НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 06.05.2020 № 4-АД20-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 4-АД20-5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 06 мая 2020 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника Онкорова М.Н., действующего на основании  доверенности в интересах Бабаевой Н. на вступившие в законную силу  постановление судьи Люберецкого городского суда Московской области от 26  января 2016 года, решение судьи Московского областного суда от 15 марта  2016 года и постановление заместителя председателя Московского областного  суда от 22 июня 2018 года, вынесенные в отношении Бабаевой Надиры по делу  об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи  18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установил:

постановлением судьи Люберецкого городского суда Московской области  от 26 января 2016 года, оставленным без изменения решением судьи  Московского областного суда от 15 марта 2016 года и постановлением  заместителя председателя Московского областного суда от 22 июня 2018 года,  гражданка Республики Азербайджан Бабаева Н. признана виновной в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным  выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого  самостоятельного выезда. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Онкоров М.Н. выражает несогласие с вынесенными в отношении Бабаевой Н.  судебными актами, просит их отменить в части административного выдворения  за пределы Российской Федерации. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 


В соответствии с частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Бабаевой Н. к  административной ответственности) предусмотрена административная  ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без  гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения  на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в  соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным  гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской  Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой  деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если  разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии  (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление  иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности  вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого  данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или  разрешено временное проживание. 

Согласно части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, нарушение, предусмотренное частью 1  настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или  Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области,  влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи  тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской  Федерации. 

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации,  особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории  Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей  определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ). 

В силу пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года   № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и  использовать иностранных работников при наличии разрешения на  привлечение и использование иностранных работников, а иностранный  гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он  достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или  патента. 

Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного  гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке,  требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в  случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на  временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой  деятельности. 


Патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим  Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в  Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за  исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное  осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой  деятельности. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что  26 января 2016 года в 14 часов 30 минут в ходе проведения проверки  соблюдения требований миграционного законодательства по адресу:  Московская область, г. Люберцы, <...>, была выявлена гражданка Республики Азербайджан Бабаева Н., которая в нарушение  требований Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ осуществляла  трудовую деятельность в ООО «Иларим-Б» в качестве повара в ресторане  «Дворец Султана» без разрешения на работу либо патента в Московской  области.  

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 13);  рапортом инспектора МРОКПИГ № 4 УФМС России по Московской области  (л.д. 12); распоряжением о проведении выездной внеплановой проверки (л.д. 1);  письменными объяснениями Бабаевой Н. (л.д. 5); данными из базы ФМС АС  ЦБДУИГ (л.д. 6-8); протоколом осмотра территории (л.д. 2); фототаблицей (л.д.  3-4), которым дана оценка в совокупности с другими материалами дела на  предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с  требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях. 

Таким образом, действия Бабаевой Н. образуют объективную сторону  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

При рассмотрении дела об административном правонарушении на  основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств  установлены все юридически значимые обстоятельства совершения  административного правонарушения. 

Постановление о привлечении Бабаевой Н. к административной  ответственности за совершение административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока  давности привлечения к административной ответственности, установленного  частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения  Варданяна В.А. к административной ответственности соблюден. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  защитник Онкоров М.Н. указывает, что применение к Бабаевой Н. такой меры 


административной ответственности, как административное выдворение за  пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает ее  право на уважение семейной жизни. 

Такие доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение  состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных  постановлений. 

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая  право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает  вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за  исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и  необходимо в демократическом обществе в интересах национальной  безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния  страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны  здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц. 

Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским  Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с  нормами международного права и своими договорными обязательствами  контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей  территории; в вопросах иммиграции статья 8 Конвенции о защите прав  человека и основных свобод или любое другое ее положение не могут  рассматриваться как возлагающие на государство общую обязанность уважать  выбор супружескими парами страны совместного проживания и разрешать  воссоединение членов семьи на своей территории (Постановления от 28 мая  1985 года по делу «Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (АЬсш1а212, СаЬа1ез апа1  Ва1капс1аП) против Соединенного Королевства», § 68; от 19 февраля 1996 года  по делу «Поль (Ош) против Швейцарии», § 38; от 10 марта 2011 года по делу  «Киютин (Кшпп) против России», § 53 и др.). Европейский Суд по правам  человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует  иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее  территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве  ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его  контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку  они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое  в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть  оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать  правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 года по делу «Беррехаб  (ВеггеЬаЬ) против Нидерландов», § 28; от 24 апреля 1996 года по делу  «Бугханеми (Вои§Ьапегш) против Франции», § 41; от 26 сентября 1997 года по  делу «Эль-Бужаиди (Е1 Вои)а1оТ) против Франции», § 39; от 18 октября 2006  года по делу «Юнер (Шег) против Нидерландов», § 54; от 06 декабря 2007 года  по делу «Лю и Лю (Ьш ап<1 Ьш) против России», § 49; решение от 09 ноября  2000 года по вопросу о приемлемости жалобы «Андрей Шебашов (Апёгеу  8ЬеЬазЬоу) против Латвии» и др.). 


Относительно критериев допустимости высылки в демократическом  обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение,  придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от  обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью  установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами  отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения;  в то же время право властей применять выдворение может быть важным  средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений  иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало  бы уважение к такому закону.  

При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его  лояльности к правопорядку страны пребывания. 

Необходимость назначения дополнительного административного  наказания в виде административного выдворения за пределы Российской  Федерации предусмотрена санкцией части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с общими правилами назначения административного  наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и  индивидуализации ответственности, административное наказание за  совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской  Федерации об административных правонарушениях. При назначении  административного наказания физическому лицу учитываются характер  совершенного им административного правонарушения, личность виновного,  его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие  административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие  административную ответственность (части 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях). 

Как усматривается из материалов дела, судебными инстанциями  требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных  свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного  административного правонарушения, личность виновного и другие  обстоятельства дела. 

Доводы защитника Онкорова М.Н. о том, что на территории Российской  Федерации Бабаева Н. совместно проживает с мужем и несовершеннолетними  детьми, был предметом рассмотрения заместителя председателя Московского  областного суда и обоснованно был отклонен, как не освобождающий  иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное  законодательство Российской Федерации и не являющийся основанием к  освобождению Бабаевой Н. от применения к ней наказания в виде  административного выдворения за пределы Российской Федерации. 


При таких обстоятельствах постановление судьи в части назначения  дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы  Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость  применения к Бабаевой Н. указанной меры ответственности и ее соразмерность  предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях целям административного наказания,  связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим  правонарушителем, так и другими лицами. 

Административное наказание назначено Бабаевой Н. в пределах санкции  части 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении  рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях,  соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела,  получили надлежащую оценку. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не  допущено, нормы материального права применены правильно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения  состоявшихся по делу судебных постановлений не усматривается. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Люберецкого городского суда Московской области  от 26 января 2016 года, решение судьи Московского областного суда  от 15 марта 2016 года и постановление заместителя председателя Московского  областного суда от 22 июня 2018 года, вынесенные в отношении  Бабаевой Надиры по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 2 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника Онкорова М.Н.- без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Никифоров