области № 16803 и названного выше Типового положения, отдел пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска - территориальный орган министерства труда и социального развития Новосибирской области является органом специальной компетенции, осуществляющим исполнительно- распорядительную деятельность в сфере предоставления мер социальной поддержки населения на территории муниципального района (городского округа) Новосибирской области.
При этом утверждение приказом отдела пособий и социальных выплат Центрального района г. Новосибирска от 20 октября 2008 г. № 10-ОД названного выше Перечня должностей государственных гражданских служащих этого органа не противоречит положениям пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557, пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925, пункта 4 перечня должностей, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 3 августа 2009 г. № 333, которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано определить должности, замещение которых связано с коррупционными рисками, а также разработать и утвердить перечни таких должностей. Равным образом издание означенного приказа не противоречит нормам раздела V Типового положения, в котором закреплена организация деятельности данного территориального органа.
В перечень должностей, утвержденный приказом министерства социального развития Новосибирской области, на который ссылается заявитель, включены должности указанного областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области и его структурных подразделений.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи 3-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 16 апреля 2019 г., решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 11 июня 2019 г. и постановление заместителя председателя Новосибирского областного суда от 2 сентября 2019 г., состоявшиеся в отношении ООО «ЮК «ЛексПроф» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Дадоновой Д.К., действующей на основании доверенности в интересах ООО «ЮК «ЛексПроф», - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации СБ. Никифоров