НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2021 № 307-ЭС21-13840

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 307-ЭС21-13840

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 25 августа 2021 года 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,  рассмотрев кассационную жалобу муниципального автономного учреждения  культуры «Северодвинский драматический театр» на решение Арбитражного  суда Архангельской области от 15.10.2020 по делу № А05-6190/2020,  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда 

от 08.02.2021 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18.05.2021 по тому же делу

по заявлению муниципального автономного учреждения культуры  «Северодвинский драматический театр» (далее – учреждение) к Контрольно- счетной палате муниципального образования «Северодвинск» (далее –  контрольно-счетная палата) о признании частично недействительным  представления от 27.05.2020 № П-11/2020, 

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации  муниципального образования «Северодвинск» (далее – администрация), 

установила:

решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.10.2020,  оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 08.02.2021 и постановлением Арбитражного суда  Северо-Западного округа от 18.05.2021, оспариваемое представление признано  недействительным в части пункта 7.2 описательно-мотивировочной части в  части вывода о несоответствии Положения об оплате труда работников  Учреждения требованиям Примерного отраслевого положения об оплате труда 


в муниципальных бюджетных и автономных учреждениях сферы культуры и  молодежной политики муниципального образования «Северодвинск» (утв.  постановлением администрации от 03.02.2015 № 38-па) в части перечня видов  выплат социального характера; пункта 2.2 итоговой части представления в  части возврата в местный бюджет субсидии на финансовое обеспечение  выполнения муниципального задания в сумме 5 064 046,20 руб.; пункта 2.4  итоговой части представления в части возврата в местный бюджет субсидии на  иные цели за 2018 год в сумме 304 980 руб. в связи с нецелевым  использованием средств. На контрольно-счетную палату возложена  обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  заявителя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, учреждение просит отменить состоявшиеся судебные акты,  ссылаясь на существенные нарушения норм права и несоответствие выводов  судов фактическим обстоятельствам дела. 

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы,  представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах,  представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных  актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении  компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а  также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела. 

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном  порядке по доводам жалобы отсутствуют. 

Как следует из судебных актов, финансовое обеспечение выполнения  муниципального задания учреждением осуществлялось за счет средств  местного бюджета, предусмотренных на реализацию муниципальной  программы «Развитие сферы культуры муниципального образования  «Северодвинск» на 2016 - 2021 годы», утвержденной постановлением  администрации от 16.03.2016 № 64-па. 

По условиям соглашений от 12.01.2018 № 5, от 15.01.2019 № 8,  заключенных между администрацией и учреждением, их предметом является  предоставление учреждению из местного бюджета муниципального  образования «Северодвинск» в 2018-2019 годах субсидии на финансовое 


обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной  услуги «Показ (организация показа)» спектаклей (театральных постановок). 

При этом в муниципальных заданиях учреждения установлены  следующие показатели: услуга является платной; показатель, характеризующий  условия (формы) оказания муниципальной услуги, - место проведения  спектаклей (театральных постановок) - стационар; показатель,  характеризующий содержание муниципальной услуги, - место проведения  спектаклей (театральных постановок) - стационар; показатель,  характеризующий объем муниципальных услуг, - число зрителей: 2018 год - 46  417 человек, 2019 год - 46 417 человек; допустимые (возможные) отклонения от  установленных показателей объема муниципальных услуг определены в  размере 5 процентов. Под стационаром понимаются свои площадки театра  (основные, дополнительные или арендованные площадки). 

По результатам проведенной в отношении учреждения проверки  выделения и использования субсидий на финансовое обеспечение  муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение  работ) и субсидий на иные цели, поступления и использования средств 

от приносящей доход деятельности, использования муниципального имущества  за 2018 год и текущий период 2019 года составлен акт и вынесено  представление от 27.05.2020 № П-11/202 об устранении выявленных  нарушений, в пункте 2.2 итоговой части которого указано на о необходимость  возврата в местный бюджет субсидии на финансовое обеспечение выполнения  муниципального задания за 2018 год в сумме 4 852 236 руб. 44 коп., за 2019 год  - 6 884 914 руб. 66 коп. в связи с невыполнением показателей объема  муниципального задания; в пункте 2.3 итоговой части представления указано  на необходимость возврата в местный бюджет субсидии на финансовое  обеспечение выполнения муниципального задания за 2019 год в сумме 

пункте 7.1 описательно-мотивировочной части представления указано на  неправомерную выплату в 2019 году премии в размере 20 000 руб. за  качественное руководство главному режиссеру театра и отчисление страховых  взносов во внебюджетные фонды в размере 6 040 руб., на общую сумму 26 040  руб., поскольку выявлено расходование средств субсидии на финансовое  обеспечение выполнения муниципального задания на цели, не связанные с  выполнением муниципального задания; в пункте 7.3 описательно-


мотивировочной части представления отмечено нарушение порядка и условий  оплаты работникам муниципальных автономных учреждений, в том числе в  части расходования театром средств от приносящей доход деятельности на  оплату труда работников с нарушением действующего законодательства и  локальных актов на 819 648 руб. 07 коп., что снижает размер прибыли,  полученной в результате приносящей доход деятельности, искажает отчетные  показатели исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности; в  пункте 3.3 итоговой части представления в качестве мер по пресечению и  предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации и иных  нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в представлении  требуется обеспечить соблюдение положений трудового законодательства  Российской Федерации, в том числе Отраслевого положения об оплате труда,  коллективного договора, положения о системе оплаты труда при начислении  заработной платы работникам учреждения. 

Полагая представление незаконным в части пунктов 2.2, 2.3, 2.4, 7.1, 7.3,  3.3, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями. 

Оценивая законность представления в части названных нарушений, суды  руководствовались положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации,  Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.02.2011   № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных  образований», Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных  учреждениях», Положением о порядке формирования муниципальных заданий  муниципальным учреждениям муниципального образования «Северодвинск» и  порядке финансового обеспечения выполнения этих заданий, утвержденным  постановлением Администрации Северодвинска от 14.09.2015 № 464-па,  Основами законодательства Российской Федерации о культуре,  утвержденными ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, Примерным отраслевым  положением об оплате труда в муниципальных бюджетных и автономных  учреждениях сферы культуры и молодежной политики муниципального  образования «Северодвинск», утвержденным постановлением администрации  от 03.02.2015 № 38-па, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения требований учреждения. 

 Суды, принимая во внимание, что в муниципальном задании на 2018- 2019 годы установлена форма оказания муниципальной услуги - платная, при  этом бесплатная форма не предусматривалась, местом оказания услуги является  стационар, исходили из того, что оказание муниципальной услуги отдельным  категориям граждан на бесплатной основе, а также оказание муниципальной 


услуги на выезде на бесплатной основе не предусмотрено муниципальным  заданием. 

При этом, поскольку муниципальное задание на 2019 год не  устанавливало возможность учета гастролей в качестве стационарного места  оказания услуги по показу спектаклей (театральных постановок), суды  признали, что согласно пункту 34 Положения № 464-па в состав затрат,  включаемых в расчет объема финансового обеспечения выполнения  муниципального задания, не могут быть включены затраты на оплату труда  работников в период нахождения их на гастролях, как не связанные с  финансовым обеспечением выполнения муниципального задания. 

Суды нашли обоснованным вывод контрольно-счетной палаты о  неправомерной выплате в 2019 году премии в размере 20 000 руб. за  качественное руководство главному режиссеру театра и отчисление страховых  взносов во внебюджетные фонды в размере 6 040 руб., поскольку на дату  издания приказа от 22.02.2019 № 57-К об установлении премии главному  режиссеру, а также на период проводимой контрольно-счетной палатой  проверки, в пункте 6.10 Положения о системе оплаты труда не  предусматривалась возможность премирования за качественное руководство  театром главного режиссера. Соответствующие изменения в части  установления стимулирующей выплаты главному режиссеру внесены позднее. 

Также суды, отметив, что выплаты премий в связи с юбилейными датами  рождения по смыслу пункта 29 Примерного отраслевого положения об оплате  труда в муниципальных бюджетных и автономных учреждениях сферы  культуры и молодежной политики муниципального образования  «Северодвинск», утвержденного постановлением администрации от 03.02.2015   № 38-па и пункта 4.1 Положения о системе оплаты труда не относятся к  выплатам стимулирующего характера, поскольку не связаны непосредственно с  трудовой деятельностью работников, согласились с выводом контрольно- счетной палаты о том, что учреждением за счет средств от приносящей доход  деятельности неправомерно произведены выплаты премий по основаниям,  которые дублируют друг друга, на сумму 778 194,99 руб. 

Кроме того, признавая правомерным пункт 3.3 итоговой части  представления, суды исходили из того, что представление не содержит  требования об удержании или возврате в бюджет сумм, выплаченных с  нарушением положений трудового законодательства, требование об  обеспечении соблюдения положений трудового законодательства Российской  Федерации, в том числе Отраслевого положения об оплате труда № 38-па,  коллективного договора, положения о системе оплаты труда при начислении 


заработной платы работникам учреждения изложено с учетом полномочий  контрольно-счетной палаты. 

Содержание судебных актов свидетельствует, что позиция учреждения,  которая также воспроизведена в кассационной жалобе, полно и всесторонне  исследована судами. Доводы заявителя детально рассматривались и получили  надлежащую правовую оценку. 

Выводы судов основаны на правильном применении норм материального  и норм процессуального права, сформулированы с учетом юридически  значимых обстоятельств дела. Доводы жалобы не содержат сведений о наличии  оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных  статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств  по делу, что в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда  Российской Федерации не входит. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья Верховного суда Российской Федерации 

определила:

отказать муниципальному автономному учреждению культуры  «Северодвинский драматический театр» в передаче кассационной жалобы для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим  спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда М. В. Пронина 

Российской Федерации