НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2015 № 11АП-2694/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Дело № 306-ЭС15-10433

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 ноября 2015 г. 

Резолютивная часть определения объявлена 19.11.2015  Определение в полном объеме изготовлено 25.11.2015 

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе председательствующего судьи Поповой Г.Г.,  судей Золотовой Е.Н., Маненкова А.Н., 

 рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды, объектов  животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа- Югры (г. Ханты-Мансийск) на определение Арбитражного суда Самарской  области от 25.01.2015, постановление Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 18.03.2015 и постановление Арбитражного суда  Поволжского округа от 05.06.2015 по делу № А55-22035/2014 

по иску Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей  среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры (далее – Служба по контролю) к обществу с  ограниченной ответственностью «РН-Сервис-Экология» (далее – общество  «РН-Сервис-Экология») о взыскании 260 976 рублей вреда, причиненного  лесам вследствие нарушения лесного законодательства. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее –  общество «РН-Юганскнефтегаз»). 


Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и  месте рассмотрения жалобы вместе с делом, своих представителей в суд не  направили, истец и ответчик заявили ходатайства о рассмотрении кассационной  жалобы в их отсутствие. 

В соответствии со статьей 291.10 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка надлежащим образом  извещенных лиц не является препятствием для рассмотрения дела в их  отсутствие. 

В отзыве на жалобу общество «РН-Сервис-Экология» просит судебные  акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Поповой Г. Г., изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации  

УСТАНОВИЛА:

Служба по контролю обратилась в Арбитражный суд Самарской области с  иском к обществу «РН-Сервис-Экология» о взыскании 260 976 рублей вреда,  причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства. 

Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2015,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 18.03.2015 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 05.06.2015, производство по делу прекращено на  основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному  суду. 

Служба по контролю, ссылаясь на существенное нарушение судами трех  инстанций норм права, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить,  дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. 

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  от 23.10.2015 № 306-ЭС15-10433 кассационная жалоба общества вместе с  делом переданы на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации. 

В соответствии с частью 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) основаниями для отмены или  изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  являются существенные нарушения норм материального и (или) норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод,  законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов. 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, 


Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что  обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело – направлению на новое  рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции по следующим мотивам. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании  договора на выполнение работ по ликвидации разливов нефти и  нефтепродуктов в Майском регионе от 01.07.2013 № 426-13, заключенного с  обществом «РН-Юганскнефтегаз», общество «РН-Сервис-Экология»  осуществляло отсыпку подъездных путей с целью локализации нефтеразлива и  откачки нефтесодержащей жидкости с нефтезагрязненного участка. 

В ходе обследования Службой по контролю участка лесного фонда,  расположенного в районе кустовой площадки № 4 ЦДНГ-18 общества «РН- Юганскнефтегаз» Западно-Угутского месторождения нефти 07.11.2013  установлен факт самовольного использования лесов в квартале 398, выделах:  14.17.20 на площади 0.9747 га, а также незаконная рубка лесных насаждений в  объеме 43.125 кв. м. Участок лесного фонда в квартале 398 выделе 14  Угутского участкового лесничества площадью 0,5677 га используется  обществом «РН-Сервис-Экология» под размещение вагон городка, стоянку  спецтехники и установок для утилизации нефтезагрязненного грунта. Участок  лесного фонда в квартале 398, выделах: 17.20 Угутского участкового  лесничества площадью 0.2345 га и 0.1725 га используется для отсыпки  природным песком подъездных путей к нефтезагрязненному участку лесного  фонда, расположенному в квартале 358, выделах: 36.37.4 в квартале 398,  выделах: 4.8.9.10.13.15.16.17.20.49.70.73 Угутского участкового лесничества.  Всего произведена отсыпка двух подъездных путей, берущих начало от  кустовой площадки № 4 ЦДНГ-18 ООО «РН-Юганскнефтегаз», Западно- Угутского месторождения нефти. В результате проведения работ по отсыпке  подъездных путей допущено уничтожение или повреждение до степени  прекращения роста деревьев хвойных и лиственных пород (сосна, кедр, береза). 

Результаты обследования отражены в акте от 07.11.2014 № 574. 

Сославшись на статью 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды),  статью 100 Лесного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 1064  Гражданского кодекса Российской Федерации, Служба по контролю обратилась  в арбитражный суд с иском по настоящему делу о взыскании 260 976 рублей  вреда, причиненного лесам. 

Прекращая производство по делу, суды посчитали, что данный спор  неподведомственен арбитражному суду, а подлежит рассмотрению судом  общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле  лиц. 

При этом суды руководствовались пунктом 1 части 1, частью 3 статьи 22  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1 и 2  статьи 27, статьей 28, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ с учетом  разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами  законодательства об ответственности за нарушения в области охраны 


окружающей среды и природопользования» (далее – Постановление № 21), и  исходили из того, что предметом спора по настоящему делу является  возмещение вреда, причиненного лесным ресурсам как объекту охраны  окружающей среды вследствие нарушения природоохранного  законодательства, а имущественные отношения участников гражданского  оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами  предпринимательской деятельности, предметом заявленных требований по  делам данной категории не являются. 

Между тем судами не учтено следующее.

Статьей 3 Закона об охране окружающей среды установлены принципы, в  том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и  иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на  природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды. 

Виды хозяйственной деятельности, оказывающие прямое или косвенное  негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии  с требованиями в области охраны окружающей среды. 

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и  складывающиеся в процессе ее осуществления экономические отношения  должны включать в себя в том числе и мероприятия по охране окружающей  среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и  воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической  безопасности. 

Согласно пункту 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, если  вследствие нарушения требований в области охраны окружающей среды ей  причинен вред, то юридические и физические лица обязаны возместить  указанный вред в полном объеме в соответствии с законодательством. 

Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в  области охраны окружающей среды, может быть возмещен на основании  решения суда или арбитражного суда (пункт 1 статьи 78 Закона об охране  окружающей среды). 

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении  деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением  законодательства в области охраны окружающей среды, также  рассматриваются судом или арбитражным судом (статья 80 Закона об охране  окружающей среды). 

Таким образом, Закон об охране окружающей среды исходит из того, что  споры, возникающие в данной сфере, разрешаются как судами общей  юрисдикции, так и арбитражными судами в соответствии с общими правилами  о подведомственности, установленными процессуальным законодательством. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по  экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности.  

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1  (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 


04.03.2015 (вопрос № 9), сформулирована правовая позиция о том, что  процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию  судов и арбитражных судов по критериям субъектного состава процесса и  участия в предпринимательской или иной экономической деятельности. Если  требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде  юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при  осуществлении ими видов хозяйственной деятельности, в том числе  перечисленных в пункте 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды,  вытекают из экономических отношений данных субъектов, указанные  требования в силу установленных процессуальным законодательством правил  распределения юрисдикционных полномочий судов подлежат рассмотрению в  арбитражном суде. Если вред окружающей среде причинен перечисленными  субъектами не в связи с осуществлением ими хозяйственной деятельности, то  требования о его возмещении подлежат рассмотрению в судах общей  юрисдикции. 

Таким образом, пункт 30 Постановления № 21 должен толковаться во  взаимосвязи с правовой позицией, изложенной в Обзоре судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2015. 

Установив, что причинение вреда лесам путем уничтожения или  повреждения до степени прекращения роста деревьев было осуществлено  обществом «РН-Сервис-Экология» в ходе выполнения работ по ликвидации  разливов нефти и нефтепродуктов, то есть в процессе его хозяйственной  деятельности, Судебная коллегия пришла к выводу, что данный спор связан с  осуществлением предпринимательской деятельности и подведомственен  арбитражному суду. 

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по рассмотрению  экономических споров Верховного Суда Российской Федерации считает, что  судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые  с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на  исход дела, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой  инстанции. 

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2015,  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда  от 18.03.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа  от 05.06.2015 по делу № А55-22035/2014 отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской  области. 


Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в  трехмесячный срок. 

Председательствующий судья Г.Г. Попова

Судья Е.Н.Золотова

Судья А.Н.Маненков