ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 309-ЭС16-6563
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобу (заявление) администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2015 (судья Асадуллина С.Х.) и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 09.03.2016 (судьи Беляева Н.Г., Сулейманова Т.В., Смирнов А.Ю.) по делу № А07-24750/2014
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к открытому акционерному обществу «Славянка» (далее – общество), Министерству обороны Российской Федерации (далее – министерство), федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – учреждение) об истребовании из чужого незаконного владения учреждения и обязании передать в собственность администрации имущество станции биологической очистки: блок фильтров общей площадью 144 кв. м, 1985 года постройки, этажность 1, инвентарный номер 14; здание решеток общей площадью 71 кв. м, 1984 года постройки, этажность 1, инвентарный номер 15; хлораторная общей площадью 71 кв. м, 1984 года постройки, этажность 1, инвентарный номер 51; административный корпус общей площадью 275 кв. м, 1985 года постройки, этажность 1, инвентарный номер № 16, расположенные на территории села Алкино-2 Чишминского р-на; о взыскании с общества 795 587 рублей 68 копеек доходов, полученных от незаконного использования
имущества, 26 842 рубля 59 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами (требования изменены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Чишмы-вода» (далее – общество «Чишмы-вода»), общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ с. Алкино2», Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Правительство Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.08.2015 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 решение суда первой инстанции от 12.08.2015 отменено, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 09.03.2016 судебный акт апелляционной инстанции отменен, решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты первой и кассационной инстанции, оставить в силе апелляционное постановление, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом округа не принято во внимание подписание договора от 23.03.1997 всеми сторонами, пунктом 2.1. которого указано на передачу жилого фонда в муниципальную собственность согласно приложению № 1.
Кроме того, администрация настаивает на ошибочности вывода суда округа об отсутствии оснований для отнесения спорного имущества именно к муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, Главнокомандующим Ракетными войсками стратегического назначения в адрес премьер-министра Республики Башкортостан 03.07.1995 направлено обращение о передаче жилищно- коммунального хозяйства 487 Центрального авторемонтного завода ракетных войск в составе домоуправления с численностью работников по управлению и обслуживанию ЖКХ 32 человека, 10-ти крупнопанельных пятиэтажек и 27 одноэтажных домов на баланс местным органам власти ввиду отсутствия финансирования.
Командующим войсками Краснознаменного Приволжского военного округа 19.02.1996 Президенту Республики Башкортостан направлено письмо с просьбой о передаче военного городка Алкино-2 на баланс муниципального коммунального обслуживания г. Уфа.
Распоряжением кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.12.1996 № 1436-р в целях обеспечения нормальной эксплуатации жилищного фонда, инженерных сооружений и коммуникаций в поселке Алкино-2 Чишминского района Республики Башкортостан администрации поручено создать с 01.01.1997 муниципальное предприятие жилищно- коммунального хозяйства в п. Алкино-2, а войсковым частям № 01178, 02030 передать вновь создаваемому предприятию жилой фонд.
Во исполнение указанного распоряжения постановлением главы администрации от 10.01.1997 № 11 в п. Алкино-2 Чишминского района создано муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства».
Постановлением главы администрации от 12.02.1997 № 83 зарегистрировано муниципальное унитарное предприятие жилищно- коммунального хозяйства п. Алкино-2.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.11.1996 № 1592, распоряжения кабинета Министров Республики Башкортостан от 29.12.1996 № 1436-р в целях нормальной эксплуатации жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций в пос. Алкино-2 Чишминского района заключен договор, предметом которого является передача жилого фонда от Уфимской квартирно-эксплуатационной части Квартирно-эксплуатационного управления Приволжского военного округа в муниципальную собственность Чишминского района по существующему техническому состоянию согласно приложению № 1 (пункт 2.1 договора).
Согласно приложению № 1 к названному договору (перечень объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в муниципальную собственность Чишминского района Республики Башкортостан) Уфимская квартирно- эксплуатационная часть, в том числе, передает администрации станцию биологической очистки со спорным имуществом. Указанное приложение подписано начальником Уфимской квартирно-эксплуатационной части подполковником А. Булыгиным, со стороны главы администрации Чишминского района Республики Башкортостан Р. Галимуллина, председателем Комитета по управлению имуществом района А. Емец приложение не подписано.
Министерством представлен перечень объектов жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения Уфимской квартирно-эксплуатационной части Квартирно-эксплуатационного управления Приволжского военного округа, передаваемых в муниципальную собственность Чишминского р-на Республики Башкортостан, согласно которому передаче администрации подлежали семь жилых домов, расположенных в поселке Алкино Республики Башкортостан. Данный перечень утвержден командующим Приволжским военным округом, премьер-министром Республики Башкортостан, подписан заместителем командующего войсками по строительству и расквартированию войск Приволжского военного округа, начальником Квартирно-эксплуатационного управления Приволжского военного округа, начальником Уфимской квартирно-эксплуатационной части, главой администрации Чишминского района, председателем Госкомсобственности Республики Башкортостан, председателем комитета муниципальной собственности Чишминского района Республики Башкортостан.
Факт передачи указанных жилых домов Уфимской квартирно- эксплуатационной частью муниципальному предприятию жилищно- коммунального хозяйства «Производственный трест жилищно-коммунального хозяйства» подтверждается подписанным сторонами перечнем, актами приемки-передачи основных средств от 12.03.1997 № 1-7 с указанием краткой характеристики жилых домов, пригодности к эксплуатации, письменными сообщениями (авизо) о передаче безвозмездно Уфимской квартирно- эксплуатационной частью на баланс пос. Алкину-2 жилых домов на основании вышеуказанного распоряжения от 29.12.1996 № 1436-р, письма Квартирно- эксплуатационного управления Приволжского военного округа от 12.02.1997 № 36/1/29.
На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 19.12.2003 № 7110-р за Уфимской квартирно- эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации закреплено на праве оперативного управления находящееся у нее на учете имущество согласно приложению к настоящему распоряжению, содержащему сведения в том числе, о блоке фильтров, здании хлораторной, здании решеток, административном корпусе, производственном корпусе, расположенных на территории военного городка № 4 п. Алкино-2 Чишминского р-на Республики Башкортостан.
Согласно выпискам из реестра федерального имущества от 14.04.2015 в реестр 24.07.2008 внесены сведения о том, что спорные объекты находятся на праве оперативного управления у учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» на основании инвентарной карточки от 27.12.1991, распоряжения от 19.12.2003 № 7110-р.
В соответствии с пунктм 6 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений МО РФ» учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» реорганизовано с
20.12.2010 путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении № 4 к данному приказу; приложение включает Федеральное государственное учреждение «Уфимская КЭЧ района».
Федеральное государственное учреждение «Уфимская КЭЧ района» по акту от 01.01.2011 передало учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» имущество, документацию, а также все права и обязанности, в том числе, и спорные объекты.
В соответствии с актами от 01.09.2010 № 1520, 1523 «О приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию» федеральному государственному учреждению «Уфимская КЭЧ района» передало в пользование обществу филиал Екатеринбургский» имущество: блок фильтров (инвентарный номер 14), здание хлораторной (инвентарный номер 51), здание решеток (инвентарный номер 15), административный корпус (инвентарный номер 16), производственный корпус (инвентарный номер 16/1), расположенные на территории военного городка № 4 п. Алкино-2 Чишминского р-на Республики Башкортостан.
На основании приказа министерства от 05.11.2011 № 2113 имущество в виде станции биологической очистки: блок фильтров общей площадью 144 кв. м, 1985 года постройки, этажность 1, инвентарный номер 14; здание решеток общей площадью 71 кв. м, 1984 года постройки, этажность 1, инвентарный номер 15; хлораторная общей площадью 71 кв. м, 1984 года постройки, этажность 1, инвентарный номер 51; административный корпус общей площадью 275 кв. м, 1985 года постройки, этажность 1, инвентарный номер 16, расположенные на территории села Алкино-2 Чишминского района в соответствии с договором от 13.06.2012 № БП-18 передано в безвозмездное пользование обществу «Славянка» сроком на 1,5 года.
Полагая, что право муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости возникло в силу закона, действия по включению этих объектов в состав федеральной собственности с последующей их передачей в пользование обществу являются незаконными, администрация обратилась в арбитражный суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для возникновения права муниципальной собственности, отсутствие доказательств факта передачи спорного имущества администрации и пропуск трехгодичного срока исковой давности для предъявления требований об истребовании имущества из чужого незаконного владения, так как о нарушении своего права администрация должна была узнать в 1997 году.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями абзаца 4 пункта 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», Указа Президента от 25.11.1996 № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.1999 № 1131 «О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность», пришел к выводу о том, что право муниципальной собственности на спорные объекты возникло в силу закона.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что администрацией не пропущен срок исковой давности, указав на необходимость исчисления названного срока с момента ознакомления администрации с определением арбитражного суда Республики Башкортостан по делу № А07-15169/2014 по иску общества «Славянка» к обществу «Чишмы-вода» (29.07.2014).
Суд округа, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, соответствие выводов об их применении установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, отменил апелляционное постановление, оставив в силе решение первой инстанции, согласившись с его выводами.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» осуществлено разграничение объектов, на объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности (приложение № 1), объекты, относящиеся в федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга (приложение № 2) и объекты, относящиеся к муниципальной собственности (приложение № 3).
Согласно пункту 2 раздела II приложения № 1 к названному постановлению имущество вооруженных сил относится исключительно к федеральной собственности.
В силу положений пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной
собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 (пункт 9 распоряжения от 18.03.1992 № 114-рп).
Как правомерно указала кассационная инстанция, спорные объекты были созданы в 1984-1986 годах на территории военного городка Алкино-2, предназначались для обслуживания действующих войсковых частей, подразделений, входящих в структуру Министерства обороны Российской Федерации, и находились во владении Уфимской квартирно-эксплуатационной части, подведомственной Министерству обороны Российской Федерации, в связи с чем спорные объекты являются федеральным имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и не подлежали передаче в собственность муниципального образования.
При указанных обстоятельствах у суда округа, с учетом фактических обстоятельств дела, имелись правовые основания для отмены апелляционного постановления и оставления в силе решения первой инстанции.
Также являются правильными выводы суда округа о пропуске истцом срока исковой давности с учетом утверждения администрации о том, что право собственности на спорное имущество перешло к ней в 1997 году в результате заключения договора передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность.
Доводы, приведенные заявителем, не опровергают выводов судебных инстанции, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств.
Такие доводы не могут быть предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова