НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2018 № А60-1465/17


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-КГ18-18928

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

23 ноября 2018 г

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М. В., изучив кассационную жалобу от 17.09.2018 Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее – УФК по Свердловской области, казначейство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2018 по делу № А60-1465/2017, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2018 по тому же делу

по заявлению Министерства инвестиций и развития Свердловской области (далее также – министерство) к казначейству о признании недействительными представления от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 в части пункта 1, уведомления от 21.11.2016 № 62-63-09/10795 о применении бюджетных мер принуждения,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства,

установила:

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.04.2017, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2017 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.01.2018 заявленные требования удовлетворены частично; признаны недействительными пункт 1 представления и уведомление в части указания размера денежных средств (59 622 060 руб.), подлежащих бесспорному взысканию. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2018, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 19.07.2018, решение суда изменено. Представление от 18.10.2016 № 62-63-10/9712 и уведомление от 21.11.2016 № 62-63-09/10795 признаны недействительными в части указания размера нарушения в денежном выражении, превышающем 35 901 600 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, УФК по Свердловской области ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных при новом рассмотрении дела, ссылаясь на нарушение судами норм материального и норм процессуального права, неправильную оценку обстоятельств дела.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как усматривается из судебных актов, в 2015 году Свердловской области в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» предоставлялась субсидия из федерального бюджета на софинансирование реализуемых мероприятий. В целях получения государственной поддержки между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Свердловской области заключено соглашение от 12.08.2015 № 128-МБ-15.

Соглашением определены показатели результативности использования субсидии. В их числе: количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку; отношение объема выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства к совокупному размеру средств микрофинансовой организации, сформированному за счет субсидии, предоставленной их бюджетов всех уровней, а также доходов от операций и финансовой деятельности; объем выданных микрозаймов. Установлено обязательство Свердловской области достигнуть данные показатели к 01.01.2016, устранить недостижение показателей до 01.04.2016 либо обеспечить возврат в федеральный бюджет суммы неэффективно использованной субсидии до 01.06.2016. Общая сумма выделенной субсидии составила 497 891 700 руб.

УФК по Свердловской области в отношении Министерства инвестиций и развития Свердловской области проведено контрольное мероприятие по вопросу эффективности использования средств субсидии. По его итогам выдано представление от 18.10.2016 № 62-63-10/9712, согласно которому министерству предписано рассмотреть информацию о выявленных нарушениях. Пунктом 1 представления указано, что министерством при реализации мероприятий «Увеличение капитализации фонда микрофинансирования» не обеспечено достижение показателей результативности использования субсидии в установленных размерах, что привело к неэффективному расходованию субсидии, предоставленной из федерального бюджета. По состоянию на 01.04.2016 допущенные нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии Министерством не устранены, возврат в доход федерального бюджета в срок до 01.06.2016 размера средств, рассчитанного по формуле в соответствии с пунктом 32 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2015 году, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605 (далее - Правила предоставления и распределения субсидий), министерством не осуществлялся.

УФК по Свердловской области также составлено и направлено в адрес Министерства финансов Российской Федерации уведомление 21.11.2016 № 62-63-09/10795 о применении мер бюджетного принуждения, содержащие ссылку на невозврат министерством в доход федерального бюджета суммы денежных средств, рассчитанных согласно пункту 32 Правил предоставления и распределения субсидий.

Признавая указанные правовые акты недействительными в части, суды руководствовались статьями 130, 132, 265, 270.2, 306.2, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями Правил предоставления и распределения субсидий, а также соглашения от 12.08.2015 № 128-МБ-15 о предоставлении Свердловской области субсидии из федерального бюджета.

Исследовав имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из буквального содержания обжалуемых представления и уведомления, существа изложенных в них нарушений бюджетного законодательства и вытекающих из них обязательств министерства, суды нашли, что казначейством ошибочно определена сумма санкции, подлежащая возврату в федеральный бюджет.

Суды установили, что вмененное министерству правонарушение состоит в недостижении показателей результативности использования субсидии. В частности, по состоянию на 01.01.2016 количество вновь созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, составило 5 единиц вместо 34; количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, составило 18 единиц вместо 84; отношение объема выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства к совокупному размеру средств микрофинансовой организации, сформированному за счет субсидий, предоставленных из бюджетов всех уровней, а также доходов от операционной и финансовой деятельности, составило 51% вместо 70%; объем выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства составил 8 707 940 руб. вместо 84 000 000 руб.

По состоянию на 01.04.2016 допущенные нарушения обязательств не устранены. В частности, объем выданных микрозаймов увеличился лишь до 24 377 940 руб., неиспользованная субсидия составила 59 622 060 руб.

Объем санкции, вытекающий из содержания обжалуемых правовых актов, выражен в сумме 59 622 060 руб., и, как выяснено, судами исчислен применительно только к одному показателю результативности использования субсидии – сумме выданных микрозаймов, в том время как пункт 32 Правил предоставления и распределения субсидии предполагает определение суммы возврата, исходя из всех недостигнутых показателей.

Самостоятельно исчисленный судами размер суммы, подлежащей возврату в федеральный бюджет, с учетом формулы, изложенной в пункте 32 Правила предоставления и распределения субсидий, составил 35 901 600 руб.

В кассационной жалобе УФК по Свердловской области возражает против выводов судов, указывая, что сумма 59 622 060 руб. представляет собой неизрасходованные средства субсидии, подлежащие возврату помимо суммы санкции за недостижение показателей результативности использования субсидии, которая должна быть исчислена министерством самостоятельно. Казначейство считает, что суды неправильно интерпретировали содержание представления и уведомления.

По существу, доводы жалобы касаются обстоятельств правонарушения, вмененного в вину министерству, и порядка привлечения его к ответственности, т.е. направлены на повторную оценку доказательств и установление новых обстоятельств по делу, что в полномочия Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определенные статьей 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит.

Кроме того, правильность выводов судов подтверждается и содержанием кассационной жалобы, из которого следует, что на основании уведомления от 21.11.2016 № 62-63-09/10795 Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 22.12.2016 № 692 «О бесспорном взыскании средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», которым со Свердловской области взысканы 59 622 060 руб.

Сведений о существенном нарушении судами норм материального и норм процессуального права доводы жалобы не содержат.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Управлению Федерального казначейства по Свердловской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М. В. Пронина