НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 31.10.2014 № 301-ЭС14-3056


ВЕРХОВНЫЙ СУД
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 301-ЭС14-3056

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

г. Москва

31 октября 2014 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Капкаев Д.В., изучив кассационные жалобы Управления федерального казначейства по Кировской области (г.Киров) от 10.09.2014 № 40-10-15-1/17-3957 и Департамента финансов Кировской области (г.Киров) от 10.09.2014 № 392-53-04-07 на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.03.2014 по делу
 № А28-11129/2013, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа
 от 28.08.2014 по тому же делу по иску открытого акционерного общества «Автотранспортное предприятие» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – Управления Федерального казначейства по Кировской области, субъекту Российской Федерации Кировская область в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании убытков с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, муниципальное образование «город Киров» в лице администрации города Кирова, Региональная служба по тарифам Кировской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации – Управления федерального казначейства по Кировской области (далее – управление) и к субъекту Российской Федерации «Кировская область» в лице Департамента финансов Кировской области (далее – департамент) о взыскании 20 310 876 рублей убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан в период с 01.01.2011 по 31.08.2012 льготного проезда электрическим транспортом общего пользования на городских маршрутах, в том числе за счет казны Российской Федерации 5 891 409 рублей, за счет казны субъекта Российской Федерации 14 419 467 рублей.

Решением от 12.02.2014 исковые требования удовлетворены.

Постановлениями Второго арбитражного апелляционного суда
 от 16.05.2014 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа
 от 28.08.2014 решение оставлено без изменения.

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, управление и департамент просят отменить названные судебные акты, считая их принятыми с существенными нарушениями норм материального права.

В соответствии со статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Ознакомившись с доводами заявителей, изучив обжалуемые судебные акты, суд не находит оснований к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Истец является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке населения общественным транспортом на платной основе.

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

В силу статей 44 и 63 Закона № 122-ФЗ меры социальной поддержки инвалидов, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ
 «О государственной социальной помощи» оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.

Постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008
 № 140/286 «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области» гражданам, относящимся к категории инвалида по зрению, имеющего III степень ограничения способности к трудовой деятельности (I группа), а также обучающимся на ступени начального общего образования (1 - 4 классы) общеобразовательных учреждений области было предоставлено право бесплатного проезда в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения (пункты 3, 4 постановления).

В пункте 13.2 постановления № 140/286 предусмотрено возмещение перевозчикам выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, предусмотренных, в частности, пунктами 3, 4 настоящего постановления, в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством области.

Постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008
 № 150/430 утвержден Порядок предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области.

Суды установили, что при осуществлении деятельности по перевозке истец предоставлял право бесплатного проезда инвалидам по зрению, имеющим III степень ограничения трудоспособности к трудовой деятельности (I группа), обучающимся на ступени начального общего образования (1 - 4 классы) общеобразовательных учреждений области, инвалидам - участникам Великой Отечественной войны.

При установлении права на бесплатный проезд не была предусмотрена выдача данным категориям пассажиров проездных билетов (разовых социальных билетов, единых социальных билетов), количество которых либо количество поездок по которым могло быть зафиксировано в письменном или электронном виде. Право на бесплатный проезд в общественном транспорте предоставлялось пассажирам на основании документа, подтверждающего соответствующую инвалидность либо обучение в начальной школе.

В соответствии с пунктом 55 постановления Росстата от 19.01.2007 № 9 количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определяется на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков; при отсутствии данных натурных обследований количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 30 поездок в месяц на каждом виде транспорта (в городе Кирове это автобус и троллейбус) для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.

Установив, что в городе Кирове в спорный период натурных исследований пассажиропотока не проводилось, суды проверили расчет истца, основанный на подтвержденных соответствующими документами уполномоченных органов сведениях о списочном количестве перевезенных пассажиров (инвалидов по зрению и школьников 1 - 4 классов), пользующихся правом бесплатного проезда на транспорте общего пользования, признали его достоверным и пришли к выводу о том, что в результате предоставления льготы истцом недополучено 5 891 409 рублей из федерального бюджета и
 14 419 467 рублей из областного бюджета, что в силу статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации является для последнего реальным ущербом.

Доводы заявителей не подтверждают нарушений судами норм права, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не может служить основанием для передачи кассационных жалоб на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 291.6 и 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

в передаче кассационных жалоб Управления федерального казначейства по Кировской области (г.Киров) от 10.09.2014 № 40-10-15-1/17-3957 и Департамента финансов Кировской области (г.Киров) от 10.09.2014 № 392-53-04-07 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья

Д.В.Капкаев