НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2021 № 5-АД21-98

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АД21-98-К2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 03 декабря 2021 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Федеральная  пассажирская компания» Самойловой Н.А. на вступившие в законную силу  постановление мирового судьи судебного участка № 382 Красносельского  района города Москвы от 30 сентября 2019 года, решение судьи Мещанского  районного суда города Москвы от 28 февраля 2020 года и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 года,  вынесенные в отношении акционерного общества «Федеральная пассажирская  компания» (далее - общество) по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, 

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 382  Красносельского района города Москвы от 30 сентября 2019 года, оставленным  без изменения решением судьи Мещанского районного суда города Москвы от  28 февраля 2020 года и постановлением судьи Второго кассационного суда  общей юрисдикции от 12 апреля 2021 года, общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3  статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде  административного штрафа в размере 100 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник  общества Самойлова Н.А. ставит вопрос об отмене вышеперечисленных  судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и прекращении производства по  делу. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы  жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам. 


[A1] В соответствии с частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения  обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к  административной ответственности) осуществление предпринимательской  деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных  лицензией, влечет предупреждение или наложение административного штрафа  на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати  тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей. 

Как усматривается из материалов дела, 08 июля 2019 года при следовании  пассажирского поезда № 42 сообщением «Астрахань-Волгоград» с тепловозом  ТЭП70 № 327 по третьему пути станции Ахтуба произошла вынужденная  остановка поезда по причине неисправности тепловоза, после ее устранения  продолжено движение. 

При дельнейшем следовании на перегоне Ахтуба-Владимировка снова  выявлена неполадка и в 20 часов 56 минут произведена остановка на станции  Владимировка по причине невозможности дальнейшего следования,  машинистом тепловоза затребован вспомогательный локомотив. 

Указанный выше пассажирский поезд отправился со станции  Владимировка при помощи вспомогательного тепловоза 2ТЭ25КМ № 279 08  июля 2019 года в 21 час 37 минут. 

Таким образом, задержка поезда произошла в связи с неисправностью  тепловоза ТЭП70 № 327. 

Перевозчиком, осуществляющим перевозки пассажиров пассажирским  поездом № 42 сообщением «Астрахань-Волгоград» на основании лицензии на  осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом  пассажиров от 23 сентября 2016 года серии ПП № 7707077, является общество. 

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу  доказательствами, в том числе, протоколом об административном  правонарушении, копиями лицензии, устава общества, технического  заключения и другими представленными доказательствами, получившими  оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по  правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях.  

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  данного Кодекса. 

В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные  требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных  видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 


[A2] Лицензионные требования включают в себя требования к созданию  юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные  федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на  обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования,  предусмотренные частью 4.1 этой статьи. 

Лицензионные требования к осуществлению деятельности по перевозкам  железнодорожным транспортом пассажиров установлены постановлением  правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 марта № 221 «О  лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном  транспорте» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по  перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров», «Положением о  лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом  опасных грузов», «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной  деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном  транспорте»). 

Подпунктом «а» пункта 4 положения о лицензировании деятельности по  перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров установлена  обязанность соблюдения лицензиатом порядка и условий осуществления  перевозок пассажиров, которые установлены федеральными законами «О  железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав  . железнодорожного транспорта Российской Федерации», в части требований к  перевозчику, в том числе правил оказания услуг по перевозкам на  железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и  грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с  осуществлением предпринимательской деятельности, и правил перевозок  пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. 

Согласно статье 80 Федерального закона от 10 января 2003 года № 18-ФЗ  «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчики и  владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок  пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на  железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей  главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность  перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в  соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. 

Предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа  по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной  состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять  обязательным требованиям, установленным в соответствии с  законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а  также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог  Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной  власти в области железнодорожного транспорта (статья 17 Федерального 


[A3] закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в  Российской Федерации»). 

В силу приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных  дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от  21 декабря 2010 года № 286 железнодорожный подвижной состав должен  своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта,  техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном  техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и  эксплуатации железнодорожного транспорта и выполнение требований по  охране труда и пожарной безопасности. Ответственными за исправное  техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение  установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава,  являются владельцы железнодорожного подвижного состава, работники  железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие. Не  допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах  железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие  безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. 

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным  в совершении административного правонарушения, если будет установлено,  что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение  которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации  предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были  приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 

Принимая во внимание требования норм законодательства о  лицензировании, исследовав фактические обстоятельства, установленные по  данному делу об административном правонарушении, судебные инстанции  сочли, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению  требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом  Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность. 

Несогласие заявителя жалобы с этим выводом и оценкой имеющихся в  деле доказательств не свидетельствует о том, что судами допущены какие-либо  нарушения Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не  позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. 

Доводы общества, заявленные в ходе производства по настоящему делу об  административном правонарушении, являлись предметом проверки  нижестоящих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в  материалах дела об административном правонарушении, противоречат  совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по  основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под  сомнение наличие в совершенном обществом деянии объективной стороны  состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 


[A4] статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях. 

Постановление о привлечении общества к административной  ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности  привлечения к административной ответственности, установленного частью 1  статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для данной категории дел. 

Административное наказание назначено обществу в пределах санкции  части 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях для юридических лиц. 

Согласно статье 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях не является административным правонарушением  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней  необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно  угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также  охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность  не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является  менее значительным, чем предотвращенный вред. 

Сведений о том, что общество допустило нарушение лицензионных  требований в состоянии крайней необходимости, материалы дела не содержат. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17  указанного Кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых  судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 382 Красносельского  района города Москвы от 30 сентября 2019 года, решение судьи Мещанского  районного суда города Москвы от 28 февраля 2020 года и постановление судьи  Второго кассационного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2021 года,  состоявшиеся в отношении акционерного общества «Федеральная  пассажирская компания» по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу  защитника акционерного общества «Федеральная пассажирская компания»  Самойловой Н.А. - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СБ. Никифоров