НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2021 № 46-АД21-70

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 46-АД21-70-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Москва 6 июля 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции  финансового контроля Самарской области ФИО1 на вступившее в  законную силу постановление судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 09.12.2020 № 16-7831/2020, состоявшееся в отношении  руководителя департамента имущественных и земельных отношений  Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2 (далее - ФИО2) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением от 16.04.2020 № 23-22/59/2020, принятым заместителем  руководителя Государственной инспекции финансового контроля Самарской  области ФИО1 (далее также - постановление должностного лица),  руководитель департамента имущественных отношений Самарской области  ФИО2 признан виновным в совершении административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, ему назначено  административное наказание в виде административного штрафа в размере  14 112 рублей. 

Решением судьи Октябрьского районного суда города Самары  от 09.07.2020 № 12-380/20 и решением судьи Самарского областного суда  от 17.09.2020 № 21-1529/2020 постановление должностного лица оставлено без 

изменения. 


[A1] Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции  от 09.12.2020 № 16-7831/2020 постановление должностного лица и судебные  акты, состоявшиеся в порядке его обжалования, отменены, производство по  делу об административном правонарушении в отношении Андреева И.А.  прекращено применительно к пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием  состава административного правонарушения. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заместитель  руководителя Государственной инспекции финансового контроля Самарской  области ФИО1, вынесшая постановление о назначении ФИО2  административного наказания, просит об отмене постановления судьи  кассационного суда общей юрисдикции, принятого по данному делу, приводя  доводы о его незаконности. 

ФИО2, уведомленный в соответствии с требованиями части 2  статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленный срок  представил в Верховный Суд Российской Федерации возражения, в которых  настаивал на законности обжалуемого судебного акта. 

В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению  жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело  об административном правонарушении в полном объеме. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении,  ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе и поданных на нее  возражениях, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит  к следующим выводам. 

Частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО2 к  административной ответственности) определено, что заключение контракта по  результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением  объявленных условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или  условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в  соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной  системе в сфере закупок заключается контракт, влечет наложение  административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента  начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не  

более тридцати тысяч рублей, на юридических лиц в размере 1 процента 


[A2] начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пятидесяти тысяч  рублей и не более трехсот тысяч рублей. 

В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013   № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о  контрактной системе) по результатам электронной процедуры контракт  заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях,  предусмотренных этим законом, с иным участником этой процедуры, заявка  которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям,  установленным документацией и (или) извещением о закупке. 

Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или)  извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене,  предложенной победителем (часть 10 указанной статьи Закона о контрактной  системе). 

Из части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что контракт  заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении  закупки или приглашением принять участие в определении поставщика  (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным  предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за  исключением особо оговоренных случаев. 

При заключении контракта указывается, что цена контракта является  твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях,  установленных Правительством Российской Федерации, указываются  ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное  значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о  закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не  допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и  статьей 95 названного закона (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе). 

Как видно из материалов дела об административном правонарушении,  Главным управлением организации торгов Самарской области 05.03.2019  в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение   № 0142200001319002304 о проведении открытого конкурса в электронной  форме на оказание услуг по круглосуточной охране объектов, составляющих  имущество казны Самарской области, с использованием системы  видеонаблюдения. Проектом контракта, являющимся неотъемлемой частью  документации открытого конкурса, предусмотрено условие о включении НДС  в цену контракта (в стоимость услуг). Согласно протоколу подведения итогов  открытого конкурса в электронной форме от 15.04.2019 победителем признано  ООО ЧОО «Респект». В пункте 2.1 заключенного по результатам 

закупки контракта от 26.04.2019 № 2 указано, что цена контракта составляет 


[A3] 793 800 рублей 00 копеек, НДС не облагается, применяется упрощенная  система налогообложения. 

Установив, что в нарушение норм статей 34, 83.2 Федерального закона  от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) вышеуказанный контракт заключен с  нарушением объявленных условий определения исполнителя (выразившемся  в отсутствии условия о включении НДС в цену контракта), в отношении  ФИО2, подписавшего контракт со стороны министерства  имущественных отношений Самарской области, заместителем руководителя  Государственной инспекции финансового контроля Самарской области  вынесено постановление от 16.04.2020 № 23-22/59/2020 о привлечении его  к административной ответственности по настоящему делу. 

Судьи районного и областного судов с постановлением должностного лица  согласились. 

Отменяя постановление должностного лица и решения судей с  прекращением производства по делу об административном правонарушении,  судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции сделал вывод об  отсутствии в деянии привлекаемого к административной ответственности лица  состава административного правонарушения, сочтя, что неисключение  заказчиком из проекта контракта на стадии его подписания условия о цене  контракта «включая НДС», в случае, если контракт заключается с поставщиком  (подрядчиком, исполнителем), применяющим упрощенную систему  налогообложения, приведет к ущемлению прав участника закупки, поскольку  такое лицо будет обязано уплатить НДС, что противоречит налоговому  законодательству. 

Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на  принятые по делу судебные акты, должностное лицо, вынесшее постановление  о назначении административного наказания, настаивает на том, что судьей  кассационного суда общей юрисдикции ошибочно применены нормы Закона о  контрактной системе. 

Исходя из приведенных выше положений Закона о контрактной системе  любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС  и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в  закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт  по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене,  предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне 

зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. 


[A4] Поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги)  оплачиваются по цене, указанной в контракте, корректировка заказчиком цены  контракта при заключении государственного или муниципального контракта с  участником размещения заказа, применяющим упрощенную систему  налогообложения, путем исключения из стоимости товаров (работ, услуг) НДС  не допускается. 

При этом указание заказчиком в проекте контракта цены, включающей  НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему  налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС. В  силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации и  правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда  Российской Федерации от 03.06.2014 № 17-П, такого рода обязанность может  возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе  счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога. 

Принимая во внимание изложенное, должностное лицо, вынесшее  постановление о назначении административного наказания, в поданной в  Верховный Суд Российской Федерации жалобе настаивает на  необоснованности выводов судьи кассационного суда общей юрисдикции об  отсутствии в вышеобозначенном деянии состава административного  правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Эти обстоятельства при рассмотрении данного дела не получили  надлежащей оценки судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции. 

Таким образом, требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех  обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, при  рассмотрении дела об административном правонарушении в кассационном суде  общей юрисдикции соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и  объективному рассмотрению дела не приняты. 

При изложенных данных постановление судьи Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 09.12.2020 № 16-7831/2020, состоявшееся в  отношении руководителя департамента имущественных и земельных  отношений Министерства имущественных отношений Самарской области  ФИО2 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, нельзя признать принятым с  соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и  своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии 

с законом, в связи с чем названный судебный акт подлежит отмене. 


[A5] С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской  Федерации жалобы заместителя руководителя Государственной инспекции  финансового контроля Самарской области Ульченко Н.В. срок давности  привлечения к административной ответственности, установленный частью 1  статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность  возобновления производства по делу и правовой оценки действий Андреева  И.А. утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого  производство по делу об административном правонарушении было  прекращено, что недопустимо. 

При таком положении постановление должностного лица и решения судей  районного и областного судов также не могут быть оставлены в силе,  названные акты следует отменить. Производство по делу подлежит  прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 указанного Кодекса в  связи с истечением срока давности привлечения к административной  ответственности. 

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской  Федерации 

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 16.04.2020 № 23-22/59/2020, принятое заместителем  руководителя Государственной инспекции финансового контроля Самарской  области, решение судьи Октябрьского районного суда города Самары  от 09.07.2020 № 12-380/20, решение судьи Самарского областного суда  от 17.09.2020 № 21-1529/2020 и постановление судьи Шестого кассационного  суда общей юрисдикции от 09.12.2020 № 16-7831/2020, вынесенные в  отношении руководителя департамента имущественных и земельных  отношений Министерства имущественных отношений Самарской области  ФИО2 по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, отменить. 

Производство по делу об административном правонарушении на  основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях прекратить. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации .ФИО3