НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2018 № 307-КГ18-16821

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-КГ18-16821

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 29.10.2018 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «СГС» (Санкт-Петербург; далее – заявитель, общество) на решение  Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области  от 29.12.2017 по делу № А56-73892/2017, постановление Тринадцатого  арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 и постановление  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2018 по тому же делу  по заявлению общества о признании недействительным решения  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24  по Санкт-Петербургу (далее – налоговый орган, инспекция) от 05.07.2017   № 845 о привлечении к ответственности за совершение налогового  правонарушения, 

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской  области от 29.12.2017, оставленным без изменения постановлением 


Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2018 и  постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.07.2018, в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального  права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих  применению при рассмотрении настоящего дела. 

Согласно положениям части 7 статьи 291.6, части 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено. 

В соответствии со статьей 390 и пунктом 1 статьи 391 Налогового  кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному  налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков,  признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого  Кодекса по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.  Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с  земельным законодательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации  определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого  государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, 


принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного  (бессрочного) пользования. 

Пунктом 2 статьи 394 НК РФ установлено, что допускается установление  дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и  (или) разрешенного использования земельного участка. 

На основании пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки в  установленных пределах устанавливаются нормативными правовыми актами  представительных органов муниципальных образований (законами городов  федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). 

Налоговые ставки по земельному налогу Санкт-Петербурга установлены  статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном  налоге в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 617-105). 

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Закона № 617-105 в отношении  земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в  праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к  жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для  жилищного строительства, налоговая ставка устанавливается в размере 0,01%  от кадастровой стоимости земельного участка. 

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 2 указанного Закона в  отношении прочих земельных участков (не поименованных в статье 2)  применяется налоговая ставка в размере 1,5%. 

Вместе с тем, в соответствии со статьей 391 НК РФ изменение  кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не  учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых  периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при  определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по  рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или  решением суда. 


Таким образом, изменения кадастровой стоимости земельных участков,  произошедшие в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из  одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования  земельного участка, как верно отметили суды, могут учитываться только со  следующего налогового периода по земельному налогу. 

Конституционный Суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О указал, что  при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период должна  применяться налоговая ставка, соответствующая кадастровой стоимости  земельного участка, определенной с учетом категории земель и (или) вида  разрешенного использования земельного участка по состоянию на 1 января  налогового периода. 

Учитывая выводы Конституционного Суда, изложенные в Определении  от 09.02.2017 № 212-О, за налоговый период должна применяться налоговая  ставка, соответствующая виду разрешенного использования земельного участка  по состоянию на 1 января налогового периода. 

При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить  основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного  производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья 

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.В. Павлова