НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 17.12.2020 № А33-16250/19


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 302-ЭС20-13098

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Резолютивная часть определения объявлена 17.12.2020.

Полный текст определения изготовлен 24.12.2020.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Поповой Г.Г. и Чучуновой Н.С.,

при участии представителя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – ФИО2 (доверенность от 04.12.2020), представителей Министерства лесного хозяйства Красноярского края ФИО3 (доверенность от 26.12.2019), ФИО4 (доверенность от 26.12.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края (г. Красноярск) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020 по делу № А33-16250/2019,

УСТАНОВИЛА:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее – глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее – Министерство), содержащегося в сообщении от 12.04.2019 № МЛХ/5-4156; об обязании Министерства исключить сведения из государственного лесного реестра (далее – ГЛР) в части наложения границ земель лесного фонда на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее – Агентство), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация Большемуртинского района Красноярского края, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5, федеральное государственное унитарное предприятие «Рослесинфорг» (далее - предприятие «Рослесинфорг»), Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (далее – Департамент лесного хозяйства).

Арбитражный суд Красноярского края решением от 01.08.2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020, удовлетворил требования главы КФХ.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Министерство, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты.

Определением от 24.11.2020 судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л. жалоба Министерства вместе с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу глава КФХ просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

До начала судебного заседания от Департамента лесного хозяйства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы Министерства без участия его представителя. Департамент лесного хозяйства также указал, что поддерживает жалобу Министерства.

В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы жалобы, а представитель главы КФХ - доводы, приведенные в отзыве на жалобу.

Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 АПК РФ).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Грачевой И.Л., выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что судебные акты трех инстанций подлежат отмене.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Большемуртинского районного суда Красноярского края от 03.09.2010 по делу № 2-191/2010 за Красноярским краем признано право собственности, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:08:000000:0052, расположенного по адресу: Красноярский край, Большемуртинский район.

На основании указанного решения 26.10.2010 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), именуемый в настоящее время Единым государственным реестром недвижимости (далее – ЕГРН), внесена запись о государственной регистрации права собственности Красноярского края на указанные земельные участки.

На основании заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО5 о предоставлении земельных участков Агентство (арендодатель) и ФИО5 (арендатор) 22.08.2016 без проведения торгов заключили договор № 08-АЗ-1588 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378 сроком на 49 лет.

Впоследствии Правительство Красноярского края передало указанные земельные участки в собственность муниципального образования Большемуртинский район Красноярского края. Право собственности муниципального образования на участки зарегистрировано 01.12.2016.

ФИО5 на основании договора от 25.10.2018 об уступке прав и обязанностей (цессии) переуступил главе КФХ ФИО1 права и обязанности арендатора земельных участков с кадастровыми номерами 24:08:0000000:272, 24:08:0000000:273, 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, 24:08:0000000:378, предусмотренные договором аренды от 22.08.2016 № 08-АЗ-1588.

В ходе подготовки по заказу главы КФХ проекта восстановления земель сельскохозяйственного назначения от Министерства поступила информация о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373 частично расположены на землях государственного лесного фонда. Расположение участков определено на основании кадастровых выписок, материалов лесоустройства (План лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Бельшемуртинского сельского участкового лесничества, СПК «Рассвет, масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986).

Полагая, что два указанных участка не относятся к землям лесного фонда, глава КФХ обратился в Министерство с заявлением об исключении из ГЛР сведений о данных земельных участках.

Министерство письмом от 12.04.2019 № МЛХ/5-4156 отказало главе КФХ в исключении из ГЛР сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 24:08:0000000:371, 24:08:0000000:373, приведя следующие основания.

В соответствии с материалами лесоустройства, лесохозяйственным регламентом Большемуртинского лесничества, утвержденным приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 26.09.2018 № 1430-од, и Положением о государственном биологическом заказнике краевого значения «Большемуртинский», утвержденным постановлением Совета администрации Красноярского края от 22.10.2004 № 261-п (далее – Положение о заказнике), указанные земельные участки частично расположены в границах лесного фонда и полностью входят в утвержденные названным постановлением Совета администрации Красноярского края границы особо охраняемой природной территории - заказника «Большемуртинский».

Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 01.01.2016, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 данного Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка; при этом пунктом 1 части 6 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что положения части 4 данной статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Глава КФХ, считая отказ Министерства незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на статьи 198, 200, 201 АПК РФ, статьи 6, 7, 8, 67 - 69, 91, 101 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), статьи 22, 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьи 4.2, 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 201-ФЗ), часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ), статью 7, части 1 и 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, пришли к выводу об обоснованности требований главы КФХ.

Суды исходили из следующего.

В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ, частей 1 и 4 статьи 60.2 Закона № 218-ФЗ, статьи 10 Закона № 280-ФЗ правообладатель земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в ГЛР на основании положений Закона № 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что ими установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.

Так как спорные земельные участки согласно сведениям ЕГРН относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», при этом доказательств того, что на этой территории заказника «Большемуртинский» глава КФХ ведет сельскохозяйственную деятельность, противоречащую видам деятельности, разрешенным в границах заказника, не представлено, с учетом принципов приоритета внесенных в ЕГРН сведений над сведениями ГЛР у Министерства отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в исключении сведений о спорных лесных участках из ГЛР.

Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанций.

Между тем суды трех инстанций не учли следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно статье 6 ЛК РФ (здесь и дальше в редакции, действовавшей в спорный период и до 01.07.2019), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В силу статьи 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ).

Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Законом № 201-ФЗ.

В части 1 статьи 4.2 Закона № 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 6 статьи 4.6 Закона № 201-ФЗ предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Согласно части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

В силу части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ общее правило о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель не распространяется, в частности, на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О указал, что Закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Из изложенного следует, что положения Закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Судами установлено и подтверждено материалами дела (материалами лесоустройства - Планом лесонасаждений Большемуртинского лесничества, Большемуртинского сельского участкового лесничества, СПК «Рассвет, масштаб 1:25 000, год лесоустройства 1986), что два спорных участка частично находятся в границах участка лесного фонда и полностью расположены в границах особо охраняемой природной территории - биологического заказника краевого значения «Большемуртинский», решение об организации которого было принято в 1974 году.

Положение о заказнике утверждено в 2004 году. Сведения о заказнике внесены в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.

Согласно разделу 2 указанного Положения заказник организован с целью охраны и воспроизводства охотничьих видов животных, сохранения и восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов зверей и птиц, охраны мест их обитания, сохранения биоразнообразия уникального природного ландшафта подтайги Красноярского края.

В Положении о заказнике определены его местоположение, площадь и границы.

Так, в пункте 3.1 Положения о заказнике указано, что заказник расположен на территории Большемуртинского и Сухобузимского районов Красноярского края на землях лесного фонда Большемуртинского и Сухобузимского лесничеств и землях сельскохозяйственного назначения. В положении приведены номера кварталов участковых лесничеств и кварталов лесов сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), в том числе кварталы № 1-9, 10ч,11ч, 12, 14-17, 19ч, 22 СПК «Рассвет», входящих в состав Большемуртинского и Сухобузимского лесничеств.

Согласно пункту 3.5 Положения о заказнике на территории заказника установлены две зоны сельскохозяйственного использования, расположенные в 1 км южнее п. Большая Мурта и д. Комарово на землях сельскохозяйственного назначения: зона № 1 площадью 4294,6 га расположена на землях, занятых сельскохозяйственными угодьями; зона № 2 площадью 107,7 га расположена в границах участка 1 зоны № 1 и предназначена для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, для разведки и добычи подземных вод. В этом же пункте приведены координаты угловых точек внешних границ зон № 1 и 2.

В разделе 4 Положения о заказнике установлен режим охраны и природопользования заказника, предусмотрен запрет на осуществление видов деятельности, которые противоречат целям создания заказника или причиняют вред охраняемым природным комплексам и их компонентам, в том числе запрещена вырубка (сплошная и выборочная) лесных насаждений для заготовки древесины.

Спорные участки, полностью расположенные в границах заказника, согласно выпискам из ЕГРН образованы и поставлены на кадастровый учет в качестве земель сельскохозяйственного назначения в 2009 году, то есть после принятия в 2004 году Положения о заказнике и утверждения его границ.

Однако вопрос об отнесении спорных участков к землям сельскохозяйственного назначения или лесного фонда на момент определения границ и режима особо охраняемой природной территории (заказника) судами не исследовался.

В соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Красноярского края от 28.09.1995 № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» предоставление особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях в пользование осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию с органом исполнительной власти края, уполномоченным в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Порядком согласования предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий краевого значения или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 14.09.2009 № 477-п предусмотрено, что решение о согласовании или об отказе в согласовании предоставления в пользование особо охраняемых природных территорий или отдельных видов природных ресурсов на этих территориях, не связанных с размещением объектов строительства, принимается Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Аналогичное правило закреплено в пункте 4.4 Положения о заказнике.

По информации Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края заявочных материалов о согласовании предоставления в пользование особо охраняемой природной территории краевого значения в отношении спорных земельных участков не поступало (письмо от 23.05.2019 в т.д. 1, л. 87).

Доказательств того, что спорные участки образованы в границах зон № 1 и 2 сельскохозяйственного использования, указанных в Положении о заказнике, не представлено. К тому же согласно Положению о заказнике зона № 1 – это сельскохозяйственные угодья, зона № 2 предназначена для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства. Глава КФХ не представил доказательств использования участков для сельскохозяйственного производства и размещения на них каких-либо объектов недвижимости.

По информации уполномоченных органов участки на 80 % покрыты древесной растительностью. В материалы дела представлена копия постановления администрации Большемуртинского района Красноярского края от 25.01.2019 № 90, которым утвержден подготовленный по заданию главы КФХ проект восстановления земель сельскохозяйственного назначения в границах Большемуртинского района Красноярского края на спорных участках. Данным проектом предусмотрена расчистка участков от древесной растительности, мха, пней, камней с применением специальных машин и механизмов.

Министерство представило в материалы дела информационное письмо предприятия «Рослесинфорг» от 14.02.2019, в котором указано, что при сопоставлении границ спорных земельных участков, определенных по кадастровым выпискам, с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда Большемуртинского лесничества, установлено, что участки расположены в кварталах № 2, 3, 7, 8 СПК «Рассвет» Большемуртинского сельского участкового лесничества. К письму приложены схемы расположения участков в разрезе указанного лесничества.

Согласно пояснениям представителей Министерства в судебном заседании Судебной коллегии указанные кварталы лесных участков Большемуртинского сельского участкового лесничества в соответствии с ранее действовавшим лесным законодательством были предоставлены в пользование колхоза «Рассвет» (в последующем преобразованного в СПК «Рассвет») с целью обеспечения его потребностей в древесине и другой продукции леса. При этом участки учитывались в качестве лесных земель, их перевод в состав земель сельскохозяйственного назначения осуществлен не был.

Согласно статье 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьям 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета 06.03.1993 № 4616-1, частям 1 и 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года и статья 8 ЛК РФ 2006 года).

В материалах дела отсутствуют документы, касающиеся формирования спорных земельных участков в качестве земель сельскохозяйственного назначения. По сведениям ГЛР спорные участки входят в границы лесничества и природного заказника. Проведение кадастровых работ в отношении лесоустроенных участков без учета лесоустроительной документации, в том числе в отношении лесных участков, границы которых не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не допустимо.

При рассмотрении в Большемуртинском районном суде Красноярского края в 2010 году заявленного к гражданам – членам бывшего колхоза «Рассвет» иска о признании права собственности Красноярского края на земельные участки, образованные путем выделения невостребованных земельных долей из участка земель колхоза «Рассвет», ни Министерство, ни уполномоченные федеральные органы власти, в том числе предприятие «Рослесинфорг», Департамент лесного хозяйства, не были привлечены.

Поскольку с учетом приведенных норм права, в том числе положений части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, суды не исследовали надлежащим образом обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о возможности исключения по требованию главы КФХ сведений из ГЛР в части наложения земель лесного фонда на спорные участки, Судебная коллегия считает, что решение от 01.08.2019, постановление апелляционного суда от 10.12.2019 и постановление окружного суда от 06.07.2020 как принятые с существенным нарушением норм материального и процессуального права на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, на основании установленных обстоятельств принять законное и обоснованное решение, правильно применив нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 01.08.2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.07.2020 по делу № А33-16250/2019 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий И.Л. Грачева

Судьи Г.Г. Попова

Н.С. Чучунова