НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2020 № 59-АД20-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 59-АД20-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 8 июня 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу законного представителя публичного акционерного  общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - директора Кривошеева А.В. на вступившие в законную силу постановление от  01.10.2018 № 1026, вынесенное начальником отдела федерального  государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного  хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, решение судьи  Зейского районного суда Амурской области от 15.01.2019 № 12-33/2019,  решение судьи Амурского областного суда от 05.03.2019 № 7-152/2019 и  постановление заместителя председателя Амурского областного суда  от 14.08.2019 № 4-7-296/19, состоявшиеся в отношении публичного  акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой  энергетической системы» (далее - общество) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 01.10.2018 № 1026, вынесенным начальником отдела  федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства  лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее также - постановление должностного лица), общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4  статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, с назначением административного наказания в виде  административного штрафа 40 000 рублей. 


Решением судьи Зейского районного суда Амурской области от 15.01.2019   № 12-33/2019 постановление должностного лица изменено: уточнено  наименование подпункта договора аренды лесного участка, нарушение условий  которого при использовании лесов вменено обществу, в остальной части  названный акт оставлен без изменения. 

Решением судьи Амурского областного суда от 05.03.2019 № 7-152/2019 и  постановлением заместителя председателя Амурского областного суда  от 14.08.2019 № 4-7-296/19 постановление должностного лица и решение судьи  районного суда оставлены без изменения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный  представитель общества - директор Кривошеев А.В. выражает несогласие с  указанными актами, принятыми в отношении общества по данному делу об  административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении  и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам. 

Частями 1, 4 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации (нормы,  цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей  на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для  привлечения общества к административной ответственности) определено,  что отчет об использовании лесов представляется гражданами, юридическими  лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной  власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий,  определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса,  непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления  государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном  носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной  подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей  общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал  государственных и муниципальных услуг. Перечень информации, включаемой  в отчет об использовании лесов, порядок фиксации этой информации, форма и  порядок представления отчета об использовании лесов, а также требования к  формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 

Отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами,  юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного  самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со  статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, непосредственно  либо через многофункциональные центры предоставления государственных и  муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме 


электронного документа, подписанного электронной подписью, с  использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего  пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал  государственных и муниципальных услуг. Перечень информации, включаемой  в отчет об охране лесов от пожаров, форма и порядок представления отчета об  охране лесов от пожаров, а также требования к формату отчета об охране лесов  от пожаров в электронной форме устанавливаются уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти (части 1, 3 статьи 60 Лесного  кодекса Российской Федерации). 

Из частей 1, 4 статьи 66 указанного Кодекса следует, что отчет о  воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами,  юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и  лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного  самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со  статьями 81 - 84 названного Кодекса, непосредственно либо через  многофункциональные центры предоставления государственных и  муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме  электронного документа, подписанного электронной подписью,  с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего  пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал  государственных и муниципальных услуг. Перечень информации, включаемой  в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок фиксации этой  информации, форма и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и  лесоразведении, а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов  и лесоразведении в электронной форме устанавливаются уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти. 

В соответствии с частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях использование лесов с нарушением  условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных  насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных  документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет  наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот  до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч  рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, Министерством лесного хозяйства  и пожарной безопасности Амурской области и обществом 12.09.2014 заключен  договор аренды лесного участка № 169, подпунктом «м» пункта 11 которого к  обязанностям арендатора (общества) отнесено представление отчетов об  использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов в государственное  казенное учреждение Амурской области «Зейское лесничество» в  установленном законодательством порядке. Основанием для привлечения 


общества к административной ответственности по настоящему делу послужили  изложенные в постановлении должностного лица выводы о непредставлении  обществом в нарушение условий договора аренды лесного участка  от 12.09.2014 № 169 отчетов об использовании, охране, защите,  воспроизводстве лесов в государственное казенное учреждение Амурской  области «Зейское лесничество» (далее - учреждение) за первый и второй  кварталы 2018 года. 

Согласившись со сделанными должностным лицом административного  органа выводами судебные инстанции, помимо прочего, исходили из того, что  проект освоения лесов переданного в аренду лесного участка общества  предусматривал выполнение арендатором лесного участка мероприятий по  охране лесов от пожаров, осуществляемых в течение календарного года, в связи  с чем общество было обязано ежеквартально представлять отчеты об охране  лесов от пожаров, что соответствует пункту 2 Порядка представления отчета об  охране лесов от пожаров (приложение № 3 к приказу Минприроды России  от 09.03.2017 № 78), согласно положениям которого отчет представляется  ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным  периодом. В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным  регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране  лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января  года, следующего за отчетным. 

При этом утверждение законного представителя общества - директора  Кривошеева А.В. о том, что осуществляемые обществом мероприятия по  охране лесов от пожаров не свидетельствуют о необходимости  ежеквартального представления отчета об охране лесов от пожаров  подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашло. 

Фактические обстоятельства вменяемого административного  правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в  частности, протоколом об административном правонарушении (том 1, л.д. 140- 141), копией упомянутого выше договора аренды лесного участка (том 1,  л.д. 161-163) и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет  относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с  требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении  в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и  своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного  правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях установлены наличие 


события административного правонарушения, лицо, допустившее  использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка,  виновность указанного лица в совершении административного  правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного  разрешения дела, а также причины и условия совершения административного  правонарушения. 

Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными  обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях и подлежащего применению лесного  законодательства, действующего на момент возникновения обстоятельств,  послуживших основанием для привлечения общества к административной  ответственности. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо министерства лесного  хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и судебные инстанции  сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм,  за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных  правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не  были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Вопреки доводам жалобы, положения части 4 статьи 8.25 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают  ответственность за использование лесов с нарушением условий различных  договоров и иных документов, на основании которых предоставлены лесные  участки. Наступление последствий такого деяния в виде угрозы причинения  вреда лесам, на чем настаивает заявитель поданной в Верховный Суд  Российской Федерации жалобы, к признакам объективной стороны данного  состава законом не отнесено, на что лицу было обоснованно указано в  обжалуемом решении судьи Амурского областного суда от 05.03.2019 № 7- 152/2019. 

Срок давности и порядок привлечения общества к административной  ответственности соблюдены. 


При рассмотрении данного дела нарушений норм Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренных  им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и  объективно рассмотреть дело, не допущено. 

Административное наказание в виде административного штрафа назначено  обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи  8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  для юридических лиц. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, в том числе с учетом норм  статьи 1.7 указанного Кодекса при рассмотрении настоящей жалобы  не установлено. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 01.10.2018 № 1026, вынесенное начальником отдела  федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства  лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, решение судьи  Зейского районного суда Амурской области от 15.01.2019 № 12-33/2019,  решение судьи Амурского областного суда от 05.03.2019 № 7-152/2019 и  постановление заместителя председателя Амурского областного суда от  14.08.2019 № 4-7-296/19, состоявшиеся в отношении публичного акционерного  общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи  8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,  оставить без изменения, жалобу законного представителя публичного  акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой  энергетической системы» - директора Кривошеева А.В. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации С.Б.Никифоров