НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2015 № 11АП-2694/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 306-ЭС15-10433

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 23 октября 2015 г. 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.Попова, изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Службы по контролю и  надзору в сфере окружающей среды, объектов животного мира и лесных  отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (г. Ханты- Мансийск) на определение Арбитражного суда Самарской области  от 25.01.2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного  суда от 18.03.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от  05.06.2015 по делу № А55-22035/2014, 

 установила:

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды,  объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского  автономного округа - Югры (далее – Служба по контролю) обратилась в  Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной  ответственностью «РН-Сервис-Экология» (далее – общество «РН-Сервис- Экология») о взыскании 260 976 рублей вреда, причиненного лесам, вследствие  нарушения лесного законодательства. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее –  общество «РН-Юганскнефтегаз»). 

Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2015,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 18.03.2015 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 05.06.2015, производство по делу прекращено на 


основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации. 

Служба по контролю обратилась в Верховный Суд Российской Федерации  с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)). 

Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения  кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит  определение о передаче кассационной жалобы вместе с делом для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда  Российской Федерации. 

Изучив изложенные в жалобе доводы и материалы дела, судья Верховного  Суда Российской Федерации сделала вывод о наличии оснований для передачи  кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании  договора на выполнение работ по ликвидации разливов нефти и  нефтепродуктов в Майском регионе от 01.07.2013 № 426-13, заключенного с  обществом «РН-Юганскнефтегаз», общество «РН-Сервис-Экология»  осуществляло отсыпку подъездных путей с целью локализации нефтеразлива и  откачки нефтесодержащей жидкости с нефтезагрязненного участка. 

В ходе обследования участка лесного фонда, расположенного в районе  кустовой площадки № 4 ЦДНГ-18 общества «РН-Юганскнефтегаз» Западно- Угутского месторождения нефти 07.11.2013 установлен факт самовольного  использования лесов в квартале 398, выделах: 14.17.20 на площади 0.9747 га, а  также незаконная рубка лесных насаждений в объеме 43.125 кв. м. Участок  лесного фонда в квартале 398 выделе 14 Угутского участкового лесничества  площадью 0,5677 га используется обществом «РН-Сервис-Экология» под  размещение вагон городка, стоянку спецтехники и установок для утилизации  нефтезагрязненного грунта. Участок лесного фонда в квартале 398, выделах:  17.20 Угутского участкового лесничества площадью 0.2345 га и 0.1725 га  используется для отсыпки природным песком подъездных путей к  нефтезагрязненному участку лесного фонда, расположенному в квартале 358,  выделах: 36.37.4 в квартале 398, выделах: 4.8.9.10.13.15.16.17.20.49.70.73  Угутского участкового лесничества. Всего произведена отсыпка двух  подъездных путей, берущих начало от кустовой площадки № 4 ЦДНГ-18 ООО  «РН-Юганскнефтегаз», Западно-Угутского месторождения нефти. 


В результате проведения работ по отсыпке подъездных путей допущено  уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев  хвойных и лиственных пород (сосна, кедр, береза), что отражено в акте  обследования от 07.11.2014 № 574. 

Сославшись на статью 6 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об  охране окружающей среды), статью 100 Лесного кодекса Российской  Федерации, пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации,  Служба по контролю обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему  делу о взыскании 260 976 рублей вреда, причиненного лесам 

Прекращая производство по делу, суды посчитали, что данный спор  неподведомственен арбитражному суду, а подлежит рассмотрению судом  общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле  лиц. 

При этом суды руководствовались пунктом 1 части 1, частью 3 статьи 22  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1 и 2  статьи 27, статьей 28, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ с учетом  разъяснений, содержащихся в пункте 30 Постановления Пленума Верховного  Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами  законодательства об ответственности за нарушения в области охраны  окружающей среды и природопользования» (далее – Постановление № 21), и  указали, что предметом спора по настоящему делу является возмещение вреда,  причиненного лесным ресурсам как объекту охраны окружающей среды  вследствие нарушения природоохранного законодательства, а имущественные  отношения участников гражданского оборота, возникающие в ходе  осуществления этими лицами предпринимательской деятельности, предметом  заявленных требований по делам данной категории не являются. 

При этом суды сослались на правовую позицию, изложенную в  определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2014 

 № 18-КГПР14-58.

Служба по контролю, указав на существенные нарушения судами норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, обратилась в  Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации с кассационной жалобой, в которой приводит следующие доводы. 

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду  подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с  осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.  Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные  дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан,  осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя,  приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с  участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, 


муниципальных образований, государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих  статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального  предпринимателя. 

Согласно статье 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке  искового производства возникающие из гражданских правоотношений  экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением  предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими  лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях,  предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами,  другими организациями и гражданами. 

Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об  охране окружающей среды» вред окружающей среде – это негативное  изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой  деградацию естественных экологических систем и истощение природных  ресурсов. 

Статьей 76 указанного закона, статьей 101 Лесного кодекса Российской  Федерации установлено, что споры в области окружающей среды разрешаются  в судебном порядке в соответствии с законодательством. 

Предметом спора по настоящему делу, по мнению заявителя, является  возмещение вреда, причиненного ответчиком лесным ресурсам как объекту  охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного  законодательства. 

Разъяснения, приведенные в Постановлении № 21, в том числе в пункте 30,  не изменяют правил подведомственности споров арбитражному суду,  установленных положениями АПК РФ

Заявленные требования в силу установленных процессуальным  законодательством правил распределения юрисдикционных полномочий судов  подлежат рассмотрению в арбитражном суде. 

Кроме того, заявитель указывает на отсутствие единообразия при  рассмотрении судами аналогичных требований. 

Таким образом, приведенные доводы жалобы о существенном нарушении  судами норм процессуального права, которые повлияли на исход настоящего  дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенного права, заслуживают внимания и признаются достаточным  основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, в связи с  чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7  статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, судья Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации, 


определил:

жалобу Службы по контролю и надзору в сфере окружающей среды,  объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры вместе с делом передать для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации. 

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации на 19.11.2015 на 13 часов 00 минут в помещении суда по адресу:  г. Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5). 

Судья Верховного Суда  Российской Федерации Г.Г.Попова