НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 № 305-КГ17-16017

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-КГ17-16017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 22.12.2017 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу закрытого  акционерного общества «Таманьнефтегаз» (далее – общество, общества  «Таманьнефтегаз») на решение Арбитражного суда города Москвы 

от 01.12.2016 по делу № А40-174421/2016, постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2017 по тому же делу 

по заявлению общества о признании незаконными решения Центральной  энергетической таможни (далее – таможенный орган, таможня) от 23.05.2016   № 10006000/400/230516/Т0003/000 и требования от 24.05.2016 № 26 , 

установила:

 общество является оператором морского терминала (транспортная  организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с  грузами, в том числе и перевалку, обслуживание судов, иных транспортных 


средств и (или) обслуживание пассажиров), морской терминал – объект  инфраструктуры морского порта. 

 По условиям заключенного между обществом (исполнитель) и  компанией «Хайдро Карбон Коммодитис Трейдинг Лимитед» (далее – иностранная компания, заказчик) договора об оказании услуг по хранению и  перевалке грузов на морские транспортные средства, общество оказывает  заказчику услуги по перевалке сжиженных углеводородных газов, включая  слив железнодорожных цистерн, хранение и погрузку на морское судно для  экспорта. 

Согласно указанному договору заказчик обязан обеспечить надлежащее  таможенное оформление и уплату пошлин; обеспечение таможенного  оформления является исключительной ответственностью заказчика 

(подпункт 3.3.7, подпункт 3.3.8 договора).

Во исполнение договора груз был погружен обществом на танкер «Isabella  Kosan» в соответствии с поручениями заказчика на погрузку экспортного груза  от 04.02.2014 № 181/1-В, № 181/2-В, № 181/3- LPG, № 181/4-Р, 181/5-Р.  Декларантами указанного товара выступали несколько юридических лиц: 

ОАО «Газпром нефть», ОАО НК «Роснефть», ООО «Татнефть-АЗС Центр»,  ОАО «Нижнекамскнефтехим», ТОО «ЖАИКМУНАЙ». 

Товары - пропан технический, фракция пропановая сжиженная, пропано- бутановая смесь, бутан нормальный, были задекларированы юридическими  лицами по ДТ № 10006061/271213/0010993, № 10006110/210114/0000531,   № 10006110/210114/0000538, № 51724/311213/0000948,   № 10006063/161213/0016463, № 10404070/020114/0000043,   № 10404070/271213/0023655, № 10404070/281213/0023761. 

 Погрузка сжиженных углеводородных газов на танкер «Isabella Kosan»  осуществлялась в соответствии с планом погрузки от 05.02.2014,  разработанным главным инженером-начальником эксплуатации общества  «Таманьнефтегаз» и согласованным с капитаном танкера «Isabella Kosan».  Согласно данному плану первоначально осуществляется погрузка танкера 


грузом Бутан, в последующем погрузка груза СПБТ, и завершается погрузка  судна - грузом Пропан. Планом погрузки определены количество загружаемого  товара, последовательность заполнения трубопровода грузом и  непосредственная погрузка товара на судно. Данный план утвержден главным  инженером-начальником эксплуатации. По окончании погрузки ЗАО «СЖС  Восток Лимитед» произведены исследования и выданы установленной формы  сертификаты качества и количества отгруженного по каждому виду сжиженных  углеводородных газов отдельно и общий сертификат качества на  образовавшуюся смесь СУГ. Объемы погруженных сжиженных  углеводородных газов согласуются с объемами сжиженных углеводородных  газов, указанными в поручении «Hydro Carbon Commodities Trading Ltd» 

от 04.02.2014 № 1069.

Согласно грузовой декларации (CARGO DECLARATION) от 06.02.2014, на  танкер «Isabella Kosan» погружены товары в количество 4 034 тонн, в том  числе: бутан – 754.37 т, бутан – 1 482,741, пропано-бутановая смесь LPG mix -  1100,758 т пропан – 384,639 т, пропан – 312,45 т, в общем количестве – 

В связи с направлением оперативно-розыскным отделом таможни  документов в отношении убывшего с таможенной территории товара  осуществлено технологическое исследование, по результатам которого  специалистом экспертно-криминалистической службы регионального филиала  Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления 

г. Нижний-Новгород выполнено заключение от 21.11.2014 № 1206-2014.

Согласно указанному заключению товар, находящийся в резервуарах судна  «Isabella Kosan» в момент фактического вывоза с таможенной территории  Таможенного союза – 06.02.2014, обладал определенными  идентификационными признаками – сжиженная смесь пропана и бутана с  содержанием пропана 32,34 масс. %, бутанов (н-бутана и изобутана) – 


углеводородных газов в танки судна произошло смешение товара и взаимное  растворение указанных компонентов друг в друге. 

Таким образом, при помещении в танки судно «Isabella Kosan» произошло  изменение качественных свойств каждого из указанных компонентов.  Полученная смесь сжиженных газов в танках судна стала однородной без  дополнительного перемешивания в течение 2-4 часов, в результате чего извлечь  или идентифицировать каждый товар в отдельности не представляется  возможным. 

Впоследствии таможенным органом проведена камеральная таможенная  проверка по вопросам соблюдения обществом требований, установленных  законодательством Таможенного союза и законодательством Российской  Федерации о таможенном деле при погрузке и перемещении товара –  сжиженных углеводородных газов за пределы Таможенного союза на танкере  «Isabella Kosan» 06.02.2014. 

В рамках проверки таможня, в целях получения информации в отношении  товара, фактически погруженного и перемещенного через таможенную  территорию Таможеннного союза, обратилась в таможенные органы Турецкой  Республики. 

Согласно документам, представленным таможенной службой Турции, на  танкере «Isabella Kosan» доставлены товары: LPG MIX (смесь сжиженных  углеводородных газов) в количестве 2.928,270 мт (air); LPG MIX (смесь  сжиженных углеводородных газов) в количестве 1.098,391 мт (air). 

Таким образом, в результате оценки собранных в ходе проверки  доказательств, в частности: заключения специалиста ЭКС – регионального  филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного  управления г. Нижний Новгород от 21.11.2014 № 1206-2014; Сертификата  качества (Certificate of Quality Overall MIX), выданного ЗАО «СЖС Восток  Лимитед» № 181202-35310/OGC-NO-2014; таможенных документов,  представленных таможенными органами Турецкой Республики: коносаментов  от 06.02.2014 № 1 и 2, деклараций о грузе, таможенных деклараций, 


таможенный орган пришел к выводу о том, что общество участвовало в  незаконном перемещении товара через таможенную границу Таможенного  союза 06.02.2014 на танкере («Isabella Kosan» товара - смесь пропано-бутановая  в количестве 2 934,200 т (происхождение РФ). 

Указанные обстоятельства, по мнению таможенного органа, также  подтверждаются перевыпуском коносаментов по поручению компании  «Lauritzen Kosan A/S» (судовладелец танкера «Isabella Kosan»), в которых  изменены наименования перевозимых товаров. Коносаменты, оформленные на  таможенной территории Таможенного союза, подписаны компанией «Lauritzen  Kosan A/S» под протестом, в связи с их противоречием условиям договора  фрахтования в части перевозимого товара. 

Поскольку согласно пункту 2 статьи 81 Таможенного кодекса  Таможенного союза (далее – Таможенный кодекс) обязанность по уплате  таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через  таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих  товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или  должны были знать о незаконности такого перемещения, таможенным органом  вынесено решение по результатам таможенной проверки и выставлено  требование об уплате таможенных платежей. 

Оспариваемым решением обществу вменяется нарушение пункта 2

статьи 153, пункта 4 статьи 163, пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса по  не соблюдению условий по пользованию и (или) распоряжению товарами после  их выпуска таможенным органом в соответствии с условиями заявленной  таможенной процедуры; совершение действий по перемещению товаров без  разрешения таможенного органа; не соблюдение требований по обеспечению  фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров в  том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их  помещения под таможенную процедуру экспорта. 

Не согласившись с названными ненормативными актами таможенного  органа, общество обратилось в суд с настоящими требованиями. 


Решением Арбитражного суда города Москвы от 01.12.2016, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда 

от 24.03.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа
от 19.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды, установив, что  представленные обществом при декларировании товара документы содержат  сведения о товаре, отличном от товара, фактически перемещенного через  таможенную границу Таможенного союза, согласились с выводом таможенного  органа о то, что на танкере «Isabella Kosan» обществом перемещен за пределы  таможенной территории Таможенного союза товар, который не был  задекларирован, а потому признали законными вынесенные ненормативные  акты таможенного органа. 

Отклоняя доводы заявителя, суды учли, что общество, осуществляя  погрузку на судно товаров, находящихся под таможенным контролем, должно  было обеспечить их сохранность в том же состоянии, в котором они  находились в момент их помещения под таможенную процедуру экспорта. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, общество ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных  актов, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального и  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя. 

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного  Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного  производства являются существенные нарушения норм материального права и  (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных  интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации). 


При изучении доводов жалобы и дополнений к ней по материалам  истребованного дела установлены основания для передачи кассационной  жалобы общества с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

По мнению заявителя, суды при рассмотрении настоящего спора не учли  следующие обстоятельства. 

В целях разрешения вопроса о возможности смешивания на борту судна  различных видов наливных грузов, общество обращалось в Федеральную  таможенную службу с соответствующим запросом. 

В ответ на указанное обращение, ФТС России вынесено письмо

от 13.03.2013 № 04-41/10269, которое направлено в таможенный орган для  использования в работе. 

 Согласно указанному письму, Федеральная таможенная служба полагает  возможным смешивание товаров Таможенного союза, в том числе облагаемых  и необлагаемых таможенными пошлинами, помещенных под таможенную  процедуру экспорта, погруженных и вывозимых за пределы таможенной  территории Таможенного союза на борту одного судна, при условии  обеспечения таможенным органом во время погрузки проведения таможенного  контроля за количеством переливаемых сжиженных углеводородных газов. 

В целях устранения пробела в законодательстве по названному вопросу  Коллегией Евразийской экономической комиссии было принято решение от  04.09.2017 № 113 «Об утверждении перечня товаров Евразийского  экономического союза, которые перевозятся насыпью, навалом, наливом,  вывозятся с таможенной территории Евразийского экономического союза  водными судами и в отношении которых при убытии с таможенной территории  Евразийского экономического союза допускается изменение количества и (или)  состояния, произошедшее в результате смешивания таких товаров при их  загрузке в грузовое помещение (отсек, емкость) водного судна», в котором  предусмотрено смешивание сжиженных и газообразных углеводородных газов  на морском судне. 


Суды, по мнению общества, не учли, что заявитель не знал и не должен  был знать о незаконности перемещения товаров через таможенную границу,  поскольку руководствовался адресованным непосредственно ему разъяснением  федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по  контролю и надзору в области таможенного дела. 

Факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу в  определенном законом порядке выявлен не был, что подтверждается также  письмом Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки 

от 11.01.2017, в связи с чем условия применения статьи 81 Таможенного  кодекса таможенным органом не выполнены. 

Кроме того, по мнению общества, разрешая вопрос о правомерности  начисления обществу таможенных платежей и пеней, судами не учтено, что  экспортерами товара были уплачены соответствующие таможенные платежи, и  при расчете соответствующих платежей таможня фактически сложила  количество погруженных на танкер пропана и бутана, что привело к двойной  уплате таможенных платежей за один и тот же товар. 

Заявитель, являясь оператором морского терминала в значении статьи 4 (8)  Федерального закона «О морских портах и Российской Федерации»,  осуществляет услуги (работы) по перевалке различных нефтеналивных грузов,  обеспечивая раздельное накопление судовых партий и перекачку по  трубопроводам до борта судна различных видов грузов. При этом, фрахтование  грузов, выставление поручений о видах и количестве грузов и его  декларирование обеспечивается контрагентами. 

Таким образом, заявитель указывает, что совершая спорную погрузку, у  него были все основания полагать, что он не нарушает право Евразийского  экономического союза и законодательство Российской Федерации о  таможенном деле, и совершаемые им действия не повлекут за собой  неблагоприятные последствия, поскольку общество не осуществляет контроль  над наливом груза, не является профессиональным и фактическим участником  таможенных отношений, а на возможность смешивания товаров на борту судна 


товаров было прямо указано в адресованном непосредственно заявителю  разъяснении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  функции по контролю и надзору в области таможенного дела. 

Приведенные доводы заявителя заслуживают внимания, в связи с чем  кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

передать кассационную жалобу закрытого акционерного общества  «Таманьнефтегаз» с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда

Российской Федерации Т.В. Завьялова