ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 308-ЭС20-21925
г. Москва
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2020 по делу № А32-5965/2020, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.11.2020 по тому же делу по заявлению акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт» к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконным и отмене постановления от 30.01.2020 № 114-76/21-08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
акционерное общество «Туапсинский морской торговый порт» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.01.2020 № 114-76/21-08 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020, обществу отказано в удовлетворении заявления.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 23.11.2020 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении заявления.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29.01.2021 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Краснодарского края.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Туапсинской транспортной прокуратурой (далее – прокуратура) совместно с административным органом проверки исполнения обществом законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов на опасном производственном объекте выявлено, что в нарушение требований действующего законодательства обществом допущены к управлению подъемными сооружениями работники ООО «Туапсеспецгидрострой», не входящие в состав сотрудников эксплуатирующей организации и не получившие допуск к самостоятельной работе.
Выявленные нарушения послужили основанием для вынесения прокуратурой постановления от 23.09.2019 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и направления этого постановления с иными материалами проверки в административный орган для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 18.10.2019 о прекращении в отношении общества производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
На указанное постановление прокуратурой внесен протест.
Решением руководителя административного органа от 01.11.2019 постановление от 18.10.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.
По результатам нового рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление от 30.01.2020 № 114-76/21-08 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением административного органа, общество оспорило его в арбитражном суде.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных фактических обстоятельств, связанных с тем, что в нарушение требований действующего законодательства обществом допущены к управлению подъемными сооружениями работники ООО «Туапсеспецгидрострой», не входящие в состав сотрудников эксплуатирующей организации и не получившие допуск к самостоятельной работе, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суды признали правомерным оспариваемое постановление административного органа и отказали обществу в удовлетворении заявления. Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности суды не установили.
Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела, связанным с совершением обществом вмененного правонарушения, а также с соблюдением порядка возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения после отмены решением руководителя административного органа постановления от 18.10.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Как установлено судами, после отмены постановления от 18.10.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении и возвращения дела на новое рассмотрение, дело об административном правонарушении было рассмотрено в соответствии с нормами КоАП РФ при надлежащем извещении законного представителя общества и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Доводы общества о том, что решение руководителя административного органа не вступило в законную силу на момент вынесения оспариваемого по настоящему делу постановления от 30.01.2020 № 114-76/21-08, поскольку это решение обжаловалось обществом в арбитражном суде, в связи с чем, по мнению общества, оспариваемое по настоящему делу постановление вынесено в период, когда действовало постановление от 18.10.2019 о прекращении производства по делу, основаны на неправильном толковании норм КоАП РФ. Обжалование в арбитражный суд указанного решения руководителя административного органа в порядке, предусмотренном нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о том, что отмененное этим решением постановление от 18.10.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении сохраняло свою силу и продолжало действовать. При этом суды учли, что впоследствии указанное решение руководителя административного органа признано законным в рамках рассмотрения Арбитражным судом Краснодарского края дела № А32-52110/2019. В случае отмены решения руководителя административного органа по результатам рассмотрения арбитражным судом дела № А32-52110/2019, данное обстоятельство могло послужить основанием для пересмотра оспариваемого по настоящему делу постановления от 30.01.2020 № 114-76/21-08 о привлечении общества к административной ответственности. Оснований, предусмотренных статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявления общества и отмены оспариваемого постановления от 30.01.2020 № 114-76/21-08 о привлечении к административной ответственности, суды не установили.
Несогласие общества с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства.
С учетом изложенного приведенные обществом в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Таким образом, основания для передачи жалобы общества для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации А.Г. Першутов