ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 303-ЭС21-7803
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва31 мая 2021 года
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края на решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 24.08.2020 по делу № А73-3256/2020 , постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.02.2021 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дыхтау» (далее – общество) к Управлению лесами Правительства Хабаровского края (далее – управление) (в настоящее время – Комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (далее – комитет)) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от оформления Актов несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части лесного участка, арендуемого обществом на основании договора аренды
от 25.12.2008 № 0357/2008, актов специального натурного обследования от 26.08.2019 №№ 1-47 по Иннокентьевскому лесничеству Маноминского участкового лесничества, от 26.08.2019 №№ 1-148 по Иннокентьевскому лесничеству Славянского участкового лесничества и невнесении актуальной информации в государственный лесной реестр, обязании оформить Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию части арендуемого лесного участка и внести документированную информацию в государственный лесной реестр,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, краевого государственного казенного учреждения «Нанайское лесничество» (далее – лесничество),
установила:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 24.08.2020, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2020 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, комитет просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права и неправильную оценку обстоятельств спора.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как следует из судебных актов, на основании договора от 25.12.2008 № 0357/2008 общество является арендатором лесного участка площадью
В связи с имеющимся несоответствием данных государственного лесного реестра фактическому состоянию лесных насаждений по поручению общества в 2019 году проведены работы по натурному обследованию части арендуемого лесного участка, по результатам чего составлены акты специального натурного обследования от 26.08.2019 №№ 1-47 по Иннокентьевскому лесничеству Маноминского участкового лесничества, от 26.08.2019 №№ 1-148 по Иннокентьевскому лесничеству Славянского участкового лесничества.
На основании указанных актов обследования лесничество утвердило Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 26.08.2019 №№ 1, 2, которые в дальнейшем были аннулированы приказом лесничества от 28.11.2019 № 99, вынесенным на основании письма управления от 26.11.2019 № 02-26/175.56. Кроме того,
данным письмом лесничеству было поручено составить и утвердить новые Акты несоответствия.
Письмами от 16.12.2019, от 23.12.2019 № 29 общество направило в управление акты натурного обследования от 26.08.2019 с просьбой утвердить Акты несоответствия данных государственного лесного реестра, после чего внести документированную информацию в реестр.
Вместе с тем, акты несоответствия не были составлены и утверждены.
Полагая, что административный орган уклоняется от оформления необходимых Актов несоответствия и фактически отказывается от внесения соответствующих сведений в государственный лесной реестр на основании представленных обществом первичных документов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно пункту 2.1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» (далее – Перечень № 496) одним из документов, являющихся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3). Основанием для оформления указанных Актов и внесения в них документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 данного приказа.
В соответствии с пунктом 4.3 Перечня № 496 Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется должностными лицами органов государственной власти, осуществляющих ведение государственного лесного реестра, или лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, и утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, или уполномоченным им лицом. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному
обследованию составляется не позднее 10 дней с момента проведения натурного обследования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 4.1-4.3 Перечня № 496, учитывая, что управление в установленные сроки не рассмотрело по существу представленные обществом первичные документы, не направило мотивированного отказа, с указанием каких-либо замечаний относительно формы и содержания актов обследования от 26.08.2019 или выявленных в них ошибок, препятствующих составлению на их основе Актов несоответствия данных государственного лесного реестра, суды пришли к выводу о незаконности допущенного со стороны управления бездействия и нарушении тем самым прав общества на использование при заготовке древесины актуальной и достоверной информации государственного лесного реестра.
При этом суды отметили, что общество, как арендатор лесного участка, вправе было инициировать процедуру внесения управлением, выполняющим функции уполномоченного органа публичной власти, изменений в документированную информацию государственного лесного реестра.
Доводы комитета о несоответствии представленных обществом актов обследования от 26.08.2019 требованиям Перечня № 496 не нашли подтверждения при изучении судами нижестоящих инстанций обстоятельств настоящего дела.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с произведенной судами оценкой представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определила:
отказать Комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда М. В. Пронина Российской Федерации