НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2020 № А82-12427/18

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 301-ЭС20-1346

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва19.03.2020

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив  кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Литовского Эдуарда  Борисовича (Ярославская обл.; далее – заявитель, предприниматель)  на решение Арбитражного суда Ярославской области от 13.02.2019  по делу  № А82-12427/2018, постановление Второго арбитражного  апелляционного суда от 24.06.2019 и постановление Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 22.11.2019 по тому же делу по заявлению  предпринимателя о признании недействительными решений Межрайонной  инспекции Федеральной налоговой службы  № 3 по Ярославской области (далее  – инспекция, налоговый орган) 07.03.2018  № 12328-12331 и писем от 27.03.2018   № 13-26/1374/ЗГ, от 12.04.2018  № 06-31/1684/ЗГ,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Ярославской области от 13.02.2019,  оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного 


апелляционного суда от 24.06.2019 и постановлением Арбитражного суда  Волго-Вятского округа от 22.11.2019, в удовлетворении заявления отказано.

В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального  права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих  применению при рассмотрении настоящего дела.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6, части 1 статьи 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений  норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на  исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов. 

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Согласно пункту 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации  (далее – Налоговый кодекс) безнадежными к взысканию признаются недоимка,  задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными  налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых  взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались  невозможными, не только в случаях, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта  1 названной статьи, но и в иных случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 5 указанной нормы). 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона  от 28.12.2017  № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую  Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты  Российской Федерации» (далее – Закон  № 436-ФЗ) признается безнадежной к 


взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по  транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному  налогу), и индивидуальных предпринимателей и лиц, утративших статус  индивидуального предпринимателя (по всем налогам, за исключением налога  на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в  связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и  штрафам, образовавшаяся на 01.01.2015. 

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного  Суда Российской Федерации от 22.11.2018  № 306-КГ18-10607, из содержания  статьи 12 Закона  № 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом  прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим  согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по  уплате налогов, пени и штрафов. 

Напротив, положения данной статьи сформулированы как  устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право  на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака  безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается  сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 ˗ 2017 годы). 

Неограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском  применения мер принудительного взыскания является обременительным для  граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой  ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается,  что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой  задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у  граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не  позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить  обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных  налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения  на него взыскания. 


С учетом изложенного для целей статьи 12 Закона  № 436-ФЗ под  подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных  предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься  недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и  подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные  полностью или в соответствующей части в течение 2015 – 2017 годов.

Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и  штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до  01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена)  налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления  в силу Закона  № 436-ФЗ, то есть на 29.12.2017.

Руководствуясь указанными выше нормами права, а также правовой  позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации  от 22.11.2018  № 306-КГ18-10607, суды указали на то, что спорная  задолженность предпринимателя по налогам, пеням и штрафам выявлена и  исчислена по результатам проведения выездной налоговой проверки; отражена  в решении Инспекции от 09.10.2015  № 12-20/02/179, следовательно, взыскание  такой задолженности стало возможным после 01.01.2015.

Кроме того, отклоняя доводы заявителя об отсутствии причин,  позволяющих возлагать на него негативные последствия того, что  задолженность была начислена налоговым органом после 01.01.2015, суды  указали на то, что абзац четвертый пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса  лишает лиц, не зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных  предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства,  права ссылаться на то, что они не являются индивидуальными  предпринимателями, при исполнении обязанностей. 

Тем самым создаются условия для исчисления налоговой обязанности  хозяйствующих субъектов, исходя из их фактической деятельности, и для  пресечения использования соответствующих правовых инструментов в целях  получения необоснованной налоговой выгоды. 


При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить  основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного  производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации,  поскольку направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание  выводов нижестоящих судов по обстоятельствам спора. 

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, судья 

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

Н.В. Павлова