ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 18-КГ20-81-К4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 30 ноября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской
Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Фролкиной СВ.
рассмотрела в открытом судебном заседании 30 ноября 2020 г. кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 г.
по делу № 2-1029/2019 Красноармейского районного суда Краснодарского края по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
ФИО1 обратилась 6 мая 2019 г. в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Краснодарского края (далее также - УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края, пенсионный орган) о
включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований ФИО1. ссылалась на то, что 15 ноября 2018 г. она обратилась в УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей).
Решением УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края от 14 февраля 2019 г. ФИО1. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого 2 5-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. При этом в специальный стаж ФИО1 пенсионный орган не засчитал, в том числе периоды её работы:
- с 2 по 31 октября 1999 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, поскольку данное учреждение не поименовано в Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённом Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (далее также - Список от 6 сентября 1991 г. № 463);
- с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, поскольку данное учреждение не поименовано в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 (далее также - Список от 22 сентября 1999 г. № 1067);
- с 1 января по 18 марта 2002 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, поскольку данное учреждение не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 (далее также - Список от 29 октября 2002 г. № 781);
- период отпуска по беременности и родам с 19 марта по 4 августа 2002 г., поскольку предшествующий период работы не включён в специальный стаж педагогической деятельности;
- период отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет с 5 августа 2002 г. по 2 августа 2004 г. со ссылкой на необходимость корректировки сведений индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.
По мнению ФИО1, решение УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края от 14 февраля 2019 г. об отказе в досрочном назначении ей страховой пенсии по старости является незаконным, поскольку на момент обращения в пенсионный орган за досрочным назначением страховой пенсии по старости у нее имелся необходимый 25-летний стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, так как в спорные периоды она осуществляла трудовую деятельность в учреждении, наименование которого предусмотрено названными выше списками, а именно до 1 июня 1999 г. она осуществляла трудовую деятельность в Саянском социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних, который впоследствии был переведён в подчинение Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Иркутской области, однако прежние функции данного учреждения по работе с несовершеннолетними сохранились, в связи с чем у пенсионного органа имелись основания для включения спорных периодов трудовой деятельности ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды нахождения ФИО1 в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет также подлежат включению ответчиком в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
ФИО1 просила суд включить спорные периоды её работы в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области и периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить ей выплату пенсии со дня возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представитель ответчика УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования ФИО1 не признал.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 3 июня 2019 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд включил периоды работы ФИО1 с 2 по 31 октября 1999 г., с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., с 1 января по 18 марта 2002 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 19 марта по 4 августа 2002 г. и в отпуске по уходу за ребенком до трёх лет
с 5 августа 2002 г. по 2 августа 2004 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначил Зайцевой Н.А. выплату пенсии со дня возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 г. апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2019 г., определения судебной коллегии по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 г. как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2020 г. ФИО1 восстановлен срок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 г.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 14 августа 2020 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 8 октября 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм
процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм права, допущенные судами апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 с 15 августа 1990 г. осуществляет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края от 14 февраля 2019 г. ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого 2 5-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. Учтённый пенсионным органом педагогический стаж работы ФИО1 в учреждениях для детей составил 21 год 11 месяцев 20 дней.
В специальный стаж ФИО1 пенсионным органом не засчитаны, в том числе периоды её работы: с 2 по 31 октября 1999 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, поскольку данное учреждение не поименовано в Списке от 6 сентября 1991 г. № 463; с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, поскольку данное учреждение не поименовано в Списке от 22 сентября 1999 г. № 1067; с 1 января по 18 марта 2002 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, поскольку данное учреждение не поименовано в Списке от 29 октября 2002 г. № 781; период отпуска по беременности и родам с 19 марта по 4 августа 2002 г., поскольку предшествующий период работы не включён в специальный стаж педагогической деятельности; период отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет с 5 августа 2002 г. по 2 августа 2004 г. со ссылкой на то, что сведения выписки из индивидуального лицевого счёта
застрахованного лица подлежат корректировке, а также на то, что период нахождения Зайцевой Н.А. в отпуске по уходу за ребёнком, имевший место после 6 октября 1992 г., не подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Не согласившись с решением пенсионного органа об исключении из специального стажа названных периодов трудовой деятельности и отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ФИО1 обратилась в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении спорных периодов работы в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд первой инстанции руководствовался, в частности, нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (Список от 22 сентября 1999 г. № 1067, Список от 29 октября 2002 г. № 781), а также положениями Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и пришёл к выводу о том, что ФИО1 представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что в спорные периоды она осуществляла трудовую деятельность в должности социального педагога в учреждении социального обслуживания, что даёт ей право на включение периодов работы в названной должности в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Разрешая спор в части исковых требований ФИО1 о включении в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, суд исходил из того, что в силу нормативного регулирования порядка исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также из того, что неисполнение работодателем установленной законом обязанности по предоставлению в пенсионной орган сведений о застрахованном лице не может
служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
С такими выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд апелляционной инстанции со ссылкой на нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» исходил из того, что наименование учреждения, в котором осуществляла трудовую деятельность ФИО1 в спорные периоды (Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи), отсутствует в Списках от 22 сентября 1999 г. № 1067, от 29 октября 2002 г. № 781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Суд апелляционной инстанции указал, что тип учреждения - Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи как учреждение социального обслуживания материалами дела не подтверждён.
Признав правомерным решение пенсионного органа о невключении в специальный стаж ФИО1 для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов её работы в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области (с 2 по 31 октября 1999 г.; с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.; с 1 января 2002 г. по 18 марта 2002 г.), суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о законности решения ответчика об исключении из расчёта специального стажа периода нахождения ФИО1 в отпуске по беременности и родам (с 19 марта 2002 г. по 4 августа 2002 г.) ввиду того, что предшествующий период трудовой деятельности ФИО1 не включён в её педагогический стаж для назначения страховой пенсии досрочно.
Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет
(часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, здесь и далее нормы Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Зайцевой Н.А. за назначением досрочной страховой пенсии по старости15 ноября 2018 г.).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В Списке от 22 сентября 1999 г. № 1067, подлежащем применению к периоду работы ФИО1 в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., в разделе «Наименование учреждений» (пункт 13) к учреждениям социального обслуживания отнесены также социально
реабилитационные центры для несовершеннолетних. В разделе «Наименование должностей» этого же списка поименована должность социального педагога (пункт 1).
В пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781, подлежащего применению к периоду работы ФИО1 с 1 января по 18 марта 2002 г. в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, предусмотрена должность социального педагога, в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждения» этого же списка в качестве учреждения социального обслуживания в числе прочих названы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29 октября 2002 г. № 781).
Пунктом 11 Правил от 29 октября 2002 г. № 781, в частности, предусмотрено, что работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В частности, в специальный стаж засчитывается работа в должности социального педагога в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка от 29 октября 2002 г. № 781., в числе которых поименованы социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Суд апелляционной инстанции, делая вывод о том, что периоды трудовой деятельности ФИО1 в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области не могут быть засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, не принял во внимание нормативные положения, определяющие цели, организационную структуру и порядок деятельности учреждений социального обслуживания граждан в Российской Федерации, подлежащие применению при решении вопроса о возможности зачёта периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ) регулируются правовые,
организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ) установлено, что к учреждениям социального обслуживания относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них.
Учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ).
Согласно примерной номенклатуре организаций социального обслуживания, утверждённой приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. № 25 8н, в число организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, включены социально-реабилитационные центры, в том числе для несовершеннолетних.
Исходя из приведённых нормативных положений социально- реабилитационные центры для несовершеннолетних относятся к организациям, предоставляющим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, в том числе несовершеннолетним, социальные услуги в форме социального обслуживания.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении периодов её работы в должности социального педагога в Социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд апелляционной инстанции сослался на то, что названное учреждение не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В силу положений статей 67, 71, 195-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьёй 2 названного кодекса.
При обращении в суд ФИО1 в обоснование исковых требований о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы в должности социального педагога в Саянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области были представлены справки, выданные Государственным учреждением социального обслуживания Иркутской области «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Саянска», из которых следует, что 1 октября 1999 г. ФИО1 была принята на работу в Саянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Иркутской области на должность социального педагога. Впоследствии, как указывала истец, организационная структура учреждения - Саянского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодежи и его наименование неоднократно изменялись, вместе с тем ФИО1 продолжала занимать должность социального педагога и исполнять обязанности по работе с несовершеннолетними в этом же учреждении.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по апелляционной жалобе УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края ФИО1 в возражениях на апелляционную жалобу ссылалась на то, что в результате реорганизации Саянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних переведён в подчинение Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Иркутской области, но функциональные обязанности центра как учреждения социального обслуживания по работе с несовершеннолетними не менялись.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела по апелляционной жалобе УПФР в Красноармейском районе Краснодарского края, делая вывод о том, что учреждение - Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи - не поименовано Списками от 22 сентября 1999 г. № 1067, от 29 октября 2002 г. № 781, в нарушение требований статей 56, 67, 327, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установил по представленным по делу доказательствам обстоятельства, имеющие значение для дела, связанные с определением целей, задач и предмета деятельности
названного учреждения применительно к нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и пункта 11 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 о зачёте в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода работы в должности социального педагога в учреждениях социального обслуживания, не дал оценки доводам Зайцевой Н.А. о соответствии наименования учреждения, в котором она осуществляла трудовую деятельность, типу учреждения социального обслуживания.
Таким образом суд апелляционной инстанции неправильно применил к спорным отношениям нормативные положения, регулирующие порядок и условия зачета периодов трудовой деятельности в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, не определил и не установил юридически значимые обстоятельства для разрешения спора, следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о том, что спорные периоды работы ФИО1 в должности социального педагога в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Комитета по делам женщин, семьи и молодёжи не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии нельзя признать правомерным.
Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе ФИО1 законность судебного постановления суда апелляционной инстанции, допущенные им нарушения норм материального и процессуального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статей 3796и частей 1-3 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, апелляционное определение суда апелляционной инстанции и определение суда кассационной инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 39014 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения суда апелляционной инстанции и определения суда кассационной инстанции с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 39014, 39015, 39016 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 1 октября 2019 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 6 февраля 2020 г. по делу № 2-1029/2019 Красноармейского районного суда Краснодарского края отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда.
Председательствующий
Судьи