ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ Ф ЕДЕРАЦИИ
г. Москва
14. 02.2018
ОПРЕДЕЛ ЕНИЕ
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общ № ес 3т0ва2 -сЭ оСг2р3а-н6и9ч3е5н ной ответственностью «Йозеф
Гартнер» (кредитор в деле о банкротств е ответчика, далее – общество «Йозеф Гартнер») на решение Арбитражного суда Московской области от 24.03.2017,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017
г. Ми опсоксвтаа новление Арбитражного суда Мос к о в с к о г о о к р у г а о т 1 8 . 1 0 .1250.0197. 2п0о2 3
делу № А41-13393/2017
п о иску акционерного общества «Талем Ятырым Иншаат Ве Тиджарет Аноним Ширкети» (далее – Компания) к обществу с ограниченной ответственностью
Резолютивная часть определения объявлена 12.09.2023. «Стройальянс» (далее – Общество) о взыскании 7 388 700
долПлаорлонвы йС ШтекАс тз аодпорлеждеелненноисят ии зиг о3т0о7в л5е0н9 ,1756.0 д9о.2л0л2а3р.о в США процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом изменения размера
исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального
Судебная коллегикяо пдое кэскао Рноомссиичйессккиомй Фспеодреарма цВиеир)х, овного Суда Российской Федерации в составе:
установил:
председательствующего судьи Чучуновой Н.С.,
решенсиуедме йА Прбоипторвааж Вн.оВг.о, Яскуидма оМвао сАк.оАв.с, кой области от 24.03.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем от 21.06.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от видеоконференц1-8св.1я0зи.2 0п1р7и,иссокдоевйыстев тирие бАорвбаинтиряа уждноовглое тсвуодрае нКыр.а сноярского края В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, кассационную жалобу Енисейского межрегионального управления Федеральной
общество «Йозеф Гартнер», ссылаясь на нарушение судами норм
мслаутжербиыа лпьон ногаод зио рпур овц сефссеураел пьрниоргод порпаовлаь,з повраонсиятонтам рееншиетньи уек аАзрабнинтыреа жсундоегоб нсыуед а Республики Хакаакстиыя и онта пр1а5в.0и7т.ь2 0д2ел2,о нпао нстоавнооев рлаеснсимео тТрернетиьее.г о арбитражного
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11
аАпреблилтярцаижоннноогого п рсоуцдеас суоатл ьн1о1г.1о1 к.2о0д2е2к саи Р опссоистйаснкоовйл Фенеидее раАцрибии,т краасжснаоцгиоо ннсауяд а Вжоаслтообчан оп-оСдилбеижристк опгеор оекдраучгеа д олтя 0р9а.с0с2м.2о0т2р3е пнои яд евл суу №де бАн7о4м-6 з2а8с/е2д0а2н2и. и Судебной
коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные
В судебном заседании приняли участие представители: в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм
материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших
на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем таких оснований по результатам изучения состоявшихся по
делу судебных актов и доводов кассационной жалобы не установлено.
Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Макарова Елена Александровна (по доверенности от 12.10.2022 № 01-2/20-14783),
общества с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы» – ФИО2 (по доверенности от 06.12.2022 № 32).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Чучуновой Н.С., объяснения участвовавших в судебном заседании представителей сторон, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
У С Т А Н О В И Л А:
Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Хакасские коммунальные системы» (далее – Общество) о взыскании 1 307 657 рублей 03 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС), рассчитанной с учетом коэффициентов 25 и 5, за период с 16.10.2019 по 31.12.2019, соответственно, в том числе: 723 690 рублей 41копеки платы за выброс загрязняющих веществ стационарными объектами, 538 117 рублей 05 копеек платы за размещение отходов производства и потребления.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.07.2022, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2023, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой
ссылается на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.07.2023 № 302-ЭС23-6935 жалоба вместе с делом № А74-628/2022 Арбитражного суда Республики Хакасия переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебном заседании судебной коллегии представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Представитель Общества возражал по доводам поступившего в суд отзыва против удовлетворения кассационной жалобы и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, Управление является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за НВОС.
В свою очередь, Общество осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории, в связи с чем обязано вносить соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Управления от 25.09.2013 № 227 Обществу утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 25.09.2013 по 24.09.2018; распоряжением Управления от 22.11.2013 № 100 утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на 5 лет, то есть до 22.11.2018.
За период с 01.01.2019 по 15.10.2019 Обществом на основании уточненных деклараций от 10.03.2020, 07.05.2020, 24.11.2020 внесена плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов производства и потребления в размере 2 868 242 рубля 10 копеек и 2 226 744 рубля 28 копеек, с применением коэффициентов 25 и 5, соответственно, за период с 01.01.2019 по 15.10.2019.
Обращаясь с настоящим иском, Управление ссылалось на наличие у Общества задолженности по внесению платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов производства и потребления за период с 16.10.2019 по 31.12.2019, исчисленной с учетом коэффициентов 25 и 5.
Возражая против удовлетворения требований, Общество указало на отсутствие оснований требовать оплаты задолженности, поскольку Декларация о воздействии на окружающую среду в предусмотренный законом срок ответчиком представлена; производственный процесс в 2019 году по сравнению с 2018 годом остался неизменным; объемы выбросов загрязняющих веществ и образования отходов производства и потребления не превышают значений и нормативов, установленных в прежней разрешительной документации, в связи с чем исчисление платы в спорный период с учетом коэффициентов 25 и 5 необоснованно.
Суды, руководствуясь статьями 3, 16, 16.1, 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), статьями 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 219-ФЗ), пунктами 5, 12 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 50, пунктами 7, 8 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.08.2014 № 349, Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), отказали в удовлетворении требований, придя к выводу об отсутствии у Общества задолженности перед
Управлением по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку по окончании срока действия (в 2018 году) утвержденных ранее нормативов и лимитов технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ остались в спорном периоде неизменными; превышение нормативов выбросов и лимитов при размещении отходов производства и потребления не установлено.
Судами отмечено, что в октябре 2019 года Общество направило в Управление декларацию о воздействии на окружающую среду; 10.03.2020, 07.05.2020, 24.11.2020 представило уточненные декларации, исчислило с применением коэффициентов 25 и 5 и уплатило за период с 01.01.2019 по 15.10.2019 (в которых произошло превышение установленных лимитов) плату за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами в размере 2 868 242 рубля 10 копеек, а также плату за размещение отходов и потребления в размере 2 226 744 рубля 28 копеек. Само по себе нарушение срока направления декларации или технического отчета не является основанием для начисления платы с учетом повышающих коэффициентов.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ).
Согласно положениям статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), технологические нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Пунктом 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются повышающие коэффициенты.
Судами установлено, что в период с 25.09.2013 по 24.09.2018 Обществу были определены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (утверждены приказом Управления от 25.09.2013 № 227), а в период с 20.11.2013 по 22.11.2018 – нормативы образования отходов и лимитов на их размещение (утверждены приказом Управления от 22.11.2013 № 100).
Законом № 219-ФЗ с 01.01.2019 введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий.
В силу статьи 22 Закона № 7-ФЗ расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II
категории. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой, соответственно, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 указанного Закона.
С 01.01.2019 частью 2 статьи 18 Закона № 89-ФЗ на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, возложена обязанность разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 01.01.2019, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического
разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 настоящей статьи разрешений и документов (часть 1.2 статьи 11 Закона № 219-ФЗ).
Пунктом 11(3) Правил № 255 установлено, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в пункте 17 настоящих Правил.
В пункте 12 Правил № 255 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1904, применяемого к правоотношениям, возникшим с 01.01.2019) определено общее правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий в случае отсутствия у них разрешительных документов (комплексных экологических разрешений – для лиц, эксплуатирующих объекты I категории; декларации о воздействии на окружающую среду – для лиц, эксплуатирующих объекты II категории; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов – для лиц, эксплуатирующих объекты III категории) – такие лица при расчете платы используют формулы, содержащие в себе повышающие коэффициенты (пункты 20 и 21(1) Правил № 255).
Как усматривается из материалов дела, срок действия установленных Обществу нормативов на выбросы загрязняющих веществ и образования отходов
и лимитов на их размещение истек в 2018 году (24.09.2018 и 22.11.2018, соответственно). Данный факт подтвержден вступившим в силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29.07.2022 по делу № А74-12266/2020 (за размещение отходов после истечения срока действия лимитов на размещение отходов с Общества взыскана плата за HBOC с применением повышающих коэффициентов).
Обществом 11.10.2019 в Управление направлена декларация о воздействии на окружающую среду, которая не была доставлена органом почтовой связи и возвращена по причине неверного указания адреса Управления. Повторно декларация о воздействии на окружающую среду и вторая уточненная декларация были направлены Обществом 24.11.2020 и в тот же день получены Управлением. Таким образом, декларации о воздействии на окружающую среду была представлена по истечении срока действия соответствующих разрешений.
Вывод судов о том, что представление декларации о воздействии на окружающую среду с нарушением установленного срока при неизменности лимитов и нормативов, установленных в предшествующей разрешительной документации, не является основанием для начисления платы с учетом повышающих коэффициентов, не соответствует положениям статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ, статьи 11 Закона № 219-ФЗ, согласно которым именно представление декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в части 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешений и документов является фактом, подтверждающим наличие разрешительных документов у юридического лица.
Утверждение судов о действии ранее выданных лимитов в связи с наличием у Общества в 2019 технического ответа о неизменности производственного процесса в области обращения с отходами противоречит действующему законодательству, так как с 01.01.2019 представление технического отчета, в том числе, для подтверждения действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не требуется.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм
материального права, при неполном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора, поэтому на основании части 1 статьи 291.11 АПК РФ данные акты подлежат отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакассия.
При новом рассмотрении дела суду следует, правильно применив нормы материального права и проверив расчет задолженности, разрешить спор.
Руководствуясь статьями 291.11-291.15 АПК РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15.07.2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.11.2022 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2023 по делу № А74-628/2022 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения
и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья Н.С. Чучунова
Судья В.В. Попов
Судья А.А. Якимов