НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 04.02.2021 № 9-АД21-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 9-АД21-2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 4 февраля 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу и дополнение к ней защитника Шутовой Светланы  Юрьевны, действующей на основании доверенности в интересах общества с  ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма  «Металлимпресс» (далее - ООО НПФ «Металлимпресс», общество) на  вступившие в законную силу постановление главного государственного  инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в  Нижегородской области от 1 марта 2019 г. № 5/469/2019/АП/НС-1, решение  судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 апреля  2019 г., решение судьи Нижегородского областного суда от 25 июля 2019 г. и  постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от  10 февраля 2020 г., вынесенные в отношении ООО НПФ «Металлимпресс» по  делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3  статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

установил:

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда)  Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 12 октября  2018 г. № 5/469/2018/156/2 ООО НПФ «Металлимпресс» признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 120 000 рублей. 

Решением судьи Дзержинского городского суда Нижегородской области  от 16 января 2019 г. указанное постановление должностного лица отменено, 


дело возвращено в Государственную инспекцию труда в Нижегородской  области на новое рассмотрение. 

По результатам нового рассмотрения постановлением главного  государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной  инспекции труда в Нижегородской области от 1 марта 2019 г.   № 5/469/2019/АП/НС-1, оставленным без изменения решением судьи  Дзержинского городского суда Нижегородской области от 24 апреля 2019 г.,  решением судьи Нижегородского областного суда от 25 июля 2019 г. и  постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от  10 февраля 2020 г., ООО НПФ «Металлимпресс» признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 120 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  Шутова СЮ. ставит вопрос об отмене постановления главного  государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной  инспекции труда в Нижегородской области от 1 марта 2019 г.   № 5/469/2019/АП/НС-1, решения судьи Дзержинского городского суда  Нижегородской области от 24 апреля 2019 г., решения судьи Нижегородского  областного суда от 25 июля 2019 г. и постановления судьи Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2020 г., состоявшихся в  отношении общества по настоящему делу об административном  правонарушении, ссылаясь на их незаконность. 

Изучение материалов дела об административном правонарушении и  доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам. 

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях допуск работника к исполнению им  трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и  проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных  предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение  трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских  осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических  освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от  пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от  пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста  десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей. 

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда  возлагаются на работодателя (часть первая статьи 212 Трудового кодекса  Российской Федерации). 

Согласно части второй этой статьи работодатель обязан обеспечить:  обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой 


помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране  труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны  труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке  обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний  требований охраны труда. 

Частью первой статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации  установлено, что все работники, в том числе руководители организаций, а  также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить  обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в  порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской  Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения  Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых  отношений. 

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны  труда работников организаций утвержден постановлением Министерства труда  и социального развития Российской Федерации и Министерства образования  Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 1/29 (далее - Порядок обучения  по охране труда и проверки знаний). 

В силу пункта 2.3.2 указанного порядка обучение по охране труда  руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам  по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными  учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими  учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную  деятельность (обучающие организации), при наличии у них лицензии на право  ведения образовательной деятельности, преподавательского состава,  специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей  материально-технической базы. 

Обучение по охране труда проходят, в том числе руководители  организаций, заместители руководителей организаций, курирующие вопросы  охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда, работодатели - физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью; руководители, специалисты, инженерно-технические  работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на  рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и  технический надзор за проведением работ; педагогические работники  образовательных учреждений начального профессионального, среднего  профессионального, высшего профессионального, послевузовского  профессионального образования и дополнительного профессионального  образования - преподаватели дисциплин «охрана труда», «безопасность  жизнедеятельности», «безопасность технологических процессов и  производств», а также организаторы и руководители производственной  практики обучающихся - в обучающих организациях федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации в области охраны труда. 


В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации  работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника,  не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и  навыков в области охраны труда. 

Из материалов дела следует, что в период с 25 сентября 2018 г. по  9 октября 2018 г. на основании распоряжения заместителя руководителя  Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 25 сентября  2018 г. № 156 должностным лицом указанного органа при участии в комиссии  по расследованию произошедшего 21 сентября 2018 г. с работником  ООО НПФ «Металлимпресс» тяжелого несчастного случая на производстве,  проведено надзорное мероприятие, связанное с расследованием его  обстоятельств и причин. 

В ходе данного мероприятия установлено, что производитель работ  К. и начальник участка У. в соответствии с должностными обязанностями осуществляют в ООО НПФ «Металлимпресс»  организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в  производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за  проведением работ, а У. приказом общества № 3-ОТ/2018 дополнительно назначен ответственным за производство работ и охрану труда  на объекте. 

В нарушение требований статей 76, 212, 225 Трудового кодекса  Российской Федерации, пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и  проверки знаний в период с 14 декабря 2016 г. по 14 сентября 2018 г.  производитель работ К. и с 14 марта 2016 г. по 14 сентября 2018 г. начальник участка У. допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения в обучающих организациях  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в области охраны труда. 

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения  общества к административной ответственности, установленной данной нормой. 

Фактические обстоятельства административного правонарушения  подтверждены собранными по делу доказательствами: распоряжением об  осуществлении надзорных мероприятий (т. 1, л.д. 108), актом о несчастном  случае на производстве (т. 1, л.д. 109-111), актом о расследовании тяжелого  несчастного случая (т. 1, л.д. 112-114), копиями должностных инструкций  производителя работ и начальника участка (т. 1, л.д.116-117, 121-122), копиями  приказов о приеме работников на работу, о поручении выполнения 


дополнительной работы в порядке совмещения должностей (т. 1, л.д. 119, 123,  124), протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 127-128) и  иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости,  достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии общества  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся доказательствам. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства совершения административного правонарушения,  предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. 

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о  том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению  правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об  административных правонарушениях предусмотрена административная  ответственность. 

Наличие или отсутствие причинно-следственной связи между  произошедшим несчастным случаем и выявленным нарушением не имеет  значения для привлечения общества к административной ответственности за  совершение этого нарушения. Основанием для возбуждения настоящего дела  об административном правонарушении послужило выявленное в ходе  проведения надзорного мероприятия нарушение требований трудового  законодательства, выразившееся в допуске работников к исполнению ими  трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и  проверки знаний требований охраны труда, за совершение которого частью 3  статьи 5.27.1 названного кодекса установлена административная  ответственность. 

В настоящей жалобе защитник заявляет о необоснованности привлечения  общества к административной ответственности, ссылаясь на то, что вмененного  нарушения допущено не было, названные работники в соответствии с  абзацем 10 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний 


непосредственно в организации прошли обучение по охране труда и проверку  знаний. 

Данный довод нельзя признать состоятельным.

Абзацем 10 пункта 2.3.2 Порядка обучения по охране труда и проверки  знаний предусмотрено, что руководители и специалисты организации могут  проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны  труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний  требований охраны труда. 

Положения данной нормы относятся к руководителям и специалистам  организации, которые не указаны в абзацах 3-9 пункта 2.3.2 названного  порядка. 

Производитель работ К. и начальник участка У. относятся к числу лиц, перечисленных в абзаце 3 пункта 2.3.2 названного  порядка, и должны проходить обучение в обучающей организации при наличии  у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, аккредитации  на обучение работодателей и работников вопросам охраны труда,  преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и  соответствующей материально-технической базы. 

Названные работники, не прошедшие обучение по охране труда и  проверку знаний в установленном законом порядке, в нарушение приведенных  выше норм были допущены к исполнению трудовых обязанностей, что влечет  административную ответственность по части 3 статьи 5.27.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Довод заявителя о том, что должностным лицом неверно определен период  совершения административного правонарушения, дело рассмотрено  должностным лицом за пределами срока давности привлечения к  административной ответственности, является несостоятельным. 

Согласно пункту 2.2.1 Порядка обучения по охране труда и проверки  знаний работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в  течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и  приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц,  переводимых на другую работу. 

Пунктом 2.3.1 названного порядка предусмотрено, что руководители и  специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в  объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение  первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три  года. 

Из материалов дела усматривается, что К. принят в ООО НПФ «Металлимпресс» на должность производителя работ с 18 ноября 2013 г. на  основании приказа от 12 ноября 2013 г. № 1088-К. 

У <...> принят в ООО НПФ «Металлимпресс» на должность производителя работ с 10 января 2012 г. на основании приказа от 30 декабря  2011 г. № 44-К (т. 1, л.д. 123). С 1 марта 2016 г. ему поручено выполнение 


дополнительной работы в порядке совмещения должности начальника участка  на основании приказа от 1 марта 2016 г. № 75/1-К (т. 1, л.д. 124). 

Исследовав представленные в ходе надзорного мероприятия документы, из  которых следует, что до 14 сентября 2018 г. указанные лица не проходили  обучение и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с  названным выше порядком, а прохождение обучения и проверки знаний  14 декабря 2016 г. (К<...> и 14 марта 2016 г. (У<...> не  соответствует требованиям этого нормативного правового акта, должностное  лицо, с выводами которого согласились судебные инстанции, сделало вывод о  том, что в период с 14 декабря 2016 г. по 14 сентября 2018 г. производитель  работ К. и с 14 марта 2016 г. по 14 сентября 2018 г. начальник участка У. допущены к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний в обучающих организациях  федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации в области охраны труда. 

Факт допуска этих лиц в указанные периоды в нарушение приведенных  выше норм к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обучения и  проверки знаний в установленном законом порядке подтвержден материалами  дела. Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, рассмотрение дела об административном  правонарушении и жалоб на постановление, состоявшееся по такому делу,  осуществляется в пределах объема обвинения, предъявленного лицу при его  возбуждении, выходить за пределы которого недопустимо. 

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях срок давности привлечения к  административной ответственности за нарушение трудового законодательства  составляет один год. 

С учетом периода, в течение которого обществу вменен допуск работников  к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном  порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, дело  рассмотрено должностным лицом Государственной инспекции труда в  Нижегородской области 1 марта 2019 г. с соблюдением срока давности  привлечения к административной ответственности. 

Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе  производства по делу, не нашли своего подтверждения, обоснованно  отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих актах, и не ставят  под сомнение наличие в деянии общества объективной стороны состава  вмененного административного правонарушения. 

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и  судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене  принятых по делу актов не является. 

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.


Административное наказание назначено с соблюдением требований  статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы  повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении  настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда)  Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 1 марта 2019 г.   № 5/469/2019/АП/НС-1, решение судьи Дзержинского городского суда  Нижегородской области от 24 апреля 2019 г., решение судьи Нижегородского  областного суда от 25 июля 2019 г. и постановление судьи Первого  кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2020 г., вынесенные в  отношении ООО НПФ «Металлимпресс» по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения,  жалобу и дополнение к ней защитника Шутовой С.Ю., действующей на  основании доверенности в интересах ООО НПФ «Металлимпресс», - без  удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров