НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Верховного Суда РФ от 03.12.2021 № 46-АД21-80

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 46-АД21-80-К6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва 03 декабря 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров СБ.,  рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную  силу постановление судьи Промышленного районного суда города Самары от  19 февраля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 мая  2021 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 17 августа 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 (далее - ФИО1) по делу об административном  правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

постановлением судьи Промышленного районного суда города Самары от  19 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского  областного суда от 13 мая 2021 года и постановлением судьи Шестого  кассационного суда общей юрисдикции от 17 августа 2021 года, ФИО1  признан виновным в совершении административного правонарушения,  предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, и подвергнут административному  наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. 

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФИО1 выражает несогласие с вынесенными в отношении него судебными актами,  ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы  жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующим выводам. 

Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем  постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения 


[A1] обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Белавина А.Г. к  административной ответственности) нарушение участником публичного  мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга,  демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев,  предусмотренных частью 6 этой статьи, влечет наложение административного  штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные  работы на срок до сорока часов. 

Положения указанной нормы имеют бланкетный характер и применяются с  учетом законодательных актов, регулирующих правила организации и  проведения публичных мероприятий, нарушение которых и образует  объективную сторону соответствующего административного правонарушения. 

Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией  Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия,  проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования  регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О  собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон № 54-ФЗ). 

В силу пунктов 1,3,5 статьи 2 Закона № 54-ФЗ публичным мероприятием  признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме  собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в  различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе  граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных  объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием  транспортных средств. Целью публичного мероприятия является в числе  прочего свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение  требований по различным вопросам политической, экономической, социальной  и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. При этом митингом  является массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного  выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем  преимущественно общественно-политического характера, а шествием - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях  привлечения внимания к каким-либо проблемам. 

Статьей 3 Закона № 54-ФЗ установлено, что проведение публичного  мероприятия основывается на принципах законности - соблюдении положений  Конституции Российской Федерации, названного Закона, иных  законодательных актов Российской Федерации; а также добровольности  участия в публичном мероприятии. 

Исходя из положений статьи 4 Закона № 54-ФЗ в рамках организации  публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, которые направлены на  обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия,  согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия,  и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и  безопасности. 

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного  мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 названного закона 


[A2] организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной  власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в  порядке, установленном статьей 7 названного закона. 

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом  Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-0, от  24 октября 2013 года № 1619-0, Закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного,  доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в  форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования,  закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи  5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья б), а также органов  публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям  корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, которыми предусмотрена  административная ответственность за нарушение законодательства о  собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38,  20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за  нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга,  демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в  силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность  участника публичного мероприятия может наступать только в случае  совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного,  виновного бездействия. 

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6  Закона № 54-ФЗ. 

В соответствии с частью 3 этой статьи во время проведения публичного  мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования  организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц,  уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников  органов внутренних дел. 

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 23  января 2021 года в период с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут ФИО1, являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме  (митинг, шествие), уведомление о проведении которого в порядке,  установленном статьей 7 Закона № 54-ФЗ, не было подано в органы  исполнительной власти и органы местного самоуправления, следуя по  маршруту от пл. Героев 21-й Армии по пр. Ленина, ул. Полевой, ул.  Молодогвардейской до пл. Славы в г. Самаре не выполнил требования  сотрудников полиции, предусмотренные пунктами 1, 7 части 1 статьи 13  Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», и  сотрудников администрации г.о. Самара о прекращении противоправных  действий и отказе от участия в несанкционированном публичном мероприятии. 

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными  доказательствами, в том числе, протоколом об административном  правонарушении, протоколом о доставлении, рапортами сотрудников полиции, 


[A3] объяснениями Белавина А.Г., видеоматериалом и иными материалами дела,  которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности,  достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при рассмотрении дела об  административном правонарушении на основании полного и всестороннего  анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически  значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1  указанного Кодекса, в том числе место совершения административного  правонарушения. 

Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного  порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную  ответственность по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, может иметь место только в случае  невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей  (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных  мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности,  необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов  внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии  Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия  законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а  также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей,  связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и  соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит  квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (пункт 33 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О  некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении  административных дел и дел об административных правонарушениях,  связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях»). 

Таким образом, действия ФИО1 квалифицированы по части 5  статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами,  нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства. 

Доводы, изложенные в настоящей жалобе, являлись предметом проверки  нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям,  подробно изложенным в соответствующих судебных актах, установленные  обстоятельства и выводы о виновности названного лица в совершении  указанного административного правонарушения не опровергают и не влекут  отмену судебных актов. 

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной  ответственности соблюдены. 

Административное наказание назначено лицу, привлекаемому к  административной ответственности, в пределах санкции части 5 статьи 20.2 


[A4] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об  административном правонарушении допущено не было, нормы материального  права применены правильно. 

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь  изменение либо отмену обжалуемых судебных актов, не установлено. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

постановил:

постановление судьи Промышленного районного суда города Самары от  19 февраля 2021 года, решение судьи Самарского областного суда от 13 мая  2021 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей  юрисдикции от 17 августа 2021 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении,  предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу  ФИО1 - без удовлетворения. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации СгБ. Никифоров