НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2023 № 03АП-4855/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 302-ЭС23-6935

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва28.07.2023

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив  материалы истребованного дела и кассационную жалобу Енисейского  межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования на решение Арбитражного суда Республики Хакасия  от 15.07.2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда  от 11.11.2022 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа  от 09.02.2023 по делу  № А74-628/2022

УСТАНОВИЛ:

Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд  Республики Хакасия с исковым заявлением к обществу с ограниченной  ответственностью «Хакасские коммунальные системы» (далее – Общество) о  взыскании 1 307 657 рублей 03 копеек платы за негативное воздействие на  окружающую среду (далее – НВОС) за 2019 год.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.07.2022,  оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного  апелляционного суда от 11.11.2022 и постановлением Арбитражного суда  Восточно-Сибирского округа от 09.02.2023, в удовлетворении требований  отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в  Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит  их отменить, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и  процессуального права.

Письмом Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2023 дело   № А74-628/2022 истребовано из Арбитражного суда Республики Хакасия. 


По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в  ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального  права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных  интересов.

По результатам изучения материалов дела и доводов кассационной жалобы  заявителя суд приходит к выводу о наличии оснований для ее передачи вместе с  делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и обжалуемых актов, Управление является  уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за  правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за  НВОС. 

В свою очередь, Общество осуществляет деятельность, оказывающую  негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории, и  является лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на  окружающую среду.

Приказом Управления от 25.09.2013  № 227 Обществу утверждены  нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на  период с 25.09.2013 по 24.09.2018; распоряжением Управления от 22.11.2013   № 100 – нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на 5  лет, то есть до 22.11.2018.

За период с 01.01.2019 по 15.10.2019 Обществом на основании уточненных  деклараций от 10.03.2020, 07.05.2020 и 24.11.2020 внесена плата за выброс  загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за  размещение отходов производства и потребления в размере 2 868 242 рубля  10 копеек и 2 226 744 рубля 28 копеек соответственно.

Обращаясь с настоящим иском в суд, Управление ссылалось на наличие у  Общества задолженности по внесению платы за выброс загрязняющих веществ в  атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов  производства и потребления за период с 16.10.2019 по 31.12.2019, исчисленной с  учетом коэффициентов 25 и 5.

Возражая против удовлетворения требований, Общество указало на  отсутствие оснований требовать оплаты задолженности, поскольку декларация о  воздействии на окружающую среду в предусмотренный законом срок ответчиком  была представлена, в связи с чем исчисление платы в спорный период с учетом  коэффициентов 25 и 5 необоснованно. 

Суды со ссылкой на статьи 3, 16, 16.1, 31.2 Федерального закона  от 10.01.2002  № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон  № 7-ФЗ),  статьи 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» (далее – Закон  № 89-ФЗ), статью 11 Федерального 


закона от 21.07.2014  № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об  охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской  Федерации» (далее – Закон  № 219-ФЗ), пункты 5, 12 Порядка разработки и  утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение,  утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 25.02.2010  № 50, пункты 7, 8 Методических указаний по  разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их  размещение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и  экологии Российской Федерации от 05.08.2014  № 349, Правила исчисления и  взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные  постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017  № 255  (далее – Правила  № 255), отказали в удовлетворении требований, исходя из  недоказанности наличия у Общества задолженности перед Управлением по  внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку  объемы размещаемых отходов и выбросов не превышают значения,  установленные в прежней разрешительной документации (номинальный срок  действия, которой истек в 2018 году), а превышений лимитов не установлено.

Выражая свое несогласие, заявитель указывает, что согласно положениям  статьи 16.2 Закона  № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное  воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов  загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса  размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.  Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату самостоятельно  на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база  определяется лицами, обязанными вносить плату для каждого стационарного  источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении  каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих  веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении  платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих  веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых  выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов,  временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и  сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются  лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.  Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами,  обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное  воздействие на окружающую среду.

В период с 25.09.2013 по 24.09.2018 у Общества имелись нормативы  выбросов загрязняющих веществ а атмосферный воздух (утверждены приказом  Управления от 25.09.2013  № 227), в период с 20.11.2013 по 22.11.2018-номативы  образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом  Управления от 22.11.2013 № 100).

Законом  № 219-ФЗ с 01.01.2019 введена новая система нормирования  хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на  окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением 


Правительства Российской Федерации от 28.09.2015  № 1029 «Об утверждении  критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на  окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV  категорий.

В силу статьи 22 Закона  № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов,  нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и  индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I  и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а  также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II  категории. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых  сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к  декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно  в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган  исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской  Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Закона, кроме  случаев, предусмотренных статьей 23.1 указанного Закона.

С 01.01.2019 частью 2 статьи 18 Закона  № 89-ФЗ на юридических лиц,  осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II  категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны  окружающей среды возложена обязанность разработки нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие  хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных  в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды,  включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных  отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с  законодательством в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 18  Закона  № 89-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 11 Закона  № 219-ФЗ разрешения на выброс  загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих  веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду,  лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и  лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и  индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или)  иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на  окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом  № 7-ФЗ к объектам I  и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких  разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического  разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в  течение срока действия таких разрешений и документов.

Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на  объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих  федеральному государственному экологическому надзор, в уполномоченный  Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной  власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня 


истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи  разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона  № 219-ФЗ).

Пунктом 11(3) Правил  № 255 установлено, что при исчислении платы  лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или)  иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов  загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о  воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах  нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В  отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов  загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую  среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.

В пункте 12 Правил  № 255 (в редакции постановления Правительства  Российской Федерации от 27.12.2019  № 1904 (далее – Постановление  № 1904),  применяемого к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019)) определено общее  правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах I,  II и III категорий в случае отсутствия у них разрешительных документов  (комплексных экологических разрешений – для лиц, эксплуатирующих объекты I  категории, Декларации о воздействии на окружающую среду – для лиц,  эксплуатирующих объекты П категории и Отчетности об образовании,  использовании, обезвреживании, о размещении отходов – для лиц,  эксплуатирующих объекты III категории) – такие лица, при расчете платы  используют формулы, содержащие в себе повышающие коэффициенты (пункты 20  и 21(1) Правил  № 255).

По утверждению Управления, срок действия установленных Обществу  нормативов на выбросы загрязняющих веществ и образования отходов и лимитов  на их размещение истек в 2018 году (24.09.2018 и 22.11.2018 соответственно).  Данный факт подтвержден вступившим в силу решением Арбитражного суда  Республики Хакасия от 29.07.2022 по делу  № А74-12266/2020 (за размещение  отходов после истечения срока действия лимитов на размещение отходов с  Общества взыскана плата за HBOC с применением повышающих коэффициентов).

Факт представления Обществом Декларации о воздействии на окружающую  среду 30.11.2020 судами не опровергнут. 

Таким образом, вывод судов о действии указанного документа в 2019 году  только лишь в связи с его наличием у Общества, не соответствует положениям  статьи 31.2 Закона  № 7-ФЗ, статьи 11 Закона  № 219-ФЗ, согласно которым именно  представление Декларации о воздействии на окружающую среду в  уполномоченный орган является фактом, подтверждающим наличие  разрешительных документов у юридического лица.

Кроме того, выводы о действии ранее выданных лимитов в связи с наличием  у Общества в 2019 технического ответа о неизменности производственного  процесса в области обращения с отходами не соответствуют действующему  законодательству, так как с 01.01.2019 представление технического отчета, в том  числе, для подтверждения действия утвержденных нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение, не требуется.

В связи с вышеизложенным, доначисление Обществу сверхлимитной платы  за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в период с 16.10.2019 по 


31.12.2019 в отсутствие Декларации о воздействии на окружающую среду и  истечения сроков действия ранее выданных нормативов, является законным и  обоснованным.

Данный вывод подтверждается позицией Конституционного Суда  Российской Федерации, изложенной в определении от 28.04.2022  № 1098-О,  согласно которой Постановлением  № 1904 внесены изменения в Правила  № 255.  В частности, введен пункт 12.1, предусматривающий в том числе, что при  превышении нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов,  лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (включая аварийные  выбросы и сбросы), лимитов на размещение отходов производства и потребления,  а также при отсутствии разрешений на выброс загрязняющих веществ в  атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, разрешений на  сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы  загрязняющих веществ, нормативов образования отходов производства и  потребления и лимитов на их размещение такие лица при исчислении платы  используют формулы, указанные в пунктах 18.2, 20, 21 и 21.1 данных Правил. В  свою очередь, формула расчета платы за негативное воздействие на окружающую  среду, предусмотренная пунктом 20 указанных Правил (в редакции  Постановления 1904), включает повышающий коэффициент.

Также Управление в своей жалобе отмечает, что суды при рассмотрении  настоящего спора не дали оценку решению Арбитражного суда Республики  Хакасия от 29.07.2022 по делу  № А74-12266/2020, имеющему преюдициальное  значение, которым взыскана плата за негативное воздействие на окружающую  среду за 2018 с повышающим коэффициентом (за размещение отходов после  истечения срока действия этих же лимитов на их размещение).

Необоснованное освобождение хозяйствующих субъектов от платы за  негативное воздействие на окружающую среду, в частности за размещение  отходов производства и потребления, от применения мер экономической  ответственности за нарушения норм природоохранного законодательства, может  повлечь нарушение конституционных прав граждан, в том числе на  благоприятную окружающую среду.

Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы заслуживают  внимания, в связи с чем данную жалобу с делом следует передать для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

кассационную жалобу Енисейского межрегионального управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение  Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.07.2022, постановление Третьего  арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 и постановление Арбитражного  суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2023 по делу  № А74-628/2022 передать  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации.


Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной  жалобы на 12 сентября 2023 года на 10 часов 30 минут в помещении суда по  адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал  № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Н.С. Чучунова