НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 27.07.2015 № 17АП-13191/2014

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 309-КГ15-4727

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 27.07.2015 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного  учреждения – Пермского регионального отделения Фонда социального  страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Пермского  края от 27.08.2014 по делу № А50-10073/2014, постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 и постановление  Арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2015 по тому же делу по  заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к государственному учреждению – Пермскому региональному  отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о  признании незаконными решений от 27.02.2014 № 425 о непринятии к зачету  расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному  страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с  материнством и № 487 о выделении (об отказе в выделении) средств на  осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового  обеспечения в части отказа в выделении 13 737 рублей 64 копеек, 

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее  – предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с  заявлением к государственному учреждению – Пермскому региональному 


отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее –  фонд) о признании незаконными решений от 27.02.2014 № 425 о непринятии к  зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи  с материнством и № 487 о выделении (об отказе в выделении) средств на  осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового  обеспечения в части отказа в выделении 13 737 рублей 64 копеек, с учетом  уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2014, оставленным  без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного  суда от 21.10.2014, требования предпринимателя удовлетворены в полном  объеме. 

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 06.02.2015  оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции. 

Фонд обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной  жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять  новый судебный акт об отказе предпринимателю в удовлетворении заявленных  требований. 

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2015  были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Пермского края. 

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы  подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и  (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются  достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в  кассационном порядке. 

Как следует из материалов дела, в связи с наступлением страхового случая  – отпуск по беременности и родам предприниматель назначил своей  сотруднице, работающей на условиях неполного рабочего времени, пособие,  предусмотренное Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об  обязательном социальном страховании на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), 


рассчитав его исходя из среднего заработка равного минимальному размеру  оплаты труда, с учетом районного коэффициента. 

Проведя камеральную проверку правильности расходов предпринимателя  на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному  страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с  материнством за период с 01.10.2013 по 31.12.2013, фонд пришел к выводу о  том, что для исчисления указанного пособия в силу положений части 1.1  статьи 14 Закона № 255-ФЗ, определяя размер среднего заработка  застрахованного лица и принимая его равным минимальному размеру оплаты  труда с учетом районного коэффициента, предприниматель также должен был  учесть продолжительность рабочего времени застрахованного лица,  работающего на условиях неполного рабочего времени. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения фондом  оспариваемых решений. 

Признавая недействительными указанные решения фонда, суды исходили  из следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по  временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное  пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка  застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года,  предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска  по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время  работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других  страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной  деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в  случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального  закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам  назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы  (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы  (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего  пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно  предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в  одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по  беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком,  соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению  застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка 


предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии,  что это приведет к увеличению размера пособия. 

В силу части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное  лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а  также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в  расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты  труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового  случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по  временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное  пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру  оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления  страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления  страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной  рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из  которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется  пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.  При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за  ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия  по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О  государственных пособиях гражданам, имеющим детей». 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007   № 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по  временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного  пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи  с материнством (далее – Положение № 375). 

Согласно пункту 1 Положения № 375 настоящее Положение,  разработанное в соответствии со статьей 14 Закона № 255, определяет  особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности,  по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком  гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай  временной нетрудоспособности и в связи с материнством. 

Пунктом 11 (1) Положения № 375 (в редакции Постановления  Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 120) предусмотрено, что  в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11  настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний 


заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный  месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным  законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из  которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру  оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления  страхового случая. 

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая  работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели,  неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются  пособия в указанных случаях, определяется пропорционально  продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех  случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может  быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за  ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей». 

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются  районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному  лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий  определяются с учетом этих коэффициентов.  

Согласно пункту 15 Положения № 375 (в редакции постановления  Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 120) во всех случаях для  исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением  исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с  пунктом 23 настоящего Положения. 

Пункты 15 (1) – 15 (3) Положения № 375 (введенные в действие  Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 № 145)  устанавливают порядок определения среднего дневного заработка для  исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и  родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. 

В соответствии с пунктом 15 (3) Положения № 375 в случаях, указанных в  пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок  определяется путем деления минимального размера оплаты труда,  установленного федеральным законом на день наступления страхового случая,  увеличенного в 24 раза, на 730. 


Согласно пункту 16 Положения № 375 (в редакции Постановления  Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 № 145) в случае  установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной  рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок  определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) – 15 (3)  настоящего Положения. 

Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим  неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего  дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке как и в  случае когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и  работник работает полный рабочий день. 

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что  на день наступления страхового случая средний заработок застрахованного  лица был ниже минимального размера оплаты труда, руководствуясь  положениями части 1.1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ, пунктов 11 (1), 15 (1) –  15 (3), 16 Положения № 375, суды пришли к выводу о правомерности  произведенного предпринимателем расчета среднего заработка  застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени,  исходя из которого было исчислено пособие по беременности и родам. 

Учитывая изложенное, суды пришли к выводу об отсутствии у фонда  оснований для отказа предпринимателю в выделении средств на осуществление  (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в сумме  13 737 рублей 64 копеек и непринятия к зачету указанных расходов. 

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской  Федерации, фонд приводит доводы о необходимости в рассматриваемом случае  при расчете среднего заработка определять его размер пропорционально  продолжительности рабочего времени, ссылаясь при этом на иную судебную  практику. 

Вместе с тем, при изучении доводов жалобы фонда по материалам  истребованного дела и принятых по делу судебных актов оснований,  предусмотренных положениями части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи упомянутой  жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не  установлено. 


Выводы судов о правомерности исчисления предпринимателем пособия по  беременности и родам застрахованному лицу, работающему на условиях  неполного рабочего времени, исходя из среднего заработка равного  минимальному размеру оплаты труда, соответствуют положениям части 1.1  статьи 14 Закона № 255-ФЗ и Положению № 375, определяющему особенности  порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по  беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам,  подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи с материнством, разработанному в соответствии  со статьей 14 Закона № 255-ФЗ и утвержденному Постановлением  Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 в редакции  Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 № 145. 

Учитывая изложенное, приведенные фондом в жалобе доводы, в том числе  об иной судебной практике, не свидетельствуют о существенных нарушениях  судами норм материального права и (или) процессуального права, повлиявших  на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для  пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. 

Таким образом, основания для передачи жалобы фонда с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в  порядке кассационного производства отсутствуют. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья 

определил:

отказать государственному учреждению – Пермскому региональному  отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в передаче  кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации А.Г.Першутов