НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 09АП-48459/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-ЭС20-8184

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва30 июня 2020 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу акционерного общества  «Объединение «Вымпел» на решение Арбитражного суда города Москвы 

от 25.07.2018, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22.10.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа
от 25.02.2020 по делу  № А40-58198/2018

по заявлению акционерного общества «Объединение «Вымпел» 

(далее – общество, заявитель, налогоплательщик) о признании  недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы  № 14  по городу Москве (далее - налоговый орган, инспекция) от 03.11.2017 

 № 16-14/1641 об отказе в привлечении к ответственности за совершение  налогового правонарушения и доначислении налога на имущество организаций  в размере 21 286 307 рублей,

установил:

в налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год  общество исчислило сумму налога в отношении принадлежащего ему  имущественного объекта - здания с кадастровым номером 77:09:0004014:1066,  исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением  Правительства Москвы от 21.11.2014  № 688-ПП «Об утверждении результатов  государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства в  городе Москве» (далее – постановление Правительства Москвы  № 688-ПП), в  размере 590 185 875 рублей.


Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения  кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной  регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - комиссия) 

от 22.11.2016  № 51-7005/2016, принятым по результатам рассмотрения  заявления Департамента городского имущества города Москвы от 01.11.2016,  результаты определения кадастровой стоимости указанного здания признаны  недостоверными. Спорное здание при первоначальном проведении оценки  включено в 9 группу «Объекты производственного назначения» и к нему  применена относящаяся к этой группе кадастровая стоимость, в то время, как  достоверным значением являются 5 и 7 группы «Объекты торговли,  общественного питания, бытового обслуживания, сервиса, отдыха и  развлечений, включая объекты многофункционального назначения», «Объекты  офисно-делового назначения».

На основании решения комиссии в государственный кадастр  недвижимости 20.12.2016 внесены сведения о кадастровой стоимости здания с  кадастровым номером 77:09:0004014:1066 в размере 2 636 017 961 рубля 

«О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 21.11.2014   № 688-ПП» (далее – постановление Правительства Москвы  № 937-ПП)  изменена редакция постановления Правительства Москвы  № 688-ПП, в  частности, в отношении здания с кадастровым номером 77:09:0004014:1066 его  кадастровая стоимость указана в размере 2 636 017 961 рубля 47 копеек вместо  ранее указанного - 590 185 875 рублей. Также установлено, что кадастровая  стоимость подлежит применению с 01.01.2016.

Инспекцией проведена камеральная проверка налоговой декларации  общества по налогу на имущество организаций за 2016 год, по результатам  которой составлен акт от 11.07.2017  № 16914/9278 и вынесено решение от  03.11.2017  № 16-14/1641 об отказе в привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения, доначислено 21 286 307 рублей  налога.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве  от 27.12.2017  № 21-19/228527 апелляционная жалоба заявителя на решение  налогового органа оставлена без удовлетворения.

Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд  с заявлением о признании недействительным решения налогового органа 

от 03.11.2017  № 16-14/1641.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2018, оставленным  без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда  от 22.10.2019 и Арбитражного суда Московского округа от 25.02.2020, в  удовлетворении требования общества отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество просит отменить принятые по делу судебные акты,  ссылаясь на допущенные судами существенные нарушения норм 


материального права, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой  инстанции.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного  Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного  производства являются существенные нарушения норм материального права и  (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных  интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).

По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы  общества установлены основания для передачи жалобы вместе с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования и  признавая законным решение инспекции, суды трех инстанций, руководствуясь  пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –  Налоговый кодекс), статьями 24.18 и 24.20 Федерального закона от 29.07.1998   № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее –  Закон об оценочной деятельности), исходили из того, что вновь определенная в  соответствии с решением комиссии кадастровая стоимость здания в размере  2 636 017 961 рубля 47 копеек подлежит применению в целях налогообложения  с 01.01.2016, поскольку уполномоченный орган города Москвы обратился за  пересмотром кадастровой стоимости в комиссию в 2016 году.

Суды указали, что причиной принятия постановления Правительства  Москвы  № 937-ПП явилась техническая ошибка в результате государственной  кадастровой оценки объектов города Москвы. В соответствии со статьей 24.20  Закона об оценочной деятельности данная кадастровая стоимость подлежит  применению в том году, в котором в комиссию было подано заявление о ее  пересмотре, то есть в 2016 году.

Выражая несогласие с выводами судов, общество считает, что положения  подпункта 7 пункта 1 статьи 31, пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса  применены ими в толковании, расходящемся с правовой позицией, изложенной  в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации от 19.07.2019  № 305-КГ18-17303, в связи с чем  отсутствовала возможность уплатить налог в размере его действительных  налоговых обязательств, рассчитанном на основании достоверных сведений об  объекте недвижимости. 

При этом заявитель указывает, что во исполнение правовой позиции  Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном  определении, после рассмотрения дела в суде первой инстанции общество  представило в материалы дела доказательства, содержащие сведения о  достоверной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а именно  решение Московского городского суда от 03.07.2018 по делу  № 3а-2377/2018, 


которым определена кадастровая стоимость объекта, равная рыночной по  состоянию на 01.01.2016, отчет об оценке рыночной стоимости объекта от  02.09.2019  № 250-011-2019 по состоянию на 01.01.2014. 

Суды апелляционной и кассационной инстанций отказали в применении  для расчета действительных налоговых обязательств заявителя рыночной  стоимости объекта, установленной решением Московского городского суда, со  ссылкой на то, что изменение правовой позиции заявителя после принятия  Верховным Судом Российской Федерации определения от 19.07.2019, не  является поводом для изменения основания заявленного требования.

 Данное обстоятельство, по мнению заявителя, привело к тому, что  налогоплательщик был лишен возможности представить доказательства,  опровергающие размер кадастровой стоимости, утвержденный постановлением  Правительства Москвы  № 937-ПП, и соответственно, права на исчисление  действительных налоговых обязательств, исходя из достоверной стоимости  объекта.

 Приведенные обществом доводы заслуживают внимания, в связи с чем  кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 определил:

 передать кассационную жалобу акционерного общества «Объединение  «Вымпел» с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации М.К.Антонова