НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2022 № А83-7938/20


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 310-ЭС21-26106

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лидер» на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2020 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16.09.2021 по делу № А83-7938/2020,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-Лидер" (далее - ООО "Ресурс-Лидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Министерство) о взыскании излишне уплаченной суммы в размере 5 230 000,00 руб.

Дело рассмотрено при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов Российской Федерации; Управления федерального казначейства по Республике Крым; Государственного казенного учреждения Республики Крым "Юго-восточное объединенное лесничество"; Общества с ограниченной ответственностью "Новый регион"; Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымгеология".

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2020 в удовлетворении иска отказано.

Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2021 решение от 17.11.2020 отменено, иск удовлетворен: с Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым за счет казны Республики Крым в пользу ООО "Ресурс-Лидер" взыскана излишне уплаченная сумма в размере 5 230 000,00 руб.; расходы по уплате государственной пошлины в сумме 49 150,00 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000,00 рубля.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16.09.2021 апелляционное постановление от 28.04.2021 отменено, решение от 17.11.2020 оставлено в силе.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что порядок удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, устанавливается Советом Министров Республики Крым.

В соответствии со статьей 28 Закона Республики Крым от 25.12.2014 №50-ЗРК/2014 «О растительном мире» платежи за пользование растительным миром включают в себя плату за специальное пользование объектами растительного мира, компенсационную плату за удаление зеленых насаждений.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 26.04.2016 №175 утвержден Порядок изъятия объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации (далее- Порядок №175), пунктом 1.6 которого предусмотрено, что изъятие (сбор) объектов растительного мира и их частей, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях для осуществления мониторинга состояния их популяций, в целях сохранения и восстановления их численности в естественной среде обитания, для осуществления научно-исследовательских работ, в целях разведения в искусственных условиях и культивирования с последующим возвратом в естественную среду обитания, при строительстве объектов хозяйственной и иной деятельности в отсутствие вариантов их размещения вне мест произрастания объектов растительного мира с обязательным проведением компенсационных мероприятий. Размер восстановительной стоимости зеленых насаждений определяется в соответствии с Приложением к Порядку удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Крым от 25.08.2015 №496.

Компенсационное озеленение, в случае невозможности его осуществления в натуральной форме, осуществляется в денежной форме в размере восстановительной стоимости. В соответствии с протоколом заседания Бюро по растениям и грибам от 12.05.2017 бюро рекомендовало Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым выдать ООО «Новый регион» разрешение на изъятие объектов растительного мира при условии, в том числе, возмещения изъятия указанных объектов растительного мира в размере 5 230 000,00 руб., расчет возмещения рассчитывался с учетом наименования растений, их возраста (диаметра ствола).

Определяя правовую природу данного платежа, с учетом анализа статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 №50-ЗРК/2014 «О растительном мире», Порядка №175, а также Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на изъятие объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 01.12.2016 №2498 (далее -Административный регламент), пунктом 25 которого установлено, что за предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная оплата не взимается, соответственно, обоснованными являются выводы апелляционной инстанции, что платеж носит компенсационный (восстановительный) характер за удаление зеленых насаждений. Подобный платеж не является сбором.

Был произведен расчет оплаты за изъятие объектов растительного мира в размере 5 230 000,00 руб.Указанный платеж не является сбором, как ошибочно посчитал суд первой инстанции.

Согласно проекту Генерального плана поселения Старый Крым, лицензионная площадь карьера попала в санитарно-защитную зону поселка, разработка карьера стала невозможной не по вине субъекта предпринимательской деятельности, в связи с чем изъятие объектов растительного мира, занесенную в Красную книгу и не включенных в Красную книгу Российской Федерации на участке недр Агармышский 1 не производилось, данный факт установлен ГКУ РК «Юго-Восточное объединенное лесничество» в результате обследования 28.01.2020.

К ООО «Ресурс-Лидер» перешли все права и обязанности участника 2 по договору о совместной деятельности №15-СД от 17.03.2017, в том числе, право требовать возврата оплаты за изъятие объектов растительного мира, занесенного в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации на участке недр Агармышский 1 в сумме 5 230 000,00 руб., осуществленный ООО «Новый регион» в рамках исполнения договора о совместной деятельности №15-СД от 17.03.2017[, так как указанная сумма является компенсационной платой за изъятие объектов растительного мира, которое в рамках договора о совместной деятельности не было произведено.

Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03.10.2017 №2103 утвержден «Порядок осуществления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым бюджетных полномочий главного администратора доходов местных бюджетов и бюджета Республики Крым» (далее -Порядок) ; в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.2 Приказа к полномочиям Минприроды Крыма относится принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты, пени, штрафов.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм производится в соответствии с разделом VI «Порядка осуществления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым бюджетных полномочий главного администратора доходов местных бюджетов и бюджета Республики Крым», согласно пункту 6.1 которого, в случае зачисления в бюджеты излишне уплаченных (взысканных) сумм плательщиками, отдел администрирования осуществляет через УФК возврат сумм из бюджетов плательщикам.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов, материалов истребованного дела, оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, 17.03.2017 между Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымгеология" и Обществом с ограниченной ответственностью "Новый регион" был заключен договор о совместной деятельности N 15-СД (далее - Договор N 15-СД от 17.03.2017).

Согласно пункту 2.1 Договора участники обязуются объединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли и в целях эффективной организации геологического изучения, включающего поиск, оценку, разведку, добычу, обустройство, разработку и эксплуатацию, а также рекультивацию месторождения общераспространенных полезных ископаемых участка недр Агармышского 1, расположенного на территории Кировского района Республики Крым.

Пунктом 2.2 Договора предусмотрено, что целью объединения участников в совместной деятельности является: создание организационной, административной, технической, финансово-экономической и прочей базы для обеспечения реализации предмета настоящего договора; обеспечение совместной деятельности участников по геологическому изучению, включающему поиски, оценку и разведку с последующей добычей и реализацией известняка участка недр Агармышский 1, расположенного на территории Кировского района Республики Крым; получение совместной прибыли, распределение которой осуществляется согласно условиям договора.

Согласно пункту 2.3 Договора для реализации предмета договора участники объединяют свои денежные, материальные, интеллектуальные и трудовые ресурсы, производственно-технические потенциалы.

21.06.2017 в рамках исполнения Договора N 15-СД от 17.03.2017 ООО "Новый регион" осуществлена оплата за изъятие объектов растительного мира, занесенных в Красную Книгу Республики Крым и не включенных в Красную Книгу РФ, на участке недр Агармышский 1, в сумме 5 230 000,00 рублей.

Впоследствии 28.06.2019 между ГУП РК "Крымгеология", ООО Новый регион" и ООО Ресурс-Лидер" подписано трехсторонне соглашение о замене сторон в Договоре N 15-СД от 17.03.2017 (далее - Соглашение), пунктом 1 которого установлено, что ООО "Новый Регион" было заменено на ООО "Ресурс-Лидер" с передачей всех прав и обязанностей по договору.

Согласно пункту 7 Соглашения с момента подписания сторонами настоящего соглашения ООО "Ресурс-Лидер" становится новым участником совместной деятельности и в соответствии с пунктом 4 Соглашения добровольно принимает на себя все права и обязанности по Договору о совместной деятельности от 17.03.2017 N 15-СД (участок недр Агармышский), заключенного ранее между ООО "Новый регион" и ГУП РК "Крымгеология".

Письмом N 1 от 26.02.2020 ООО "Новый регион" уведомило Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым о перемене лиц в обязательстве, которое, в свою очередь, письмом от 28.06.2019 N 9409/19.2-15 согласовало заключение соответствующего соглашения.

Ссылаясь на то, что изъятие объектов растительного мира, занесенного в Красную Книгу Республики Крым и не включенных в Красную Книгу РФ, на участке недр Агармышский 1 сторонами по Договору о совместной деятельности N 15-СД от 17.03.2016 не производилось в период с 2017 по 2020 года, а также на тот факт, что хозяйственная деятельность по указанному Договору вестись в будущем не будет в силу объективных причин, ООО "Ресурс-Лидер" обратилось в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым с письмом N 105 от 16.01.2020, в котором просило осуществить возврат средств в сумме 5 230 000,00 руб., перечисленных за изъятие объектов растительного мира.

В ответ на заявление о возврате денежных средств Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым письмом N 699/2 от 03.02.2020 и письмом N 699/3 от 07.04.2020 уведомило ООО "Ресурс-Лидер" о том, что возврат денежных средств в размере 5 230 000,00 руб. невозможен, как по причине того, что он может быть осуществлен только непосредственному плательщику - ООО "Новый регион", так и принимая во внимание правовую природу данного платежа.

ООО "Ресурс-Лидер", не согласившись с отказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1041, 1042, 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 3 статьи 1, пунктом 9 статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении требований, указав, что платеж за пользование природными ресурсами, находящимися в государственной собственности, является по своей правовой природе сбором, носит индивидуально-возмездный характер; пункт 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий возможность зачета или возврата сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям ) по истечении срока их действия, распространяется только на сбор за пользование объектами животного мира.

Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что истребуемая сумма отнесена к сумме, носящей компенсационный (восстановительный) характер за фактический вред, причиненный окружающей среде вырубкой (повреждением) зеленых насаждений (кустарников) и имеющей целевое назначение (на расширение зеленого фонда, восстановление баланса древесно-кустарниковой растительности и обеспечение функций по охране зеленого фонда). Тем не менее, изъятие объектов растительного мира, занесенного в Красную Книгу Республики Крым и не включенных в Красную Книгу РФ, на участке недр Агармышский 1 сторонами по Договору о совместной деятельности N 15-СД от 17.03.2016 не производилось в период с 2017 по 2020 года.

Возможность фактического осуществления возврата денежных средств обоснована ссылкой на п. п. 5 пункта 1.2. Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03.10.2017 N 2103, которым утвержден "Порядок осуществления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым бюджетных полномочий главного администратора доходов местных бюджетов и бюджета Республики Крым".

Право общества на обращение с заявлением о возврате спорных сумм мотивирован переходом прав и обязанностей участника ООО "Новый Регион" по договору о совместной деятельности к ООО "Ресурс-Лидер" в установленном порядке.

Суд округа отменил постановление суда апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, правомерно исходя из следующего.

Согласно части 2 статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 N 50-ЗРК/2014 "О растительном мире" в случае необходимости удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, переданных с зелеными насаждениями в собственность (пользование) граждан либо юридических лиц из земель, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, такие лица обязаны получить в соответствии с действующим законодательством разрешительный документ от исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области экологии и природопользования или соответствующих органов местного самоуправления и оплатить компенсационную или восстановительную стоимость удаленных (снесенных, уничтоженных) зеленых насаждений.

В соответствии со статьей 28 данного Закона платежи за пользование растительным миром включают в себя плату за специальное пользование объектами растительного мира, компенсационную плату за удаление зеленых насаждений.

Порядок удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, устанавливается Советом министров Республики Крым.

Так, Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.04.2016 N 175 утвержден "Порядок изъятия объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации" (далее - Порядок N 175), пунктом 1.6 которого предусмотрено, что изъятие (сбор) объектов растительного мира и их частей, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях для осуществления мониторинга состояния их популяций, в целях сохранения и восстановления их численности в естественной среде обитания, для осуществления научно-исследовательских работ, в целях разведения в искусственных условиях и культивирования с последующим возвратом в естественную среду обитания, при строительстве объектов хозяйственной и иной деятельности в отсутствие вариантов их размещения вне мест произрастания объектов растительного мира с обязательным проведением компенсационных мероприятий.

Размер восстановительной стоимости зеленых насаждений определяется в соответствии с Приложением к Порядку удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 496.

Компенсационное озеленение, в случае невозможности его осуществления в натуральной форме, осуществляется в денежной форме в размере восстановительной стоимости.

В соответствии с протоколом заседания Бюро по растениям и грибам комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам от 12.05.2017, Бюро рекомендовало Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым выдать ООО "Новый регион" разрешение на изъятие объектов растительного мира при условии, в том числе, возмещения изъятия указанных объектов растительного мира в размере 5 230 000,00 руб., расчет возмещения рассчитывается с учетом наименования растений, их возраста (диаметра ствола).

Определяя правовую природу данного платежа, суд округа с учетом анализа статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 N 50-ЗРК/2014 "О растительном мире", Порядка N 175, а также Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на изъятие объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 01.12.2016 N 2498 (далее - Административный регламент), пунктом 25 которого установлено, что за предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная оплата не взимается, признал правильным вывод апелляционного суда о том, что платеж носит компенсационный (восстановительный) характер за удаление зеленых насаждений. Подобный платеж не является сбором.

Тем менее, как следует из указанных нормативных актов, спорный неналоговый платеж носит публично-правовой характер.

По общему правилу, установленному как для возврата сумм налогов, сборов, страховых взносов, так и иных видов платежей - таможенных, платы за негативное воздействие на окружающую среду, излишне уплаченные суммы подлежат возврату (зачету) их плательщику.

В силу положений статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 N 50-ЗРК/2014 "О растительном мире", а также пунктов 2.1, 2.4 Порядка N 175 и пункта 3 Административного регламента заявителями при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на изъятие объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Крым и не включенных в Красную книгу Российской Федерации, являются физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Разрешение на определенный в нем срок выдается непосредственно заявителю, которому, в свою очередь, предоставлено право на обращение в орган с заявлением об аннулировании (до истечения срока действия разрешения).

Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03.10.2017 N 2103 утвержден "Порядок осуществления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым бюджетных полномочий главного администратора доходов местных бюджетов и бюджета Республики Крым" (далее - Порядок), в соответствии с подпунктом 5 пункта 1.2. Приказа к полномочиям Минприроды Крыма относится принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты, пени и штрафов.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм производится в соответствии с разделом VI "Порядка осуществления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым бюджетных полномочий главного администратора доходов местных бюджетов и бюджета Республики Крым", согласно пункту 6.1. которого, в случае зачисления в бюджеты излишне уплаченных (взысканных) сумм плательщиками, отделом администрирования осуществляет через УФК возврат сумм из бюджетов плательщикам.

Проанализировав указанные выше нормативные правовые акты, регламентирующих порядок изъятия объектов животного и растительного мира, суд округа пришел к обоснованному выводу о том, что ни один из них не предусматривает положений, наделяющих плательщика полномочиями переуступить свое право на возврат данных платежей, подавать в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым заявление о возврате и требовать возврата платежей, администрируемых Министерством, на счета, отличные от счетов плательщика. То есть, возврат спорных платежей может быть осуществлен только той категории лиц, которая определена как плательщик.

Кроме того, подобное право общества не следовало и из буквального содержания, как договора о совместной деятельности N 15-СД, так и соглашения от 28.06.2019.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-Лидер» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Чучунова