НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2023 № 305-ЭС23-14779



ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
 № 305-ЭС23-14779

г. Москва Дело № А40-114094/2022 

Резолютивная часть определения объявлена 16.11.2023.

Полный текст определения изготовлен 28.11.2023.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации в составе: 

председательствующего судьи Борисовой Е.Е.,
судей Поповой Г.Г., Хатыповой Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Брусковы» на решение  Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2022, постановление Девятого  арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 и постановление  Арбитражного суда Московского округа от 10.05.2023 по делу   № А40-114094/2022 

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью  «Брусковы» к Департаменту городского имущества города Москвы о  признании права на имущественную поддержку в виде льготной ставки  арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м в год с 01.01.2021 и с 01.01.2022 в  размере 5 000 руб. за кв. м в год на нежилое помещение площадью 119, 4 кв. м,  расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бауманская, д. 23, по договору аренды  от 11.11.2004 № 01-00924/04, 

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, Правительства Москвы. 

При участии в судебном заседании представителей:  общества с ограниченной ответственностью «Брусковы» - Ивануха М.Б. 


Правительства Москвы - Кашиной Л.А.,
Департамента городского имущества города Москвы - Агатова А.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской  Федерации Борисовой Е.Е., а также выступления представителей сторон спора,  Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации 

УСТАНОВИЛА:

закрытым акционерным обществом «Братья Брусковы» (далее - ЗАО  «Братья Брусковы») и Департаментом городского имущества города Москвы  (далее - департамент) заключен договор аренды нежилого помещения от  11.11.2004 (далее - договор). 

Дополнительным соглашением от 11.09.2015 стороны продлили срок  действия договора по 01.07.2025. Размер ставки арендной платы определен с  11.09.2015 в размере 15 031 руб. за 1 кв. м в год по результатам оценки  рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях  договора аренды. 

Акционерами ЗАО «Братья Брусковы» принято решение от 02.09.2020 о  реорганизации путем выделения общества с ограниченной ответственностью  «Брусковы» (далее - ООО «Брусковы», общество) с передачей ему части прав и  обязанностей от реорганизуемого общества. Согласно передаточному акту все  права и обязанности, в том числе по оплате штрафов, пеней и неустоек по  объекту недвижимости по спорному договору передается обществу. 

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города  Москвы от 26.04.2021 по делу № А40-253359/2020 удовлетворены исковые  требования ООО «Брусковы» к департаменту о признании права на применение  льготной ставки арендной платы по договору в размере 4 500 руб. за 1 кв. м в  год на период с 01.01.2018 по 09.08.2019 и обязании Департамента произвести  перерасчет арендной платы исходя из установленных льготных ставок. 

Во исполнение указанного решения суда департаментом установлена  ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв. м в год на период с  01.01.2018 по 09.08.2019. 

Истец 27.04.2022 обратился с заявлением в департамент о предоставлении  льготной ставки арендной платы по договору на 2021-2022 годы. Письмом от  19.05.2022 в начислении арендной платы по льготным ставкам (4 500 руб. за 1  кв. м в год в 2021 и 5 000 руб. за 1 кв. м в год в 2022) истцу отказано ввиду  отсутствия оснований. 

Ссылаясь на незаконность отказа департамента в предоставлении  льготной ставки арендной платы, ООО «Брусковы» обратилось в арбитражный  суд с требованиями по настоящему делу. 

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2022,  оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного  апелляционного суда от 25.01.2023 и постановлением Арбитражного суда  Московского округа от 10.05.2023, исковые требования удовлетворены 


частично, за истцом признано право на применение льготной ставки арендной  платы по договору от 11.11.2004 № 01- 00924/04 в размере 4 750 руб. за кв. м в  год с 10.03.2021 и с 01.01.2022 в размере 5 000 руб. за кв. м в год, в  удовлетворении остальной части иска отказано. 

Разрешая спор, суды руководствовались положениями статей 309, 310,  614 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от  24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в  Российской Федерации» (далее - Закон о малом и среднем  предпринимательстве), постановления Правительства Москвы от 25.12.2012   № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого  предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в  имущественной казне города Москвы» (далее - постановление № 800-ПП). 

При этом суды исходили из того, что сторонами спора без проведения  торгов заключен договор аренды, право на применение льготной арендной  ставки возникло у истца на основании принятых Правительством Москвы  нормативных актов, между тем, ответчиком не представлено доказательств  несоответствия истца критериям, указанным в постановлении № 800-ПП, для  предоставления льготной арендной ставки, в связи с чем пришли к выводу, что  ставка арендной платы в период с 10.03.2021 (момент включения ООО  «Брусковы» в Единый реестр субъектов малого и среднего  предпринимательства) должна составлять 4 750 руб. за 1 кв. м, с 01.01.2022 –  5 000 руб. за 1 кв. м., отказав в признании права на применение льготной ставки  арендной платы за период с 01.01.2021 по 10.03.2021 с учетом обстоятельств,  установленных при рассмотрении дела № А40-126085/2021 Арбитражного суда  города Москвы. 

ООО «Брусковы» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с  кассационной жалобой на судебные акты судов первой, апелляционной и  кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение судами норм материального  права. 

Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города  Москвы представлен в Верховный Суд Российской Федерации отзыв, в котором  они просят оставить в силе обжалуемые судебные акты, ссылаясь на  правомерность содержащихся в них выводов. 

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке  кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения  норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли  на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе,  Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской 


Федерации пришла к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению в силу  следующего. 

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства определено  законодателем в статье 3 Закона о малом и среднем предпринимательстве,  которыми являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и  индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями,  установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в  том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых  внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. 

В соответствии со статьей 4 Закона о малом и среднем  предпринимательстве базовыми критериями, на основании которых происходит  выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются: 

- структура уставного либо складочного капитала;
- средняя численность работников;

- объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая  стоимость активов. 

Пунктом 2 статьи 4.1 Закона о субъектах малого и среднего  предпринимательства предусмотрено, что ведение единого реестра субъектов  малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за  соблюдением законодательства о налогах и сборах. 

Согласно Письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации  от 20.01.2020 № ГД-4-14/615@ «О ведении Единого реестра субъектов малого и  среднего предпринимательства» Федеральная налоговая служба является  оператором Единого реестра субъектов малого и среднего  предпринимательства (далее - реестр). 

Статьей 6 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства  установлено, что государственная политика в области развития малого и  среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью  государственной социально-экономической политики и представляет собой  совокупность правовых, политических, экономических, социальных,  информационных, консультационных, образовательных, организационных и  иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской  Федерации, органами государственной власти субъектов Российской  Федерации, органами местного самоуправления и направленных на  обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим  Федеральным законом. 

Основными целями государственной политики в области развития малого  и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 


4) оказание содействия субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ,  услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской  Федерации и рынки иностранных государств; 

В целях реализации полномочий города Москвы по управлению  государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона о  развитии малого и среднего предпринимательства Правительством Москвы  принято постановление от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной  поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты  нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы», в  соответствии с которым субъектам малого предпринимательства установлена  имущественная поддержка в виде льготной ставки арендной платы. 

Таким образом, законодателем выделена специальная группа субъектов,  обладающих определенными признаками, которой государством  предоставлены льготы в определенных сферах деятельности. 

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от  15.07.2010 № 1209-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы  общества с ограниченной ответственностью «Ибис-Максима» на нарушение  конституционных прав и свобод положениями пунктов 3 и 4 статьи 3,  подпунктов «а» и «б» пункта 3 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях  отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной  собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной  собственности и арендуемого субъектами малого и среднего  предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» указал, что цель принятого закона состоит в  оказании адресной поддержки субъектам малого и среднего  предпринимательства посредством установления для них временной  преференции, направленной на их участие в приватизации. Положения пунктов  3 и 4 статьи 3, подпунктов «а» и «б» данного Федерального закона,  устанавливая в целях обеспечения гарантий прав субъектов публичной  собственности ряд критериев и условий, которым должны соответствовать  объекты недвижимости, подпадающие под его действие, не предполагают  необоснованного отказа заявителю в реализации им преимущественного права  на приобретение арендуемого помещения и сами по себе не могут  рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы  заявителя, перечисленные в жалобе. 


Преференции, указанные в приведенном законе, и направленные на  участие в приватизации арендуемого государственного и муниципального  имущества субъектами малого и среднего предпринимательства на условиях  преимущественного права, могут иметь иной характер, но с той же целью  обеспечения благоприятных условий для развития этими субъектами своей  деятельности. 

Таким актом является постановление № 800-ПП, согласно которому  субъектам малого и среднего предпринимательства на определенных условиях  предоставляются льготные арендные ставки. При этом постановлением   № 800-ПП не регламентировано такое основание для отказа в предоставлении  государственной поддержки как отсутствие в реестре субъектов малого  предпринимательства сведений о хозяйствующем субъекте. 

Учитывая цель предоставления хозяйствующим субъектам возможности  применения льготных арендных ставок, как меры их поддержки, не допустим  необоснованный отказ уполномоченного органа в реализации такого права  субъектом. 

Разрешая спор, суды установили, что департаментом письмом от  19.05.2022 отказано в применении при расчете арендной платы льготной  ставки. 

При этом департамент не конкретизировал правовое основание для  отказа, указав, что основания для перерасчета ставки арендной платы с  10.03.2021 отсутствуют. В приведенном ответе департаментом для обоснования  отказа в применении меры государственной поддержки не было указано на  отсутствие в реестре субъектов малого предпринимательства сведений об  истце. 

Между тем суды, рассматривая настоящий спор и отказывая в  удовлетворении требования о применении льготной арендной ставки за период  с 01.01.2021 по 10.03.2021, не опровергая наличия у общества критериев  относимости к субъектам малого и среднего предпринимательства, исходили из  отсутствия в реестре сведений в отношении истца в спорный период. 

Такой вывод судов нельзя признать правомерным.

Из положений, закрепленных в статье 4.1 Закона о субъектах малого и  среднего предпринимательства, следует, что единый реестр – это размещенная  в открытом доступе в сети «Интернет» на официальном сайте уполномоченного  органа база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при  обращении к которой можно подтвердить принадлежность того или иного  хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего  предпринимательства. 

Между тем, исходя из содержания вносимых сведений и цели ведения  такого учета, внесение сведений в единый реестр субъектов малого и среднего  предпринимательства и исключение сведений из реестра, носит учетно-информационный характер, представляет собой базу данных (сведений) о таких  субъектах. 

Как следует из взаимосвязанных положений статей 4 и 4.1 Закона о  развитии малого и среднего предпринимательства основанием отнесения 


хозяйствующего субъекта к субъектам малого предпринимательства является  не наличие сведений о нем в реестре, а его соответствие предъявляемым  законом требованиям и критериям (статья 4 Закона о развитии малого и  среднего предпринимательства). 

Законодателем установлена административная процедура,  предшествующая предоставлению хозяйствующим субъектам мер  государственной поддержки, результатом которой является определенная  преференция. 

Между тем при наличии споров с непосредственно уполномоченными на  оказание поддержки органами о соответствии заинтересованных в получении  мер государственной поддержки лиц установленным законом критериям, такие  лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. 

Разрешая вопрос об отнесении хозяйствующего субъекта к субъектам  малого и среднего предпринимательства, суды, располагая информацией об  отсутствии сведений о субъекте в реестре, не должны ограничиваться лишь  этой информацией, поскольку такой факт не является безусловным  препятствием для применения имущественной поддержки, в данном случае в  виде льготной ставки арендной платы. 

Факт соответствия хозяйствующего субъекта критериям, предъявляемым  для получения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства,  подлежит проверке судом при рассмотрении возникшего спора, при этом  сторона возражающая относительно соответствия субъекта содержащимся в  нормативных актах положениях, вправе опровергнуть этот факт. 

Следует отметить, что постановление № 800-ПП, устанавливая ставки  арендной платы для субъектов малого предпринимательства, при этом не  содержит требования о необходимости подтверждения хозяйствующим  субъектом статуса субъекта малого предпринимательства посредством наличия  соответствующих сведений в реестре. 

При таких обстоятельствах судам следовало исследовать и оценить  представленные заинтересованной стороной спора доказательства в порядке  статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и  установить, соответствует ли фактически хозяйствующий субъект в спорный  период критериям, предъявляемым к субъектам малого и среднего  предпринимательства и установленным статьей 4 Закона о малом и среднем  предпринимательстве. 

Отказывая частично в удовлетворении требования ООО «Брусковы» со  ссылкой на судебные акты по делу № А40-126085/21, суды не учли, что все  обстоятельства, необходимые для разрешения настоящего дела подлежали  установлению в данном деле, и им должна быть дана самостоятельная  правовая оценка. 

Таким образом, выводы судов по настоящему делу не могут быть  признаны законными и обоснованными, соответствующими нормам  материального права. 

На основании изложенного судебная коллегия полагает, что обжалуемые  судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального 


права, повлиявшими на исход дела и без устранения которых невозможны  восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем  подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, а дело – направлению на  новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Руководствуясь статьями 167, 176, 291.11–291.15 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2022,  постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2023 и  постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.05.2023 по делу   № А40-114094/2022 отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города  Москвы. 

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и  может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской  Федерации в трехмесячный срок. 

Председательствующий судья Е.Е. Борисова 

Судьи Г.Г. Попова

 Р.А. Хатыпова