НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 26.04.2022 № А13-17361/20


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 307-ЭС22-408

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03.06.2021, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2021 по делу № А13-17361/2020,

установил:

Департамент лесного комплекса Вологодской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее – Управление) о приостановлении государственной регистрации права от 20.10.2020 № КУВД-001/2020-18220565/1; о возложении на Управление обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) 35:15:0401003:100, документы на которые представлены с заявлением от 07.10.2020 № КУВД-001/2020-18220565/1.

Арбитражный суд Вологодской области решением от 03.06.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2021 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.12.2021, в удовлетворении требований отказал.

Департамент, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о пересмотре в кассационном порядке указанных судебных актов.

Дело истребовано из Арбитражного суда Вологодской области.

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение либо об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли
на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для передачи кассационной жалобы Департамента вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения в отношении земельного участка категории земель лесного фонда, площадью 84 190 006
кв. м, расположенного по адресу: Вологодская область, Бабушкинский район, Бабушкинское лесничество, Леденгское участковое лесничество, кварталы 31, 32, 38, 39, 41, 42, 43, 53, 54, 55, 56, 61, 62, 63, 64, 69, 70, 71, 72, 77, 78, 79, с кадастровым номером 35:15:0401003:100.

Государственная регистрация права собственности Российской Федерации в отношении данного участка осуществлена 07.02.2018 на основании статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс).

По результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка для заготовки древесины, состоявшегося 25.06.2009, Департамент и индивидуальный предприниматель ФИО1 29.06.2009 заключили договор аренды лесного участка № 02-02-16/819-2009.

В соответствии с пунктами 1-4 договора арендатору передан лесной участок площадью 84 190 006 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская область, Бабушкинский район, Бабушкинское лесничество, Леденгское участковое лесничество, кварталы 31, 32, 38, 39, 41, 42, 43, 53, 54, 55, 56, 61, 62ч, 63ч, 64ч, 69, 70, 71, 72, 77, 78, 79 (целевое назначение эксплуатационные леса); схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях № 1 и № 2 к данному договору, границы определены на плане в приложении № 8; лесной участок передан для заготовки древесины в целях и объемах согласно приложению № 3.

На основании соглашения от 14.08.2015 права и обязанности по договору от 29.06.2009 переданы обществу с ограниченной ответственностью «Город ВО». Государственная регистрация данного соглашения и обременения в виде аренды произведена Управлением 09.09.2015.

Соглашением от 12.04.2018 права и обязанности по договору аренды
от 29.06.2009 лесного участка с кадастровым номером 35:15:0401003:100, кварталы 31, 32, 38, 39, 41, 42, 43, 53, 54, 55, 56, 61, 62, 63, 64, 69, 70, 71, 72, 77, 78, 79, переданы индивидуальному предпринимателю ФИО2 для заготовки древесины сроком по 28.06.2058.

Государственная регистрация соглашения и соответствующего обременения произведена Управлением 23.04.2018.

Также на основании договора аренды лесного участка от 11.09.2020 № 06-01-05/22-2020, заключенного по результатам аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, тот же лесной участок предоставлен индивидуальному предпринимателю ФИО3 для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (заготовка березовой чаги) с установленным ежегодным объемом изъятия.

Департамент 07.10.2020 направил в Управление заявление о государственной регистрации договора аренды от 11.09.2020 в отношении спорного земельного участка.

По итогам правовой экспертизы представленных Департаментом документов Управление направило заявителю оспариваемое уведомление
от 20.10.2020, которым приостановило осуществление регистрационных действий на три месяца, ссылаясь на то, что договор аренды от 11.09.2020 заключен сторонами в нарушение подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и статьи 78 Лесного кодекса, поскольку спорный лесной участок ранее уже предоставлен индивидуальному предпринимателю ФИО2 на праве аренды.

Полагая решение Управления о приостановлении государственной регистрации права незаконным, Департамент обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.

Суды трех инстанций согласились с правовой позицией Управления и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.

В качестве основания для приостановления государственной регистрации Управление, среди прочего, сослалось на пункт 13 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), согласно которому осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

В силу пункта 1 части 6 статьи 78 Лесного кодекса решение об отказе в проведении аукциона принимается в случае, если заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу.

Управление посчитало, что поскольку в отношении лесного участка с кадастровым номером 35:15:0401003:100 уже зарегистрирован договор аренды, данный участок не может быть предметом аукциона на право заключения другого договора аренды на этот же участок.

На основании изложенного суды признали, что Департамент нарушил процедуру предоставления указанного лесного участка путем заключения договора на основании результатов аукциона о предоставлении одного и того же участка разным лицам и пришли к выводу, что оспариваемое решение Управления о приостановлении государственной регистрации является законным.

Суд кассационной инстанции рассмотрел и отклонил довод Департамента о том, что заключенный с предпринимателем ФИО3 договор аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений от 11.09.2020 № 06-01-05/22-2020 соответствует требованиям законодательства, поскольку частью 2 статьи 25 Лесного кодекса предусмотрено использование лесов для одной или нескольких целей. Такое же толкование норм лесного законодательства было дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 27.07.2010 № 2111/10 по делу № А05-7607/2009, где сформулирована правовая позиция о том, что Лесной кодекс не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности. Системное толкование норм лесного законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.

Суд округа признал не подлежащим применению приведенное Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование норм права, поскольку оно было дано в отношении старой редакции Лесного кодекса, в которой отсутствовали положения пункта 1 части 6 статьи 78 Лесного кодекса, исключающие в настоящее время проведение аукциона в отношении лесного участка уже предоставленного другому гражданину или юридическому лицу.

Суд округа также отклонил ссылку Департамента на подпункт «б» пункта 3.1 Типовых форм договоров аренды лесного участка, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды) от 20.12.2017 № 693 «Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков», которым предусмотрена возможность предоставления арендованных лесных участков или их частей третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно, указав, что данный подпункт противоречит нормам Лесного кодекса, обладающим большей юридической силой.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Департамент, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит пересмотреть в кассационном порядке указанные судебные акты, отменить их и требования удовлетворить.

В обоснование кассационной жалобы заявитель, в числе прочих доводов приводит следующее.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях указывает, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России, рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов, представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 № 1-П, от 07.06. 2000 № 10-П и от 02.06. 2015 № 12-П; определения от 27.06.2000 № 92-О, от 03.02.2010
№ 238-О-О, от 26.03.2020 № 570-О).

Пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса предусмотрено, что отношения по совершению сделок с земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным законодательством и иными федеральными законами.

Правила Земельного кодекса применяются к отношениям, связанным с предоставлением в аренду земельных участков в составе земель лесного фонда, если иное не установлено Лесным кодексом (пункт 3 статьи 39.1 Земельного кодекса).

Исходя из указанного, правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс), если специальными положениями Лесного кодекса или иного закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности, в частности, по предоставлению лесного участка в аренду. В той части, в которой эти отношения не урегулированы Гражданским кодексом, Лесным кодексом или иным специальным законом, подлежит применению Земельный кодекс.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В силу статьи 9 Лесного кодекса право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах (пункт 4 части 1 статьи 1 Лесного кодекса).

Частью 2 статьи 25 Лесного кодекса определено, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 данной статьи, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с положениями Лесного кодекса к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом (часть 3 статьи 71); порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом (часть 6 статьи 73.1). Типовые договоры аренды лесных участков утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 Лесного кодекса (часть 7 статьи 73.1 Лесного кодекса).

Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.

В силу части 4 статьи 2 Лесного кодекса федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Пунктом 29 статьи 81 Лесного кодекса в редакции, действовавшей в момент предоставления лесного участка, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено утверждение типовых договоров аренды лесных участков.

Согласно подпункту «б» пункта 3.1 Типового договора, действовавшего в момент организации и подготовки аукциона, арендодатель имеет право предоставлять арендованный лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно, а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр.

Подпунктом «в» пункта 3.2 Типового договора предусмотрено, что арендодатель обязан информировать в письменной форме в течение 15 дней со дня принятия решения о предоставлении арендованного лесного участка или его части третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества, за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно, а также в случае выдачи разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр о возникших правах третьих лиц на предоставленный в аренду лесной участок.

Аналогичные пункты договора аренды лесного участка от 11.09.2020
№ 06-01-05/22-2020 с предпринимателем ФИО3, заключенного с целью заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (заготовки березовой чаги), воспроизводят соответствующие условия, предусмотренные подпунктом «б» пункта 3.1, подпунктом «в» пункта 3.2 Типового договора.

Нормативный акт, которым утвержден Типовой договор, не оспорен в установленном процессуальном порядке и недействующим не признан.

Заготовка древесины и заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (заготовка березовой чаги) в соответствии с положениями статей 21, 25, 29, 34, 72 Лесного кодекса являются самостоятельными видами лесопользования.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07. 2010 № 2111/10, ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным (лесным) участком невозможно.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (часть 1 статьи 87 Лесного кодекса).

В соответствии с таблицей 1.2.1. лесохозяйственного регламента Бабушкинского лесничества Вологодской области, утвержденного приказом Департамента от 31.08.2018 № 1323, который также является нормативным правовым актом и не оспорен в установленном порядке в суде, в лесных кварталах №№ 31, 32, 38, 39, 41, 42, 43, 53, 54, 55, 56, 61, 62, 63, 64, 69, 70, 71, 72, 77, 78, 79 Леденгского участкового лесничества Бабушкинского лесничества Вологодской области, входящих в состав лесного участка, выставленного на аукцион, одновременно допускаются и заготовка древесины, и заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (заготовка березовой чаги).

Пункт 7 приложений № 2 и № 5 Типового договора предусматривает содержание сведений о наличии прав третьих лиц. В данном случае предприниматель ФИО2 был уведомлен письмом от 02.09.2020 № ИХ.03-6033/20 о намерении Департамента заключить с единственным участником аукциона предпринимателем ФИО3 договор аренды с предоставлением ему в аренду лесного участка для иного вида использования лесов.

Использование лесных участков, предоставленных в аренду, осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов (далее – Проект). В соответствии с утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) от 29.02. 2012 № 69 составом Проекта раздел № 2 «Сведения о лесном участке» должен содержать сведения об обременениях лесного участка. При этом проектом освоения лесов возможно запланировать деятельность арендатора, осуществляющего заготовку древесины, совместно с деятельностью арендатора, осуществляющего сбор березовой чаги.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Лесного кодекса, пунктом 2 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса, утвержденных приказом Минприроды от 13.09.2016 № 474, заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом таких лесных ресурсов из леса (часть 1
статьи 34 Лесного кодекса, пункт 2 Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, утвержденных приказом Рослесхоза
от 05.12.2011 № 511).

Заявитель отмечает, что березовая чага (березовый гриб) представляет собой фитопатогенный гриб, паразитирующий на стволах деревьев и вызывающий гниль стволов, поэтому осуществление деятельности по заготовке березовой чаги будет оказывать положительные тенденции на качественные характеристики лесных насаждений, а также на рост деревьев, которые в дальнейшем возможно будут предоставлены к рубке.

Таким образом, по мнению Департамента, указанные виды использования лесов не являются взаимоисключающими и при их осуществлении арендаторы не создают друг другу препятствий, имеется возможность совместного использования лесного участка для заготовки древесины и заготовки пищевых лесных ресурсов и для сбора лекарственных растений, в том числе и сбора березовой чаги.

Кроме того, суды трех инстанций, в том числе ошибочно полагая, что решение о проведении аукциона было принято Департаментом на основании заявления предпринимателя ФИО3 о проведении аукциона, при вынесении решения и постановлений применили норму подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса и пункта 1 части 6 статьи 78 Лесного кодекса.

Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды лесного участка предусмотрен статьями 78-80 Лесного кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Лесного кодекса решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса.

Исходя из анализа данной нормы, заявление граждан и юридических лиц о проведении аукциона может быть подано для предоставления в аренду лесного участка по итогам торгов только для заготовки древесины, а в данном случае, предметом аукциона являлось право на заключение договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (заготовки березовой чаги).

Таким образом, решение о проведении аукциона было принято Департаментом в рамках переданных ему Российской Федерацией отдельных полномочий в области лесных отношений, указанных в части 1 статьи 83 Лесного кодекса, а не в заявительном порядке. Соответственно, основания для отказа в принятии решения по заявлению заинтересованного лица, установленные частью 6 статьи 78 Лесного кодекса, в том числе пунктом 1 указанной части, в рассматриваемом случае не применимы.

В итоге, по мнению заявителя, из положений статьи 1, части 4 статьи 2, части 2 статьи 3, части 1 статьи 9, частей 1 и 2 статьи 25, статьи 29, статьи 34, частей 1 и 3 статьи 71, частей 6, 7 статьи 73.1, пункта 29 статьи 81 Лесного кодекса, подпункта «б» пункта 3.1 и подпункта «в» пункта 3.2 Типового договора следует, что предоставление лесных участков, в том числе по итогам аукциона, разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности, урегулированы нормами лесного законодательства, имеющими приоритет перед нормами Земельного кодекса. При таких обстоятельствах Департамент полагает, что суды трех инстанций необоснованно применили к спорным правоотношениям подпункт 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, оснований для отказа в удовлетворении заявленных Департаментом требований в указанной части по данному основанию не имелось.

Приведенные в жалобе доводы о существенном нарушении судами норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

жалобу Департамента лесного комплекса Вологодской области передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 16 июня 2022 года на 11 часов 00 минут в помещении суда
по адресу: Москва, Поварская улица, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда Г.Г. Попова

Российской Федерации