| |
№ 304-ЭС22-941 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 24 июня 2022 г. |
Резолютивная часть определения объявлена 22.06.2022.
Определение в полном объеме изготовлено 24.06.2022.
Дело № А67-3639/2021
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Иваненко Ю.Г.,
судей Завьяловой Т.В., Прониной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи кассационную жалобу Департамента социальной защиты населения Томской области на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.11.2021 по делу № А67-3639/2021 Арбитражного суда Томской области по иску общества с ограниченной ответственностью «Ружавто» к Департаменту социальной защиты населения Томской области о взыскании с Томской области в лице департамента за счет средств казны Томской области 2 698 рублей убытков, возникших в связи с перевозкой пассажиров, использовавших единый социальный проездной билет,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Томской области, Департамента городского хозяйства администрации Томской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Департамента социальной защиты населения Томской области – Сухорослова И.П., Щедрина И.И.;
от общества с ограниченной ответственностью «Ружавто» – Ходыкин И.В.;
от Администрации Томской области – Воробьева Е.И., Шумилов А.И.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Прониной М.В., объяснения представителейДепартамента социальной защиты населения Томской области, по доводам кассационной жалобы,возражения представителя общества с ограниченной ответственностью «Ружавто» по кассационной жалобе и объяснения представителей Администрации Томской области, поддержавших кассационную жалобу, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
между обществом с ограниченной ответственностью «Ружавто» (далее – общество) и администрацией города Томска в лице Департамента городского хозяйства в сентябре 2019 года было заключено три муниципальных контракта на оказание услуг, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам.
Судебными актами судов общей юрисдикции с общества в пользу гражданина Коваленко В.Н. взыскано возмещение морального вреда. В судебных актах указано, что отсутствие в договоре перевозки условия о бесплатном проезде граждан, предъявивших единый социальный проездной билет (далее – ЕСПБ), не может ограничить право гражданина на бесплатный проезд, предоставленное ему законом субъекта Российской Федерации, вне зависимости от того, каким именно образом данное право будет урегулировано в рамках договорных отношений между органом местного самоуправления и перевозчиком.
Представлением прокуратуры г. Томска от 25.05.2020 исх. № 175Ж-2020 на общество возложена обязанность осуществления регулярных перевозок граждан по ЕСПБ, несмотря на то, что муниципальные контракты не предусматривают использование такой формы расчетов.
Общество обратилось в Департамент социальной защиты населения Томской области (далее – департамент) с заявлением, представив собственный вариант соглашения о предоставлении субсидии, в котором указало, что размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета, рассчитывается исходя из фактической стоимости каждой поездки на территории муниципального образования Томской области.
Письмом от 16.06.2020 № 59-09-2430 департамент сообщил, что не может заключить соглашение о предоставлении субсидии в предложенной обществом редакции. Соглашение заключается в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов Томской области. Порядок возмещения части затрат производится Департаментом социальной защиты населения Томской области перевозчику, осуществляемому перевозку граждан по ЕСПБ автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении, в размерах, рассчитываемых в процентном соотношении согласно Методике распределения финансовых средств между перевозчиками, осуществляющими перевозку граждан по ЕСПБ по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области (далее – Методика). Предоставление субсидии в размерах, рассчитываемых иными способами, отличными от Методики, не представляется возможным.
Не согласившись с отказом департамента, а также в целях защиты своих прав и интересов общество стало актировать осуществляемые перевозки граждан по ЕСПБ. В деле имеются акты приемки – сдачи услуг за январь, март, апрель, май 2021 года, составленные пассажиром и руководителем перевозчика (4 акта).
По расчету общества, им было осуществлено 142 перевозки пассажиров по ЕСПБ на сумму 2 698 рублей.
Полагая, что сумма 2 698 рублей является для общества убытками, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Томской области от 29.06.2021 в иске отказано.
При этом суд первой инстанции указал, что Законом Томской области
от 30.12.2014 № 199-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Томской области, по оплате проезда на транспорте общего пользования» (далее – Закон № 199-ОЗ) установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе приобретение ЕСПБ и проезд на его основании по территории Томской области городским наземным электрическим транспортом и автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении в пределах муниципального образования Томской области, в котором находится место жительства гражданина, имеющего право на приобретение ЕСПБ в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Закона, либо агломерации, по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении (кроме такси, в том числе маршрутного), а также по пригородным маршрутам перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом (часть 1 статьи 2).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 199-ОЗ постановлением администрации Томской области от 27.02.2015 № 71а утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по ЕСПБ (далее – Порядок). Субсидия предоставляется департаментом в соответствии с Методикой распределения финансовых средств между получателями субсидии, осуществляющими перевозку граждан по ЕСПБ по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области (далее – Методика).
В соответствии с пунктом 13 Порядка департамент заключает с получателем субсидии соглашение. Необходимость заключения такого соглашения предусмотрена статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Соглашение о предоставлении субсидии между департаментом и обществом не заключено, отказ департамента от заключения соглашения обществом не обжалован.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности истцом причинения ему убытков в результате незаконных действий департамента.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 23.08.2021 решение суда первой инстанции отменено, с Томской области в лице Департамента социальной защиты населения в пользу общества взыскано 2 698 рублей убытков.
Суд апелляционной инстанции, установив исполнение обществом обязанности по организации регулярных перевозок граждан по ЕСПБ, несмотря на отсутствие в муниципальных контрактах указания на использование ЕСПБ, доказанность фактического несения им соответствующих затрат, принимая во внимание возложенную на администрацию Порядком обязанность по предоставлению дополнительной социальной поддержки в виде возмещения затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан транспортом общего пользования по ЕСПБ, пришел к выводу о том, что невыполнение ответчиком своих обязательств, отсутствие в данной конкретной ситуации соглашения о возмещении стоимости проезда по ЕСПБ, неоспаривание обществом отказа департамента от заключения соглашения, не могут служить основанием для отказа в возмещении обществу убытков.
Обязанность общества осуществлять регулярные перевозки граждан по ЕСПБ при отсутствии в муниципальных контрактах использования ЕСПБ предусмотрена Законом № 199-ОЗ, подтверждена апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 25.02.2020 по делу № 33-179/2020.
Суд апелляционной инстанции признал доказанным несение истцом затрат в связи с осуществлением перевозок граждан по ЕСПБ, признал обоснованным расчет убытков.
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.11.2021 постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 оставлено в силе. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции о том, что финансирование льготного проезда граждан по ЕСПБ является расходным обязательством публично-правового образования – Томской области, которое, являясь лицом, установившим право на льготный проезд по таким билетам, должно компенсировать обществу недополученный им доход в виде разницы между экономически обоснованным тарифом на перевозку и провозной платой, взимаемой с пассажиров. Неприменение истцом при расчете убытков Методики, по мнению суда кассационной инстанции, также не является основанием для отказа в иске.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно подпункту 24 пункта 2 названной статьи социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, в том числе за счет средств предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 26.3.1 Закона № 184-ФЗ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулируются отношения по организации регулярных перевозок, при условии, если они не урегулированы нормативными правовыми актами федерального уровня.
Законом № 199-ОЗ установлено право отдельных категорий граждан на приобретение единого социального проездного билета (ЕСПБ) и проезд на его основании в части пользования городским наземным электрически транспортом и автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном, пригородном и городском сообщении (кроме такси, в том числе маршрутного), а также по пригородным маршрутам перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом.
Администрацией Томской области в целях реализации положений Закона № 199-ОЗ был принят Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим перевозку граждан, проживающих на территории Томской области, транспортом общего пользования по ЕСПБ (постановление от 27.02.2015 №71а).
Необходимым условием предоставления субсидий в силу подпункта 3 пункта 5 Порядка является наличие соглашения, заключенного между Департаментом социальной защиты населения Томской области и перевозчиком.
В силу пункта 12 Порядка субсидия предоставляется департаментом получателям субсидии, осуществляющим перевозку граждан по ЕСПБ в размерах, рассчитываемых в процентом соотношении в соответствии с Методикой распределения финансовых средств между получателями субсидии, осуществляющими перевозку граждан по ЕСПБ по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа в пригородном и городском сообщении на территории Томской области (приложение № 1 к Порядку).
Согласно пункта 13 Порядка соглашение заключается ежегодно в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов Томской области.
Общество от заключения соглашения по типовой форме отказалось.
В судебном заседании представитель общества пояснил, что основанием для отказа послужило несогласие общества с Методикой распределения финансовых средств меду получателями субсидии, поскольку такой порядок не возместит перевозчику в полном объеме убытки от перевозки пассажиров-льготников. Обращаясь в арбитражный суд с иском, общество просило взыскать с департамента понесенные убытки.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции установил, что департамент действовал в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы возмещения затрат перевозчикам, общество заключить соглашение о предоставлении субсидии по установленной форме отказалось. С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности обществом несения убытков в результате незаконных (противоправных) действий департамента, что исходя из положений статей 15, 16, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возмещение убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 29111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия полагает, что постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права, а решение суда первой инстанции – оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 167, 176, 29111 _ 29115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.11.2021 по делу № А67-3639/2021 Арбитражного суда Томской области отменить.
Решение Арбитражного суда Томской области от 29.06.2021 по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий судья | Ю.Г. Иваненко |
Судья | Т.В. Завьялова |
Судья | М.В. Пронина |