НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2022 № А40-82709/2021


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-ЭС22-11539

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» на решение Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2021, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.03.2022 по делу № А40-82709/2021

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Минпромторгу России о признании незаконным отказа во включении инвестиционного проекта общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, изложенного в письме от 10.02.2021
№ МА-9392/08.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного комплекса Иркутской области.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда
от 22.11.2021 и постановлением Арбитражного суда Московского округа
от 24.03.2022, в удовлетворении требований отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что им в качестве третьего лица указано Федеральное агентство лесного хозяйства, однако в определении Арбитражного суда города Москвы о принятии искового заявления к производству и о назначении предварительного судебного заседания от 21.04.2021 не указано о его привлечении, в связи с чем указанное лицо не было извещено о дате судебного заседания.

Суды ошибочно применили пункт 25 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", так как он касается инвестиционных проектов, которые уже включены в перечень и не является основанием для отказа во включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов в соответствии с пунктом 22 названного Положения.

График заключения договоров аренды лесных участков был скорректирован Министерством лесного комплекса Иркутской области по причине нарушения сроков рассмотрения заявки, а затем утвержден и направлен в Минпромторг.

Суды не дали оценку справке, подтверждающей отсутствие у инвестора на 1-е число месяца, предшествующему месяцу подачи заявки на 30.08.2018,что подтверждается перечнем документов, приложенным к заявке от 30.08.2018.

В материалы дела представлен поквартальный график реализации инвестиционного проекта, как непосредственно в самой Концепции, так и в отдельном документе (сопроводительное письмо №23/09/20-221 от 23.09.2020).

В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 7 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в представленном поквартальном графике инвестиционного проекта отражены сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение).

Пункт 25 Положения устанавливает, что договоры аренды лесных участков заключаются при соблюдении инвестором поквартального графика и не ранее сроков, установленных графиком заключения договоров аренды лесных участков по типовой форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Положения, инвестор направляет в заинтересованный орган концепцию инвестиционного проекта, содержащую:

цели и задачи инвестиционного проекта;

краткое описание мероприятий по реализации инвестиционного проекта, включая предварительные расчеты финансово-экономических, бюджетных и социальных показателей реализации инвестиционного проекта;

срок окупаемости инвестиционного проекта;

объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации инвестиционного проекта, в том числе схема финансирования инвестиционного проекта;

срок подготовки проектной документации;

перечень приобретаемой лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной техники и лесоперерабатывающего оборудования с указанием его производителя и стоимости;

проект перечня лесных участков, необходимых для реализации инвестиционного проекта (далее - перечень лесных участков), с указанием их границ, площади, допустимого ежегодного объема изъятия древесины по породам, выхода деловой древесины по классам крупности и дровяной древесины;

обоснование заявленных потребностей в лесных ресурсах;

проект графика заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков (по годам с поквартальной разбивкой).

Согласно подпункта "д" пункта 19 Положения акт об утверждении заявки содержит основания, при наличии одного из которых инвестиционный проект исключается из перечня инвестиционных проектов с досрочным расторжением договора аренды лесного участка по инициативе арендодателя:

нарушение инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика более чем на 1 год;

нарушение инвестором (арендатором) более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 26 Положения срока представления отчета об исполнении поквартального графика;

отсутствие (по вине инвестора (арендатора) государственной регистрации договора аренды лесного участка в течение 90 рабочих дней со дня его подписания;

нарушение инвестором (арендатором) сроков внесения арендной платы 2 и более раза подряд по истечении установленного договором аренды лесного участка срока платежа.

Судами установлено, что график заключения договоров аренды лесных участков, утвержденный распоряжением Министерства лесного комплекса Иркутской области от 04.12.2020 N 91-2882-нр, не соответствует графикам заключения договоров аренды, указанным в концепции инвестиционного проекта, и письму Рослесхоза от 23.11.2020 N 01-01-27/23162 о согласовании заявки общества на включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Согласно подпункту "е" пункта 7 Положения инвестор направляет справку, подтверждающую отсутствие у инвестора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи заявки, задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (то есть за 01.07.2018).

Указанная справка представлена обществом 17.09.2020, а заявка подана 30.08.2018.

На основании подпункта "д" пункта 7 Положения, инвестор направляет в заинтересованный орган составленную в произвольной форме заявку, содержащую поквартальный график реализации инвестиционного проекта, содержащий наименование создаваемых объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизируемых объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, сроки их создания и (или) модернизации, сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, сроки заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков, объемы заготовки древесины (далее - поквартальный график).

Однако, как установили суды, в поквартальном графике реализации инвестиционного проекта не отражены сроки ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей.

Пунктом 9 Положения установлено, что концепция инвестиционного проекта разрабатывается в соответствии с методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень инвестиционных проектов, утвержденными Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа.

В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по разработке концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов, претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказом Минпромторга России от 15.05.2018 N 1870, в объем инвестиций, необходимых для подготовки и реализации инвестиционного проекта, включается в том числе схема финансирования инвестиционного проекта, которая должна содержать:

общую потребность в финансировании (в разбивке по основным категориям инвестиционных затрат);

предполагаемую структуру источников финансирования (размер собственных средств;

размер заемных средств (объем привлеченных кредитов и график их погашения).

Суды установили, что по информации, представленной Департаментом легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России, объем инвестиций в поквартальном графике реализации инвестиционного проекта не соответствовал суммам в подтверждающих документах исполнения обязательств.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ангара плюс» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова