НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 06АП-3968/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Дело  № 303-КГ18-24858

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва01 июля 2019 г.

Резолютивная часть определения объявлена 25.06.2019.
Полный текст определения изготовлен 01.07.2019.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Поповой Г.Г.,
судей Попова В.В. и Чучуновой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело  № А73-6794/2018  по кассационной жалобе Департамента Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу  (город Хабаровск) на решение Арбитражного суда Хабаровского края  от 26.06.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда  от 27.08.2018 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа  от 07.11.2018, 

при участии представителей Департамента Федеральной службы  по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному  округу Гаврилова А.В. и Землединовой Н.Г. (доверенность от 18.06.2019 

 № 02-33/31),

УСТАНОВИЛА:

общество с ограниченной ответственностью «РусЛес» (далее – Общество,  общество «РусЛес») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края  с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 20.03.2018 

 № 04-24/1477 отказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Дальневосточному федеральному округу  (далее – Департамент) в предоставлении государственной услуги по выдаче  разрешений на вывоз из Российской Федерации образцов (лесоматериала,  пиломатериала) дуба монгольского и ясеня маньчжурского, подпадающих 


под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны  и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 (СИТЕС),  а также обязании устранить допущенное нарушение.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.06.2018,  оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного  апелляционного суда от 27.08.2018 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 07.11.2018, заявленные требования удовлетворены.

Департамент, ссылаясь на существенные нарушения судами норм  материального и процессуального права, обратился в Верховный Суд  Российской Федерации с заявлением о пересмотре в кассационном порядке  принятых по данному делу судебных актов.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации  Поповой Г.Г. от 29.04.2019 жалоба Департамента вместе с делом переданы  для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к ней  общество «РусЛес» считает судебные акты законными и обоснованными,  просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.

Общество, извещенное о времени и месте рассмотрения Судебной  коллегией Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы  вместе с делом, в судебное заседание своих представителей  не направило. В соответствии с частью 2 статьи 291.10 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка  надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению  кассационной жалобы.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права и (или) норм процессуального права, которые  повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление  и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита  охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Поповой Г.Г., выслушав объяснения представителей Прокурора, Судебная  коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации  пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело –  направлению на новое рассмотрение.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество  обратилось в Департамент с заявлением от 28.02.2018  № 1838 об оказании  государственной услуги по выдаче разрешений СИТЕС на экспорт  лесопродукции, в том числе: разрешения на вывоз лесоматериалов ясеня  маньчжурского необработанного объемом 1 331,89 куб. м; разрешения  на вывоз пиломатериалов из ясеня маньчжурского объемом 480 куб. м;  разрешения на вывоз лесоматериалов дуба монгольского необработанного 


объемом 668,72 куб. м; разрешения на вывоз пиломатериалов из дуба  монгольского объемом 610 куб. м. 

К заявлению Общество приложило в том числе договоры купли-продажи,  договоры аренды лесных участков с приложениями, лесные декларации,  товарные накладные, счета-фактуры, подтверждающие законность владения  и заготовки образцов у лесопользователей: обществ с ограниченной  ответственностью «ИнвестСтрой», «ДальЛесИнвест», «Магдуса», «Легата»  (далее – общество «Легата»), «ДальЛесСтрой», «Дельта», «Восточная Торговая  Компания», «Модуль-ДВ», «Азия-Леспром», «Легион», «Восход», «Восток»  (далее – общество «Восток»), «Регион».

Письмом от 20.03.2018  № 04-24/1477 Департамент отказал  в предоставлении государственной услуги на основании подпункта «в»  пункта 26 Административного регламента Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования предоставления государственной услуги  по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую  Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой  исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции  о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися  под угрозой исчезновения, заключенной в Вашингтоне 03.03.1973 (СИТЕС)  (далее – Конвенция), утвержденного приказом Министерства природных  ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2015  № 297 (далее -  Административный регламент).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Административного  регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги  является наличие в представленных заявителем документах недостоверных  сведений.

Департамент мотивировал отказ тем, что в качестве документа,  подтверждающего законность владения лесным участком продавцом  лесопродукции обществом «Восток», представлен договор аренды лесного  участка для заготовки древесины от 26.12.2008  № 0301/2008 (далее – договор  от 26.12.2008), при этом в приложениях 2-5 к названному договору отсутствуют  породы, заявленные для получения разрешений СИТЕС: дуб монгольский,  ясень маньчжурский; указанные в поданных Обществом лесных декларациях  общества «Легата» от 31.08.2017  № 11/2017, 01.09.2017  № 13/2017 объемы  древесины не соответствуют суммарному объему древесины,  зарегистрированному в Единой государственной автоматизированной  информационной системе учета древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС Лес)  по всем местоположениям.

Удовлетворяя исковые требования, суды трех инстанций исходили  из следующего.

Суды признали, что в представленном Обществом договоре аренды  от 26.12.2008  № 0301/2008, заключенном Правительством Хабаровского края  (арендодатель) и обществом «Восток» (арендатор), и приложениях к нему дуб  монгольский и ясень маньчжурский не поименованы в качестве пород,  предполагаемых к заготовке на арендованном лесном участке. Между тем 


к заявлению на получение необходимого разрешения СИТЕС Общество  представило копии лесных деклараций общества «Восток», в частности  декларации от 10.10.2017, 25.10.2017, в которых, помимо преобладающей  породы – ель, к вырубке заявлены иные породы, в том числе дуб и ясень.

При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что факт отсутствия  в договоре от 26.12.2008  № 0301/2008 и приложениях к нему пород, заявленных  для получения разрешения СИТЕС, не свидетельствует о недостоверности  сведений о заготавливаемых обществом «Восток» породах древесины и не  может служить основанием для отказа в предоставлении разрешения Обществу.

Суд округа не согласился с выводом судов первой и апелляционной  инстанций, что конкретные породы деревьев не подлежат указанию  в договоре от 26.12.2008, поскольку это не предусмотрено Типовым договором  аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства  Российской Федерации от 21.09.2015  № 1003, указав, что в данном случае  договор аренды с обществом «Восток» заключен 26.12.2008  и к спорным правоотношениям указанное постановление применению  не подлежит. Однако суд округа признал, что данный вывод судов не привел  к принятию неправильных судебных актов, так как материалы дела содержат  доказательства, свидетельствующие, что документы, приложенные Обществом  к заявлению о выдаче разрешения СИТЕС, по обществу «Восток» не имели в  рассматриваемой части недостоверной информации.

При оценке второго основания для отказа Обществу в выдаче разрешения  СИТЕС, а именно несоответствия в представленных Обществом лесных  декларациях общества «Легата» от 31.08.2017  № 11/2017, 01.09.2017  № 13/2017  объемов древесины суммарному объему древесины, зарегистрированному  в ЕГАИС Лес, судами учтено, что до оспариваемого отказа Департамента  в предоставлении государственной услуги, то есть до 20.03.2018, Управление  лесами Правительства Хабаровского края приняло изменения в лесные  декларации общества «Легата», касающиеся уточнения объемов заготовленной  древесины. Соответствующая информация внесена в ЕГАИС Лес 13.01.2018.

При таких обстоятельствах суды сделали вывод, что дополнительные  доказательства, подтверждающие факты внесения в лесные декларации  общества «Легата» изменений и уточнения данных в ЕГАИС Лес, хотя  и отсутствовали у Департамента на момент принятия им оспариваемого отказа,  но не обосновывают, а, напротив, подтверждают отсутствие противоречий  и расхождений в лесных декларациях продавца древесины.

Судебная коллегия считает, что суды трех инстанций  при рассмотрении заявления Общества не учли следующего.

В силу статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных  судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную  экономическую деятельность.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой  своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке,  установленном АПК РФ (статья 4 АПК РФ).


В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации  и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений  и действий (бездействия) органов и должностных лиц, если полагают,  что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют  закону и нарушают их права и законные интересы.

Согласно Конвенции Российская Федерация приняла на себя обязательства  по установлению особого режима вывоза со своей территории видов дикой  фауны и флоры, а также их частей или дериватов, находящихся под угрозой  исчезновения.

В указанный перечень как вид дикой фауны, находящейся под угрозой  исчезновения, секретариатом СИТЕС 26.07.2014 официально включены дуб  монгольский и ясень маньчжурский (Приложение III СИТЕС).

В соответствии с пунктом 2 статьи V Конвенции для экспорта всякого  образца видов, указанных в приложении III, из любого государства,  включившего этот вид в приложение III, будет требоваться предварительное  получение и предоставление разрешения на экспорт. Разрешение на экспорт  будет выдаваться только при наличии выполнения условия о том,  что административные органы экспортирующего государства получат  удовлетворительные доказательства того, что данный образец не был добыт  в нарушение законов этого государства, относящихся к защите фауны и флоры.

Во исполнение положений Конвенции Правительством Российской  Федерации принято постановление от 04.05.2008  № 337 «О мерах  по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих  из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры»,  согласно которому вывоз с территории Российской Федерации видов дикой  фауны и флоры допускается при наличии разрешения (сертификата)  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (подпункт «а»  пункта 2).

В соответствии с пунктом 4.40 Типового положения о департаменте  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по федеральному  округу, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации от 28.03.2016  № 98, Департамент  осуществляет полномочия по выдаче разрешений на вывоз с территории  Российской Федерации дуба монгольского и ясеня маньчжурского, их частей  и дериватов, подпадающих под действие Конвенции.

Как следует из пункта 13.1 Административного регламента для получения  разрешения на экспорт – вывоз из Российской Федерации образцов,  включенных в приложения I, II, III СИТЕС, заявитель представляет заявление  о выдаче разрешения СИТЕС по форме согласно Приложению 1  и соответствующие документы, в том числе для получения разрешения  на экспорт лесоматериалов дуба монгольского, ясеня маньчжурского и (или)  сосны корейской в качестве документов, подтверждающих законность  заготовки и владения, заявитель представляет: копию договора(-ов) купли- продажи древесины из дуба монгольского, ясеня маньчжурского и (или) сосны 


корейской; копию договора аренды лесного участка и копию лесной  декларации, или копию документа о праве постоянного (бессрочного)  пользования лесным участком и копию лесной декларации, или копию  государственного задания на выполнение работ по охране, защите,  воспроизводству лесов и копию договора купли-продажи лесных насаждений,  или копию контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству  лесов, включающего условие о купле-продаже лесных насаждений (подпункт  в).

В соответствии со статьями 29, 72 Лесного кодекса Российской Федерации  (далее – Лесной кодекс) граждане, юридические лица осуществляют заготовку  древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное  не установлено данным Кодексом. По договору аренды лесного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности,  арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной  или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса, в том  числе для заготовки древесины.

Согласно статье 73 Лесного кодекса размер арендной платы определяется  на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого  в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи (часть 1); при использовании  лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной  платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных  ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке  (часть 2). 

Таким образом, размер платы по договору аренды лесного участка  определяется как произведение двух указанных элементов: ставки платы  за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов  на арендуемом лесном участке.

Из части 4 статьи 73 Лесного кодекса следует, что для аренды лесного  участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу  объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка  устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов для федеральной  собственности установлены постановлением Правительства Российской  Федерации от 22.05.2007  № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных  ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося  в федеральной собственности» (далее – постановление  № 310).

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов формируются в том  числе исходя из пород лесных насаждений (сосна, лиственница, ель, дуб, ясень  береза и прочие), отнесения к деловой и дровяной древесине (с делением  по категории крупности), принадлежности к одному из лесотаксовых районов,  расстояния вывозки древесины; к ставкам могут применяться корректирующие  коэффициенты при заготовке древесины, в том числе в зависимости от степени  повреждения лесных насаждений.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении  от 13.05.2019  № 1197-О указал, что установление такой арендной платы 


является способом реализации государством правомочий публичного  собственника природных ресурсов.

Данный расчет впоследствии был приведен в приложении  № 4 к Типовому  договору аренды лесного участка, утвержденному постановлением  Правительства Российской Федерации от 21.09.2015  № 1003, и в приложении 

 № 4 к Типовому договору аренды лесного участка, утвержденному приказом  Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации  от 20.12.2017  № 693.

В частности, постановлением  № 310 для Хабаровского лесотаксового  района за 1 плотный куб.м сосны при расстоянии вывозки до 10 км для крупной  деловой древесины без коры установлена ставка 123 руб. 48 коп., средней –  88 руб. 02 коп., мелкой – 44 руб. 10 коп.; за 1 плотный куб.м дуба при таком же  расстоянии вывозки для крупной деловой древесины без коры установлена  ставка 831 руб. 96 коп., средней – 594 руб. 18 коп., мелкой – 299 руб. 52 коп.;  за 1 плотный куб.м ясеня при расстоянии вывозки до 10 км для крупной  деловой древесины – 1247 руб. 76 коп., средней – 891 руб. 36 коп., мелкой –  448 руб. 02 коп.

Из пункта 4 представленного Обществом как в Департамент  для получения разрешения СИТЕС, так и в материалы дела договора  от 26.12.2008, заключенного Правительством Хабаровского края (арендодатель)  и обществом «Восток» (арендатор), и приложения к договору  № 3 следует,  что арендатору передается лесной участок для заготовки древесины только  хвойных пород среднегодовым объемом 21 000 куб.м при проведении  сплошных рубок и 1 650 куб.м при проведении рубок ухода.

Арендная плата по договору от 26.12.2008 составляет 727 099 руб.  35 коп. в год (пункт 5); размер арендной платы определяется с учетом  применения коэффициента 1,5 к ставкам платы, устанавливаемым в  соответствии со статьей 73 Лесного кодекса.

Расчет арендной платы исходя из приведенных выше закрепленных  Лесным кодексом и постановлением  № 310 правил, в том числе исходя  из подлежащих заготовке пород древесины, заявителем в Департамент и в ходе  рассмотрения дела судом представлен не был.

Таким образом, из представленного Обществом в обоснование законности  заготовки вывозимого на экспорт дуба монгольского и ясеня маньчжурского  договора от 26.12.2008 следует, что обществу «Восток» не предоставлено право  на заготовку указанных древесных пород, относящихся к лиственным, арендная  плата за данные породы деревьев по названному договору начислению не  подлежала. 

Кроме того, приложения  № 2 «Характеристика лесного участка и его  насаждений» и  № 5 «Акт приема передачи лесного участка в аренду»  к договору не содержат сведений даже о произрастании на арендуемом лесном  участке заявленных к вывозу пород деревьев.

В приложении  № 2 к спорному договору аренды в разделе средних  таксационных показателей насаждений лесного участка указан состав  насаждений в виде формулы 6Е2Бж2П, свидетельствующей о входящих в 


природный состав данного лесного участка таких пород, как ель, береза желтая  и пихта.

На дату заключения спорного договора проведение таксации лесов было  урегулировано Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом  Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.02.2008  № 31  (далее – Лесоустроительная инструкция), в соответствии с пунктом 98 которой  породный состав простого лесного насаждения или яруса в сложном лесном  насаждении устанавливается по процентному соотношению запасов древесины  составляющих древесных пород и записывается в виде формулы, в которой  приводятся сокращенные обозначения древесных пород и доля участия каждой  древесной породы в составе, выражаемые в виде коэффициентов (целых чисел),  каждая единица которых соответствует 10 процентам участия древесной  породы в общем запасе древесины лесного насаждения; древесные породы,  запас древесины которых составляет до 5 процентов от общего запаса  древесины лесного насаждения (яруса), записываются в формулу состава  со знаком «+»; в молодняках, имеющих возраст до 10 лет, состав лесного  насаждения определяется по количеству стволов деревьев составляющих  древесных пород. Если в пологе молодняка имеются подлесочные породы  (кустарники), они в формулу состава не вводятся, но учитываются  при определении полноты.

Аналогичные положения установлены пунктом 110 Лесоустроительной  инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного  хозяйства от 12.12.2011  № 516, пунктом 78 Лесоустроительной инструкции,  утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 29.03.2018  № 122.

Таким образом, исходя из положений Лесоустроительной инструкции,  в формулу не вводятся только подлесочные породы (кустарники), поэтому  в случае нахождения в составе арендуемого лесного участка таких пород,  как дуб монгольский и ясень маньчжурский, данные породы должны быть  внесены в указанную формулу.

Суды, признав, что названный договор аренды не содержит права продавца  на заготовку заявленных на экспорт древесных пород, между тем посчитали,  что заявитель представил Департаменту достоверные сведения о законности  заготовки экспортируемых пород деревьев, поскольку общество «Восток»  указало эти породы в лесных декларациях от 10.10.2017 и 25.10.2017.

Данный вывод судов является необоснованным по следующим причинам.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов  в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 Лесного кодекса).

На основании части 3 статьи 26 Лесного кодекса приказом Министерства  природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015  № 17  утверждена форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи.

Арендаторы лесных участков составляют проект освоения лесов  в соответствии со статьей 12 данного Кодекса (часть 1 статьи 88 Лесного  кодекса).


На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса приказом Федерального  агентства лесного хозяйства от 29.02.2012  № 69 (далее – приказ Рослесхоза 

 № 69), действовавшим на дату представления обществом «Восток»  деклараций), утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки  и внесения в него изменений.

В соответствии с пунктом 3 данного приказа проект освоения лесов  содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах  использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству  лесов, созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры,  охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях,  предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, также о мероприятиях  строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных  с созданием лесной инфраструктуры.

Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.

Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов,  предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса.

Специальная часть проекта освоения лесов – раздел «Организация  использования лесов» – включает в себя подразделы, соответствующие видам  разрешенного использования лесов, которые предусмотрены договором аренды  лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве  постоянного (бессрочного) пользования.

Общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов:  общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры;  строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных  с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов  использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным  законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;  мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов (пункт 4  приказа Рослесхоза  № 69).

Согласно пункту 12 приказа Рослесхоза  № 69 подраздел специальной  части проекта освоения лесов «Заготовка древесины» содержит следующие  сведения: возрасты рубок и возрасты спелости лесных насаждений  для эксплуатационных, защитных лесов и особо защитных участков лесов  (приложение  № 26); установленный объем заготовки древесины на участке;  ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка  древесины (приложение  № 27), пространственное размещение указанных  лесотаксационных выделов, а также пространственное размещение развития  дорожной сети на период действия проекта освоения лесов (тематическая  лесная карта); общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки  древесины (приложение  № 28).

Из приложения  № 28 к приказу Рослесхоза  № 69 следует, что в проекте  освоения лесов указывается ежегодный объем заготовки древесины в тысячах  кубических метров, в том числе показатели для эксплуатационных лесов  отдельно в хвойном, твердолиственном и мягколиственном хозяйствах 


с обозначением показателей для рубок спелых и перестойных насаждений и  рубок ухода.

В данном случае арендатору передан лесной участок для заготовки  древесины только хвойных пород среднегодовым объемом 21 000 куб.м  при проведении сплошных рубок и 1 650 куб.м при проведении рубок ухода.  Поэтому арендатор не вправе осуществлять рубку деревьев твердолиственных  и мягколиственных пород, эти сведения должны совпадать с данными проекта  освоения лесов и лесных деклараций.

При таких обстоятельствах Департамент в оспариваемом отказе сделал  обоснованный вывод о наличии в представленных заявителем документах  недостоверных сведений, не подтверждающих законность заготовки  лесоматериалов и пиломатериалов вывозимого на экспорт дуба монгольского  и ясеня маньчжурского и владения ими, что, в соответствии с подпунктом «в»  пункта 26 Административного регламента, является основанием для отказа  в предоставлении государственной услуги для получения разрешения  на экспорт.

Судебная коллегия считает правомерным вывод Департамента  о представлении Обществом недостоверных сведений по обществу «Легата»  исходя из следующего.

Согласно статье 50.6 Лесного кодекса ЕГАИС Лес – это федеральная  информационная система, созданная в целях обеспечения учета древесины,  информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки  представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой  информации.

В соответствии с пунктом 9 статьи 50.6 Лесного кодекса в ЕГАИС Лес  содержится в том числе документированная информация о юридических лицах  и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих заготовку древесины;  договорах аренды лесных участков; договорах купли-продажи лесных  насаждений; контрактах, указанных в части 5 статьи 19 Лесного кодекса;  лесных декларациях (наименование лица, подавшего лесную декларацию, его  место нахождения – для юридического лица; фамилия, имя, отчество, данные  документа, удостоверяющего личность, – для индивидуального  предпринимателя; номер и дата договора аренды или иного документа,  в соответствии с которыми подается лесная декларация, объем подлежащей  заготовке древесины в соответствии с лесной декларацией; местоположение  лесных участков); отчетах об использовании лесов; декларациях о сделках с  древесиной (в том числе объем, видовой (породный) и сортиментный состав  древесины); фактическом объеме полученной древесины.

Как следует из пунктов 2, 4.1, 8 Порядка заполнения и подачи лесной  декларации, требований к формату лесной декларации в электронной форме,  утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии  Российской Федерации от 16.01.2015  № 17, в лесной декларации, подаваемой  ежегодно не менее чем за 10 дней до предполагаемого начала использования  лесов, лицами, которым лесные участки предоставлены на праве аренды,  в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах 


их полномочий, указывается объем подлежащей заготовке древесины (графа  «Объем заготовки»). 

Информация о фактических объемах осуществляемого использования  лесов приводится в Отчете об использовании лесов, представляемом лицами,  осуществляющими использование лесов, ежемесячно (ежегодно) не позднее  10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в органы  государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах  их полномочий.

В случае внесения изменений в лесную декларацию в течение  декларируемого периода лицо, подавшее лесную декларацию, направляет  в уполномоченный орган письменное заявление в произвольной форме  с указанием информации о вносимых изменениях с обоснованием  необходимости внесения таких изменений.

К письменному заявлению прилагаются документы, обосновывающие  необходимость вносимых изменений.

Изменения в лесную декларацию являются неотъемлемой частью лесной  декларации, в которую вносятся изменения.

Судами установлено, материалами дела подтверждается, в определении  об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,  вынесенном Департаментом 30.07.2018, зафиксировано и заявителем в ходе  рассмотрения дела не оспаривалось, что общество «Легата», являющееся  арендатором по договору аренды лесного участка от 10.12.2008  № 0262/2008,  подало в Управление лесами Правительства Хабаровского края лесные  декларации от 31.08.2017  № 11/2017 и от 01.09.2017  № 13/2017, которые  приняты 11.09.2017 и 12.09.2017 соответственно.

Общество «Легата» 25.12.2017 внесло изменения в лесные декларации  по объему заготовки древесины, изменения были приняты, информация  по измененным лесным декларациям внесена в ЕГАИС Лес 13.01.2018.

Между тем при подаче заявления о выдаче разрешения СИТЕС 28.02.2018  заявитель не представил в Департамент лесные декларации общества «Легата»  с внесенными в них изменениями, ограничившись представлением деклараций  от 31.08.2017 и 01.09.2017, которые содержат сведения об объемах,  не соответствующие информации о данных декларациях в ЕГАИС Лес.

При таких обстоятельствах Департамент в оспариваемом отказе сделал  обоснованный вывод о наличии в представленных заявителем документах  на выдачу разрешения СИТЕС недостоверных сведений, которые  не подтверждают законность заготовки лесоматериалов и пиломатериалов  вывозимого на экспорт дуба монгольского и ясеня маньчжурского и владения  ими, что, в соответствии с подпунктом «в» пункта 26 Административного  регламента, является основанием для отказа в предоставлении государственной  услуги для получения разрешения на экспорт.

Таким образом, оспариваемый отказ Департамента является законным  и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности.


При таком положении у судов не было предусмотренных статьей 201  АПК РФ оснований для удовлетворения требований Общества и признания  незаконным отказа Департамента в предоставлении государственной услуги  по выдаче разрешений на вывоз из Российской Федерации образцов  (лесоматериала, пиломатериала) дуба монгольского и ясеня маньчжурского,  подпадающих под действие Конвенции, а также обязания устранить  допущенное нарушение.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального права и (или) норм процессуального права, которые  повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление  и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита  охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Ввиду того, что суды допустили существенные нарушения норм  материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела  и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных  интересов, обжалуемые судебные акты следует отменить, а в удовлетворении  заявления Общества – отказать.

Руководствуясь статьями 167, 170, 291.11-291.15 АПК РФ, Судебная  коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.06.2018,  постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018  и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.11.2018  по делу  № А73-6794/2018 отменить.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью  «РусЛес» отказать.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть  обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации  в трехмесячный срок.

Председательствующий судья Г.Г. Попова
Судья В.В. Попов

Судья Н.С. Чучунова