ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 304-ЭС23-22274
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва Дело № А70-16659/2022
Резолютивная часть определения объявлена 27.02.2024
Полный текст определения изготовлен 07.03.2024
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Якимова А.А., судей Борисовой Е.Е., Чучуновой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2023, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2023 по делу № А70-16659/2022.
В заседании приняли участие представители:
Департамента лесного комплекса Тюменской области – ФИО1 (доверенность от 01.06.2024 № 72);
общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз»ФИО2 (доверенность от 19.01.2024 № 134/24), ФИО3 (доверенность от 01.01.2024 № 1/24).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Якимова А.А., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» (далее – общество) об обязании в срок до 01.10.2023 выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории Тюменской области на площади 0,3336 га в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, публичное акционерное общество «ГЕОТЕК Сейсморазведка».
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2023, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2023, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, департамент, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2024 жалоба истца вместе с истребованным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, третьи лица извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Согласно части 1 статьи 291.11 АПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о наличии предусмотренных частью 1 статьи 291.11 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами на основании материалов дела, департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 24.05.2017 № 26-43-17 (далее – Договор), по условиям которого арендодатель по акту приема-передачи от 24.05.2017 передал, а арендатор принял в аренду лесной участок площадью 7,5933 га кадастровый номер 72:18:0000000:124/5636 местоположение: Тюменская обл., Уватский р-н, Уватское лесничество, Верхне-Демьянское участковое лесничество, кварталы 264 (выд. 14(6), 15(6,9), 16(6), 17(9), 18(6), 19(1-2,6), 20(2,6), 21(6)), 265 (выд.19(9)).
Согласно пункту 4 Договора арендатору передается лесной участок в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
Срок действия договора установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 3 года 6 месяцев (пункт 22 Договора).
В заключение государственной экспертизы от 09.08.2017 № 177/ЭПО указано, что видами использования лесов являются выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых.
В исковом заявлении департамент указал, что в соответствии с представленным обществом отчетом об использовании лесов (по форме 1-ИЛ) за период январь - ноябрь 2019 площадь сплошной рубки на лесных участках по договору аренды составила 0,3336 га.
В акте натурного осмотра лесного участка от 24.09.2019, составленного участковым лесничим, указано, что площадь рубки 0,3336 га в квартале № 264, выделе 9.
Ссылаясь на наличие у общества обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению лесного участка, неисполнение им соответствующих требований, изложенных в направляемых департаментом в его адрес письмах, департамент обратился в арбитражный суд с иском.
Суды трех инстанций, сославшись на статьи 1, 12, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), статей 63.1, 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), статей 1, 4 Федерального закона от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 303-ФЗ), исходили из того, что обществом на арендуемом лесном участке осуществлялись работы по геологическому изучению недр, проведение которых не предусматривает обязанности осуществлять компенсационное лесовосстановление или лесоразведение, поэтому отказали в иске.
Между тем суды трех инстанций не учли следующее.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса).
Статьей 12 Лесного кодекса определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, осуществление геологического изучения недр.
Согласно статье 43 Лесного кодекса для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 данного Кодекса. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса в редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее – Закон № 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании соответствующего проекта лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением
случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Также Законом № 212-ФЗ Лесной кодекс дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 – 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона № 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46).
Для данных категорий лесопользователей установлена публичная обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Законом № 303-ФЗ в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 – 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
Законом № 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 – 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.02.2016 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений части 9 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО4», придание обратной силы законуисключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (уголовное законодательство, пенсионное законодательство); в отношениях, субъектами которых выступают физические и юридические лица, обратная сила не применяется, ибо интересы одной стороны правоотношения не могут быть принесены в жертву интересам другой, не нарушившей закон.
В настоящем деле судами установлено, что имевшаяся у ответчика в силу закона обязанность по лесовосстановлению не была им исполнена на 31.12.2020.
В акте натурного осмотра лесного участка от 24.09.2019, составленного участковым лесничим, указано, что площадь сплошной рубки составила 0,3336 га в квартале № 264, выделе 9.
Общество направило в департамент заявление от 20.03.2020 № 08-ИСХ-0290 о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению площадью 0,3336 га в квартале № 67, выделе 8.
Письмом от 24.03.2020 № 1954-20 департамент зарезервировал участки, которые указаны в заявлении обществом.
Департамент считает, что общество не исполнило законодательно возложенную на него обязанность проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению в срок до 31.12.2020, а изменения в статью 63.1 Лесного кодекса внесены Законом № 303-ФЗ с 01.09.2021. Также полагает, что нельзя признать добросовестным поведение общества в создании видимости перед истцом о намерении произвести работы по лесовосстановлению, в частности, направление заверений о выполнении указанных работ департаменту, при параллельном неисполнении обязанности в значительный промежуток времени до вступления в силу Закона № 303-ФЗ.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Таким образом, суды не оценили установленные обстоятельства с точки зрения соответствия поведения ответчика принципу добросовестности, принимая во внимание, что правоотношения сторон при надлежащем исполнении публичной обязанности прекратились бы до принятия Закона
№ 303-ФЗ.
Также согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) недра могут предоставляться в пользование для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. При этом недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 № 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 № 307-ЭС22-5959, по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины.
Как следует из материалов дела, в силу заключенного сторонами Договора лесной участок предоставлен обществу в целях использования лесов
для выполнения работ не только по геологическому изучению недр, но и для разработки месторождений полезных ископаемых (п. 4 Договора).
Из представленных в дело лицензий с изменениями на пользование недрами серия ТЮМ № 15679НР и серия ТЮМ № 01620 НР следует, что они выданы обществу с целевым назначением и видами работ для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых. Участок недр имеет статус горного отвода.
Согласно лесной декларации № 26-43-17/19, направленной 12.12.2018 обществом в департамент с 01.01.2019 по 31.12.2019, арендатор использует по Договору леса в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
В проекте освоения лесов указано на то, что лесной участок предоставлен ответчику для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых под объект: «ФИО5 лагерь сейсмопартии на Надеждинской площади с зимней автодорогой». Сплошная вырубка насаждений обусловлена строительством объектов (п. 4.2).
При этом проектом предусматривается искусственное и естественное лесовосстановление.
Таким образом, в ситуации, когда лесные участки предоставлены обществу в том числе для разведки, добычи полезных ископаемых, а для этапа проведения этих работ оно провело предшествующее геологическое изучение недр, но впоследствии само отказалось от дальнейшего освоения земельного участка и расторгло Договор, то выводы судов относительно рубки лесных насаждений в 2019 году на площади 0,336 га только для геологического изучения недр сделаны без исследования и оценки следующих юридически значимых обстоятельств.
В соответствии с частями 3-5 статьи 36.1 Закона о недрах государственное геологическое изучение недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку месторождений полезных ископаемых, осуществляется государственными учреждениями за счет средств бюджетов и средств пользователей недр в соответствии с утвержденной проектной документацией.
По пояснениям ответчика геологическое изучение недр производилось за счет его собственных средств, поскольку затратная часть на этот этап работ компенсируется добычей полезных ископаемых по смешанной лицензии.
Согласно части 2 статьи 27 Закона о недрах геологическая информация о недрах подразделяется на первичную геологическую информацию о недрах и интерпретированную геологическую информацию о недрах. Под интерпретированной геологической информацией о недрах понимаются результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы.
Первичная геологическая информация о недрах и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр,
подлежат представлению пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды (часть 9 статьи 27 Закона РФ о недрах).
Приказом Минприроды России № 548, Роснедр № 05 от 23.08.2022 утверждены перечни первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователем недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых.
Пунктом 2 указанного Перечня интерпретированной геологической информации о недрах (с учетом приложения № 2), представляемой пользователем недр в соответствующие фонды установлена интерпретированная геологическая информация о недрах, которая подлежит сдаче в фонды при проведении работ по геологическому изучению недр, включающему поиски и оценку месторождений.
Пунктом 3 этого Перечня установлена интерпретированная геологическая информация о недрах, которая подлежит сдаче в фонды при проведении разведки и добычи.
Таким образом, судам необходимо исследовать и оценить вид предоставленной ответчиком информации о результатах геологического изучения недр на предмет связи этих работ с поиском и оценкой новых месторождений полезных ископаемых или с разведкой и добычей ранее поставленных на баланс месторождений, поскольку по смыслу пункта 2 части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса освобождение от лесовосстановления находится в балансе с государственной задачей по поиску и оценкой запасов полезных ископаемых.
Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что состоявшиеся по делу решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление арбитражного суда кассационной инстанции подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ как принятые при существенном нарушении норм материального права, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам следует исследовать фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения данного дела, применив нормы материального права с учетом вышеизложенных правовых позиций, разрешить спор.
Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 АПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.01.2023,
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 и
постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.08.2023
по делу № А70-16659/2022 отменить.
Дело № А70-16659/2022 направить на новое рассмотрение в
Арбитражный суд Тюменской области.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения
и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской
Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья А.А. Якимов
Судья Е.Е. Борисова Судья Н.С. Чучунова