НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2021 № 05АП-1794/2021

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 303-ЭС21-23411

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва16.12.2021

Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив  кассационную жалобу Владивостокской таможни Дальневосточного  таможенного управления Федеральной таможенной службы (г. Владивосток;  далее – таможенный орган, заявитель) на решение Арбитражного суда  Приморского края от 15.02.2021 по делу  № А51-19055/2020, постановление  Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2021 и постановление  Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.08.2021 по тому же делу

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МДС  Комплекс» (далее – общество) о признании незаконным решения таможенного  органа  № 231 от 01.09.2020 об отказе в возврате излишне уплаченного  (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных  средств и шасси или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного  сбора, взыскании судебных расходов в сумме 20 000 рублей,


[A2] УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2021,  оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного  апелляционного суда от 12.05.2021 и постановлением Арбитражного суда  Дальневосточного округа от 20.08.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе таможня ссылается на нарушение судами норм  материального и процессуального права, просит принятые судебные акты  отменить.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) кассационная  жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной  коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней  доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального  права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и  являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных  актов в кассационном порядке. 

Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов  в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как установлено судами, обращаясь к таможне с заявлением о возврате  излишне уплаченного утилизационного сбора, декларант сослался на неверный  расчет при определении суммы такого сбора в отношении ввезенных колесных  транспортных средств и шасси. По мнению общества, переплата возникла  ввиду ошибочного использования в расчете показателя «полная масса  транспортного средства» суммарного показателя фактической массы  транспортных средств и их технической характеристики – «грузоподъемности»,  в совокупности образующих такой показатель, как разрешенная максимальная  масса.


[A3] Оспариваемым решением таможенный орган отказал в удовлетворении  заявления со ссылкой на верность расчета и недоказанность факта излишней  уплаты данного сбора.

Оценив представленные в материалы дела доказательства,  руководствуясь положениями Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об  отходах производства и потребления», Правилами взимания, исчисления,  уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных  транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных  или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 26.12.2013  № 1291 «Об  утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и  о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской  Федерации» (далее – постановление  № 1291), правовой позицией, изложенной в  Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31.05.2016   № 14-П, от 05.03.2013  № 5-П, от 14.05.2009  № 8-П, от 28.02.2006  № 2-П, суды,  удовлетворяя заявленные требования, исходили из наличия факта излишней  уплаты утилизационного сбора и незаконности решения таможни об отказе в  возврате обществу излишне уплаченных сумм.

При этом суды учли то обстоятельство, что утвержденный  Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного  сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер  утилизационного сбора в отношении транспортных средств с учетом таких  технических характеристик, как максимальная масса груза, водителя и топлива,  в дополнение к фактической массе самого транспортного средства.

При этом из буквального прочтения положений Перечня, утвержденного  постановлением  № 1291, следует, что в целях определения коэффициента,  необходимого для расчета суммы утилизационного сбора, имеет значение  полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила,  утвержденные постановлением  № 1291, ни Перечень, утвержденный указанным  постановлением, не содержат указаний на необходимость определения полной 


[A4] массы транспортного средства как суммарного показателя фактической массы  транспортного средства и его грузоподъемности.

Выводы судов соответствуют позиции, ранее сформированной  Верховным Судом Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы таможни не могут служить  основанием для передачи жалобы на рассмотрение в порядке кассационного  производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации отказать. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации

Н.В. Павлова