НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 31.05.2022 № 308-ЭС22-7243


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № -ЭС22-7243

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

31.05.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2022 по делу № А32-9060/2021,

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к акционерному обществу «Тимашевскэлектросеть» (далее – Общество) о признании отсутствующим права собственности на трансформаторную подстанцию площадью 22,5 кв. м (кадастровый номер 23:31:0313039:252), расположенную по адресу: г. <...>
.

В свою очередь, Общество заявило встречные требования о признании отсутствующим зарегистрированного права государственной собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на трансформаторную подстанцию площадью 23,3 кв. м (кадастровый номер 23:31:0311040:107), расположенную по адресу: <...>, а также права оперативного управления государственного казенного общеобразовательного учреждения кадетская школа интернат «Тимашевский казачий кадетский корпус» (далее – Школа) на указанный объект.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее – Управление), Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края (далее – Министерство), акционерное общество «НЭСК-Электросети», администрация муниципального образования Тимашевский район (далее – Администрация), Школа.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.03.2022, в удовлетворении первоначального иска отказано; встречные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что является собственником спорного имущества, а объекты с кадастровыми номерами 23:31:0311040:107 и 23:31:0313039:252 не являются двойниками, поскольку сведения о площади и литере объектов не идентичны.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, в соответствии с пунктом 2.3 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 № 345 «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края» (далее – Положение), одной из основных задач Департамента является обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений.

Согласно пункту 3.2 Положения Департамент осуществляет от имени Краснодарского края в установленном порядке управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

В силу пункта 4.5 положения Департамент имеет право обращаться в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суд, арбитражный суд или третейский суд от имени Краснодарского края в защиту его имущественных прав и законных интересов в области имущественных и земельных отношений.

В целях реализации Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ) и в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае в системе образования и в соответствии с распоряжением главы администрации Краснодарского края от 28.10.2005 № 912-р «Об утверждении перечня муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе» (далее – Распоряжение № 912-р), учитывая решение Совета муниципального образования Тимашевский район от 16.11.2005 № 128 «О передаче муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, принимаемых в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе» в государственную собственность Краснодарского края передано муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Тимашевска (в настоящее время Школа).

Данная передача осуществлена в целях реализации части 11 статьи 154 Закона № 122-ФЗ.

Согласно пункту 4 Распоряжения № 912-р право государственной собственности Краснодарского края на муниципальные образовательные учреждения возникает с момента подписания акта приема-передачи муниципальных образовательных учреждений. Акт приема-передачи подписан сторонами 29.12.2005.

Согласно акту приема-передачи от 29.12.2005 в государственную собственность Краснодарского края передано движимое и недвижимое имущество, в том числе трансформаторная подстанция, литера Л, расположенная по адресу: <...>.

Трансформаторная подстанция, литера Л, площадью 23,3 кв. м, расположенная по адресу: <...>
, поставлена на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:31:0311040:107.

Право государственной собственности субъекта Российской Федерации – Краснодарского края на нее зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 21.04.2010 сделана запись регистрации № 23-23-05/023/2010-450. Право оперативного управления Школы на указанное имущество зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в ЕГРН 08.10.2010 сделана запись регистрации
№ 23-23-05/097/2010-083.

В результате плановой проверки использования государственного имущества Краснодарского края, находящегося в оперативном управлении Школы, Департамент вынес требование об устранении нарушений от 20.12.2017
№ 89, в том числе, в части принятия мер, направленных на установление факта «двойного» государственного кадастрового учета «двойной» государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества – трансформаторную подстанцию, расположенную по адресу: <...>.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН, открыт раздел на объект – трансформаторная подстанция с кадастровым номером 23:31:0313039:252, литера Г, площадью 22,5 кв. м, расположенный по адресу: <...>. В отношении указанного объекта недвижимого имущества 07.07.2005 внесена запись № 23-23-05/016/2005-623 о государственной регистрации права собственности Общества на основании решения Тимашевского районного совета депутатов от 21.04.2004 № 455.

В соответствии со справкой об уточнении адреса от 11.12.2009
№ 08-27/5290, выданной отделом архитектуры и градостроительства Администрации, названный объект имеет адрес: Краснодарский край, Тимашевский район, ул. Красная, 29Д; данные о расположении объекта на каком-либо земельном участке в выписке отсутствуют.

В целях получения информации о документах, послуживших основанием для осуществления учетных и регистрационных действий, Департамент направил в адрес Управления запрос от 25.07.2019 № 52-29839/19-26-03 с просьбой разъяснить регистрирующий орган порядок устранения возможного «двойного» кадастрового учета и «двойной» регистрации прав в ЕГРН.

Письмом от 13.08.2019 № 13-172/329/6 Управление сообщило о невозможности исключения сведений об одном из  указанных выше объектов по причине наличия в ЕГРН записей о зарегистрированных правах на объекты недвижимости. В целях исключения факта двойного учета Управление рекомендовало обратиться с заявлением о прекращении права в порядке, предусмотренном статьями 14, 15, 23 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон
№ 218-ФЗ).

Кроме того, в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения Школы от 21.10.2019 об определении дальнейших действий относительно трансформаторной подстанции, которая является объектом городской системы электроснабжения и к процессу уставной деятельности образовательного учреждения не относится, Департамент направил письмо в адрес Министерства о востребованности трансформаторной подстанции с просьбой выразить мнение относительно необходимости наличия у Школы рассматриваемого объекта электроснабжения.

В письме от 16.10.2019 Министерство сообщило, что не возражает против проведения мероприятий, направленных на прекращение права собственности Краснодарского края на объект недвижимости, так как трансформаторная подстанция составляет единый электросетевой комплекс с другими объектами электросетевого хозяйства и используется для организации электроснабжения в границах муниципального района.

Для определения наличия (отсутствия) «двойного» учета и «двойной» регистрации права собственности на здание трансформаторной подстанции Департаментом в адрес государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» (далее – Крайтехинвентаризация), государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль», ЦОАО «Тимашевскэлектросеть» направлены письма о необходимости обследования здания по месту его нахождения.

Как следует из письма Общества от 22.08.2019 № 33 в адрес начальника земельного контроля и имущественных отношений Администрации, трансформаторная подстанция ошибочно включена в перечень имущества Школы и передана в государственную собственность Краснодарского края, так как на момент передачи уже находилась в собственности Общества.

В соответствии с актом обследования объекта от 20.12.2019, подготовленным и подписанным комиссией в составе заместителя директора Школы ФИО1, главного инженера Общества ФИО2, кадастрового инженера Крайтехинвентаризации ФИО3, проведено совместное обследование трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <...>, в результате которого комиссия пришла к выводу, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:31:0311040:107 и объект недвижимого имущества с кадастровым номером 23:31:0313039:252 являются одним и тем же объектом. Кадастровый инженер ФИО3, изучив инвентарные дела, подтвердил, что размеры обследуемого объекта (3,90 м х 4,60 м) полностью соответствуют размерам зданий, указанных в инвентарных делах. Площадь застройки обследуемой трансформаторной подстанции составляет 17,9 кв. м, что также совпадает с площадями объектов. Ситуационные планы в инвентаризационных делах идентичны. Все оборудование трансформаторной подстанции является собственностью Общества и эксплуатируется филиалом АО «НЭСКэлектросети» «Тимашевскэлектросеть» на основании договора аренды движимого имущества
от 01.07.2006 № 450. Часть оборудования «Ячейка РУ-0,4 кВ "Школа-интернат», согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 10.04.2017 находится на балансе и эксплуатируется Школой. Специалист ГКУ Краснодарского края «Кубаньземконтроль» ФИО4 от подписи в акте обследования воздержался, поскольку не представлены инвентарные дела и технические паспорта объектов.

Согласно сведениям, содержащимся в выписках из ЕГРН от 25.12.2019, двухэтажная трансформаторная подстанция с кадастровым номером 23:31:0311040:107, площадью 23,3 кв. м расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:31:0311041:32, площадью 675 кв. м, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства». Данные о расположении одноэтажной трансформаторной подстанции с кадастровым номером 23:31:0313039:252, площадью 22,5 кв. м, на каком-либо земельном участке в выписке отсутствуют.

В письме от 10.09.2020 филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю сообщил Департаменту о том, что исправлена техническая ошибка в сведениях о кадастровом номере земельного участка, в пределах которого расположен объект с кадастровым номером 23:31:0311040:107; исключена информация о кадастровом номере 23:31:0311041:32 земельного участка, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.11.2020.

Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю от 15.09.2020 № 13339/01-6, в ЕГРН исключен двойной учет сведений об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <...>. Объекту недвижимости с кадастровым номером 23:31:0311040:85 присвоен статус «архивный». Актуальным кадастровым номером объекта недвижимости является 23:31:0313039:252. При этом в сведениях об объекте недвижимости с кадастровым номером 23:31:0313039:252 внесены актуальные характеристики объекта, в том числе о количестве этажей «2». Также сообщено, что объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами 23:31:0311040:107 и 23:31:0313039:252 не являются двойниками в связи с тем, что сведения о площади и о литере объектов не идентичны.

Полагая, что объекты с кадастровыми номерами 123:31:0311040:107 и 23:31:0313039:252 являются одним и тем же объектом и зарегистрированы за разными лицами, Департамент и Общество обратились в арбитражный суд с соответствующими требованиями.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 12, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 32, 36, 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав», пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, суды  отказали в иске Департамента, удовлетворив встречные требования Общества.

Судебные инстанции исходили из того, что правовые основания для регистрации права собственности Департамента на спорное имущество отсутствовали, так как решением Тимашевского районного совета депутатов
от 21.04.2004 № 455 принято решение о передаче Обществу в собственность муниципального имущества, имеющего полный износ – трансформаторные подстанции и электролинии 10 и 0,4 кВ. В общей сложности передано 175 объектов, из них 59 подстанций, в том числе и ТП-15 в г. Тимашевске по
ул. Красная, 08.

Таким образом, на момент вынесения решения от 16.11.2005 № 128 ТП-15 и подписания акта приема-передачи от 29.11.2005 трансформаторная подстанция не являлась государственным имуществом, а принадлежала на законном основании Обществу, в связи с чем не могла быть передана в собственность кому-либо без решения собственника.

 Общество является специализированной организацией, фактически владеет спорным имуществом и использует его в своей уставной деятельности, имеет к нему свободный доступ; выполняет работы, связанные с содержанием указанной трансформаторной подстанции, поддержанием ее надлежащего технического состояния, обеспечивающего бесперебойную передачу электрической энергии потребителям.

С учетом установленных обстоятельств суды пришли к выводу о том, что спорный объект принадлежал Обществу на праве собственности ранее, чем был передан в государственную собственность,  бремя содержания, обслуживания, ремонта несло Общество, отметив, что Департамент спорное имущество не истребовал.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

                           Н.С.Чучунова