НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2019 № 09АП-44812/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 305-ЭС19-391

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 30 мая 2019 г.
 Дело  № А40-88142/2018
Резолютивная часть определения объявлена 29 мая 2019 года.

Полный текст определения изготовлен 30 мая 2019 года.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Завьяловой Т.В.,
судей Антоновой М.К., Павловой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Федерального казенного предприятия «Государственный казенный научно- испытательный полигон авиационных систем» на решение Арбитражного суда  города Москвы от 03.07.2018, постановление Девятого арбитражного  апелляционного суда от 12.09.2018 и постановление Арбитражного суда  Московского округа от 13.11.2018 по делу  № А40-88142/2018

по заявлению Федерального казенного предприятия «Государственный  казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» о признании 


незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы 

по Московской области от 09.04.2018  № 07-24-8784эп/18,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с  ограниченной ответственностью «Изидолг» (далее – ООО «Изидолг») и  общества с ограниченной ответственностью «РТС-тендер» (далее – 

ООО «РТС-тендер»).
В заседании приняли участие представители:

от Федерального казенного предприятия «Государственный казенный  научно-испытательный полигон авиационных систем» - Удовенко Ю.В.;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской  области – Жлукта А.Е., Мусаев В.Р., Смыслова О.М.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Антоновой М.К., выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в  деле, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

ООО «Изидолг» обратилось в Управление Федеральной  антимонопольной службы по Московской области (далее – управление,  антимонопольный орган) с жалобой на действия (бездействие) Федерального  казенного предприятия «Государственный казенный научно-испытательный  полигон авиационных систем» (далее – предприятие, заказчик) при  определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения 

ООО «РТС-тендер» электронного аукциона на закупку мебели (извещение 

 № 0548100004518000018) на официальном сайте Единой информационной  системы в сфере закупок. По мнению заявителя жалобы, документация об  аукционе не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 

 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).


Решением антимонопольного органа от 09.04.2018  № 07-24-8784эп/18  жалоба ООО «Изидолг» признана частично обоснованной; в действиях  заказчика установлены нарушения части 1 статьи 34 и пункта 2 части 1 статьи  64 Закона о контрактной системе.

Считая решение управления незаконным, предприятие обратилось в  арбитражный суд.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.07.2018,  оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного  апелляционного суда от 12.09.2018 и постановлением Арбитражного суда  Московского округа от 13.11.2018, в удовлетворении заявленного требования  отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие  обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой,  в которой ставит вопрос об их отмене, ссылаясь на существенное нарушение  норм материального и процессуального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  Антоновой М.К. от 06.05.2019 кассационная жалоба предприятия по эпизоду,  связанному с установлением в действиях заказчика нарушений части 1 статьи  34 Закона о контрактной системе, вместе с делом передана для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной  коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов.


Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для  признания предприятия нарушившим часть 1 статьи 34 Закона о контрактной  системе послужил вывод антимонопольного органа о незаконности включения  предприятием в структуру цены налога на добавленную стоимость для  участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения.

По мнению управления, заказчик должен был установить в контракте  обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате участником,  использующим упрощенную систему налогообложения, на размер налоговых  платежей, связанных с оплатой контракта.

Признавая решение управления в данной части законным, судебные  инстанции, учитывая редакцию части 13 статьи 34 Закона о контрактной  системе в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017  № 504-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд», исходили из того, что действия заказчика, не  установившего в контракте условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате  лицу, использующему упрощенную систему налогообложения, нарушают  требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Между тем, по мнению Судебной коллегии, судами трех инстанций при  рассмотрении дела не учтено следующее.

В соответствии с положениями части 1 статьи 34 Закона о контрактной  системе (в редакции, действующей в период проведения торгов) контракт  заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении  закупки или приглашением принять участие в определении поставщика  (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным  предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за  исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным  законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять  участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о  закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.


При заключении контракта указывается, что цена контракта является  твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях,  установленных Правительством Российской Федерации, указываются  ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное  значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о  закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не  допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95  Закона о контрактной системе (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной  системе).

К числу таких случаев относится снижение цены контракта без изменения  количества товара, объема работы или услуги, их качества и иных условий  контракта, если эта возможность предусмотрена документацией о закупке и  контрактом (подпункт 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).

С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой  участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на  добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения,  вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и  муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и  оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с  которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным  участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены  контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную  систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении  государственного или муниципального контракта с таким участником  размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные  работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Аналогичные выводы содержатся в письмах Министерства  экономического развития Российской Федерации от 06.04.2010  № Д22-353,  Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2011  № 02-11-00/6027  и Федеральной антимонопольной службы России от 06.10.2011  № АЦ/39173, 


единообразно определяющих ведомственную практику по рассматриваемому  вопросу, но не были учтены антимонопольным органом при вынесении  оспариваемого решения.

В связи с этим указание предприятием в проекте контракта цены,  включающей налог на добавленную стоимость, не противоречит  законодательству о контрактной системе и законодательству о налогах и сборах  (в том числе положениям статьи 346.11 Налогового кодекса Российской  Федерации, предусматривающей освобождение лиц, применяющих  специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения,  от уплаты налога на добавленную стоимость) и Закону о контрактной системе.

Вопреки выводам судов, иной вывод не следует из положений части 13  статьи 34 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона  от 31.12.2017  № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд», поскольку данная норма регулирует  не вопрос об изменении цены контракта в зависимости от применяемой  исполнителем (поставщиком) системы налогообложения, а определяет порядок  осуществления расчетов в тех случаях, когда в силу установленных  законодательством о налогах и сборах особенностей исполнения обязанности  по уплате налогов заказчик (покупатель) должен произвести уплату налога за  исполнителя (поставщика) за счет выплачиваемых ему сумм.

К тому же, редакция данной нормы, действовавшая на момент  проведения закупки (март 2018 года) предусматривала включение в контракт  условия об уменьшении подлежащей уплате суммы на размер налоговых  платежей, связанных с оплатой контракта, только в отношении физических лиц.  Новая редакция части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не  распространяет свое действие на ранее возникшие правоотношения,  следовательно, в рассматриваемом случае применению не подлежала (часть 1  статьи 2 Закона о контрактной системе, пункт 1 статьи 4 и пункт 2 статьи 422  Гражданского кодекса Российской Федерации).


Указание предприятием в проекте контракта цены, включающей налог на  добавленную стоимость, также не свидетельствует о нарушении прав участника  закупки, поскольку не возлагает на участника закупки, применяющего  упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по  исчислению и уплате налога на добавленную стоимость. В силу пункта 5  статьи 173 Налогового кодекса и правовой позиции, выраженной  в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014   № 17-П, такого рода обязанность может возникнуть лишь при выставлении  налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем  суммой налога.

С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу о том, что  обжалуемые судебные акты в части эпизода, связанного с установлением в  действиях заказчика нарушений части 1 статьи 34 Закона о контрактной  системе, подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, а требования предприятия в  указанной части – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Арбитражного суда города Москвы от 03.07.2018,  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2018 и  постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2018 по делу   № А40-88142/2018 по эпизоду, связанному с установлением в действиях  заказчика нарушений части 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 

 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для  обеспечения государственных нужд», отменить.


Требование Федерального казенного предприятия «Государственный  казенный научно-испытательный полигон авиационных систем» в указанной  части удовлетворить.

Признать недействительным решение Управления Федеральной  антимонопольной службы по Московской области от 09.04.2018 

 № 07-24-8784эп/18 в части признания в действиях Федерального казенного  предприятия «Государственный казенный научно-испытательный полигон  авиационных систем» нарушения части 1 статьи 34 Федерального закона от  05.04.2013  № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных нужд».

В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без  изменения.

Председательствующий судья Т.В. Завьялова  Судьи М.К. Антонова

 Н.В. Павлова