НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 15.06.2020 № 93-КГ20-2

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 93-КГ20-2-К9

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15 июня 2020 г. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации в составе 

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной СВ.

рассмотрела в открытом судебном заседании 15 июня 2020 г.  кассационную жалобу Усовой Евгении Александровны на решение  Магаданского городского суда Магаданской области от 5 марта 2019 г.,  апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам  Магаданского областного суда от 14 мая 2019 г. и определение судебной  коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей  юрисдикции от 5 декабря 2019 г. 

по делу № 2-515/2019 Магаданского городского суда Магаданской  области по иску Усовой Евгении Александровны к Министерству труда и  социальной политики Магаданской области о признании незаконным решения  об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, о возложении обязанности  назначить пенсию за выслугу лет. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Усовой Е.А. по  доверенности Данилова О.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, 


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

Усова Е.А. 18 января 2019 г. обратилась в суд с иском к Министерству  труда и социальной политики Магаданской области о признании незаконным  решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, о возложении  обязанности назначить пенсию за выслугу лет. 

В обоснование заявленных требований Усова Е.А. указала, что, имея  необходимый стаж государственной гражданской службы Магаданской области  в связи с замещением в период с 1 августа 2014 г. по 13 сентября 2018 г.  государственной должности Магаданской области (аудитор  Контрольно-счётной палаты Магаданской области), 17 сентября 2018 г.  обратилась в Министерство труда и социальной политики Магаданской области  с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом  Магаданской области от 14 марта 2015 г. № 1718-03 «О пенсионном  обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» (далее также - Закон  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области»). 

Решением Министерства труда и социальной политики Магаданской  области от 1 ноября 2018 г. Усовой Е.А. отказано в назначении пенсии за  выслугу лет как государственному гражданскому служащему Магаданской  области со ссылкой на пункт 11 статьи 1 Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области»,  поскольку в период с 1 августа 2014 г. по 1 мая 2018 г. Усовой Е.А. была  установлена пенсия за выслугу лет как федеральному государственному  гражданскому служащему в соответствии с Федеральным законом  от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном  обеспечении», которая в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 этого  же закона назначается бессрочно. 

Усова Е.А. считает решение Министерства труда и социальной политики  Магаданской области об отказе в назначении ей пенсии за выслугу лет по  нормам Закона Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу  лет в Магаданской области» незаконным, поскольку она не является  получателем пенсии за выслугу лет как федеральный государственный  гражданский служащий. Выплата пенсии за выслугу лет как федеральному  государственному гражданскому служащему Усовой Е.А. была прекращена  с 1 мая 2018 г., а в силу статьи 3, пункта 3.1 статьи 7 Федерального закона  от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации» ей предоставлено право выбора одного из видов  пенсии за выслугу лет при наличии у неё одновременно права на эти пенсии.  Кроме того, оспариваемое решение принято с нарушением установленного 


пунктом 7 статьи 5 Закона Магаданской области «О пенсионном обеспечении  за выслугу лет в Магаданской области» срока, также не соблюдён пятидневный  срок письменного извещения Усовой Е.А. о принятом решении с указанием  причин отказа в назначении пенсии. 

Усова Е.А. просила признать незаконным решение Министерства труда и  социальной политики Магаданской области от 1 ноября 2018 г. об отказе в  назначении ей пенсии за выслугу лет и обязать Министерство труда и  социальной политики Магаданской области назначить ей пенсию за выслугу  лет с 1 ноября 2018 г. в соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона Магаданской  области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области». 

Представители ответчика в суде иск не признали.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области  от 5 марта 2019 г. Усовой Е.А. отказано в удовлетворении иска. 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам  Магаданского областного суда от 14 мая 2019 г. решение суда первой  инстанции оставлено без изменения. 

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого  кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2019 г. решение суда  первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной  инстанции оставлены без изменения. 

В кассационной жалобе, поданной Усовой Е.А. в Верховный Суд  Российской Федерации, содержится просьба об отмене принятых по делу  судебных постановлений, как незаконных. 

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 5 марта  2020 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю.  дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же  определением от 12 мая 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

В судебное заседание суда кассационной инстанции извещённые  надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец Усова Е.А. и  представитель ответчика Министерства труда и социальной политики  Магаданской области не явились. От истца Усовой Е.А. в электронном виде  поступило заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. От представителя  ответчика Министерства труда и социальной политики Магаданской области  сведений о причинах неявки не поступило. Судебная коллегия по гражданским  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 390 ,  частью 4 статьи 39012 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся  лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  письменных возражений на неё Министерства труда и социальной политики 


4

Магаданской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного  Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, ' 

поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке  обжалуемых судебных постановлений. 

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в  кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального  права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и * 

без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (статья 390 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации). 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела 1 

судами первой и апелляционной инстанций, а также кассационным судом  общей юрисдикции были допущены такого рода существенные нарушения  норм материального права, и они выразились в следующем. » 

Судом установлено и следует из материалов дела, что Усова Е.А. !

с 26 октября 2013 г. является получателем трудовой пенсии по старости на  основании подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона  от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской  Федерации» в связи с работой в районах Крайнего Севера. 

Решением Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 октября  2014 г. Усовой Е.А. с 1 августа 2014 г. назначена пенсия за выслугу лет как  федеральному государственному гражданскому служащему в соответствии с * 

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 

На основании заявления Усовой Е.А. решением Пенсионного фонда  Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. выплата указанной пенсии за  выслугу лет с 1 августа 2014 г. приостановлена в связи с поступлением  Усовой Е.А. на государственную гражданскую службу субъекта Российской ; 

Федерации - Магаданской области.

С 1 августа 2014 г. Усова Е.А. замещала государственную должность |  Магаданской области - аудитора Контрольно-счётной палаты Магаданской | 

области.

федеральному государственному гражданскому служащему на основании  Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном [ 

пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в связи с назначением }

пенсии за выслугу лет как государственному гражданскому служащему { 


субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта  Российской Федерации. 

Решением Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 мая 2018 г.  выплата пенсии Усовой Е.А. за выслугу лет как федеральному  государственному гражданскому служащему прекращена с 1 мая 2018 г. в связи  с назначением пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством  Магаданской области. 

Приказом Контрольно-счётной палаты Магаданской области  от 22 августа 2018 г. № 91к в связи с досрочным прекращением полномочий в  соответствии со статьёй 7 Закона Магаданской области от 24 октября  2011 г. № 1428-03 «О Контрольно-счётной палате Магаданской области»  Усова Е.А. освобождена от замещения государственной должности  Магаданской области - аудитора Контрольно-счётной палаты Магаданской  области 13 сентября 2018 г. и уволена в связи с выходом на пенсию по  старости. 

Решением Министерства труда и социальной политики Магаданской  области от 1 ноября 2018 г. Усовой Е.А., замещавшей должность  государственной гражданской службы Магаданской области - аудитора  Контрольно-счётной палаты Магаданской области, отказано в назначении  пенсии за выслугу лет на основании пункта 11 статьи 1 Закона Магаданской  области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области». 

В письме от 1 ноября 2018 г. № 356 Министерство труда и социальной  политики Магаданской области сообщило Усовой Е.А. о том, что в  соответствии с пунктом 11 статьи 1 Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» пенсия за  выслугу лет не назначается лицам, которым установлена пенсия за выслугу лет  в соответствии с федеральным законодательством. По информации,  предоставленной из государственного учреждения - Управления Пенсионного  фонда Российской Федерации в г. Магадане (межрайонное), Усовой Е.А.  назначена пенсия за выслугу лет как федеральному государственному  служащему в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г.   № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской  Федерации». Подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 указанного закона установлено,  что пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет  назначается бессрочно. 


Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований  Усовой Е.А. о признании незаконным решения Министерства труда и  социальной политики Магаданской области об отказе в назначении ей пенсии  за выслугу лет, суд первой инстанции сослался на положения пункта 11  статьи 1 Закона Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу  лет в Магаданской области» о круге лиц, которым не назначается пенсия за  выслугу лет по нормам этого закона, и пришёл к выводу о том, что данный  закон связывает возможность назначения пенсии за выслугу лет не с фактом  выплаты пенсии за выслугу лет лицу как федеральному государственному  гражданскому служащему, а с фактом её назначения. 

При этом суд первой инстанции указал, что установление порядка и  условий предоставления права на пенсию государственных гражданских  служащих субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектов  Российской Федерации является правом законодателя такого субъекта. Кроме  того, согласно вступившему в законную силу решению Магаданского  областного суда от 15 декабря 2017 г. об отказе в признании недействующими  пункта 11 статьи 1, пункта 8 статьи 2, пункта 6 статьи 7 Закона Магаданской  области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области»  эти нормы устанавливают условия и порядок назначения и перерасчёта пенсии  за выслугу лет лицам, замещающим должности государственной гражданской  службы Магаданской области, должности муниципальной службы в  Магаданской области, государственные должности Магаданской области на  постоянной профессиональной основе, которая является дополнительным  обеспечением указанных лиц, порядок и условия которого не  регламентируются положениями федеральных законов от 27 июля 2004 г.   № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и  от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации  от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам,  замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности  федеральной государственной гражданской службы». 

Поскольку Усовой Е.А. решением Пенсионного фонда Российской  Федерации с 1 августа 2014 г. была назначена пенсия за выслугу лет как  федеральному государственному гражданскому служащему в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», суд первой инстанции не  нашёл правовых оснований для признания незаконным решения Министерства  труда и социальной политики Магаданской области от 1 ноября 2018 г. об  отказе в назначении Усовой Е.А. пенсии за выслугу лет и для возложении  обязанности назначить Усовой Е.А. пенсию за выслугу лет по нормам Закона  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области». 


Как полагал суд первой инстанции, то обстоятельство, что выплата  пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому  служащему по нормам Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  Усовой Е.А. с 1 мая 2018 г. была прекращена в связи с назначением ей пенсии  за выслугу лет в соответствии с законодательством Магаданской области, не  означает, что пенсия за выслугу лет как федеральному государственному  служащему не была установлена, а свидетельствует лишь о том, что выплата  денежных средств пенсионным органом не производится. Усова Е.А. не лишена  правовой возможности обратиться в пенсионный орган с заявлением о  восстановлении выплаты пенсии за выслугу лет. 

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой  инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что правовое  регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных  служащих субъектов Российской Федерации, осуществляемого за счёт средств  субъектов Российской Федерации, отнесено к компетенции органов субъектов  Российской Федерации. Федеральными законами определены границы, в  пределах которых органы субъектов Российской Федерации в соответствии с  законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень  дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для  государственных служащих субъектов Российской Федерации. Поскольку  финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих субъектов  Российской Федерации осуществляется за счёт собственных доходов  соответствующих субъектов Российской Федерации, то они с учётом  бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия  выплаты такой пенсии государственным служащим субъектов Российской  Федерации. В связи с изложенным суд апелляционной инстанции отклонил как  необоснованную ссылку Усовой Е.А. на статьи 2,3,22 Федерального закона от  15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», статью 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.   № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку, по мнению суда апелляционной  инстанции, указанные нормы не определяют порядок и условия реализации  права на дополнительные социальные гарантии государственным служащим  Магаданской области, которые определены Законом Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области». 

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда  общей юрисдикции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции и  апелляционное определение суда апелляционной инстанции, пришла к  аналогичным выводам, сославшись в дополнение к позиции судебных  инстанций на то, что на основании подпункта 5 пункта 8 статьи 5 Закона  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области» назначение в соответствии с федеральным или 


областным законодательством, законодательством иного субъекта Российской  Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами  ежемесячного пожизненного содержания, дополнительного пожизненного  ежемесячного материального обеспечения, ежемесячной доплаты к страховой  пенсии по старости (инвалидности), пенсии за выслугу лет является основанием  для отказа в назначении пенсии за выслугу лет. Положений,  предусматривающих возможность назначения лицу областной пенсии за  выслугу лет в случае прекращения ему выплаты пенсии за выслугу лет  федерального государственного гражданского служащего, равно как и иных  выплат, Закон Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу  лет в Магаданской области» не содержит. По мнению кассационного суда  общей юрисдикции, в связи с реализацией Усовой Е.А. права на получение  пенсии за выслугу лет как федеральным государственным гражданским  служащим, право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области» у неё не возникло. Приостановление или прекращение  выплаты пенсии за выслугу лет сами по себе не влекут отмену ранее  установленной пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с  подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 14 декабря 2001 г.   № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» бессрочно. 

Кассационный суд общей юрисдикции признал несостоятельными  доводы кассационной жалобы Усовой Е.А. о том, что она была лишена права на  выбор пенсии, установленного пунктом 3.1 статьи 7 Федерального закона  от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», указав на то, что право Усовой Е.А. на выбор пенсии  было реализовано при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с  федеральным законодательством, по её заявлению. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что выводы судебных инстанций основаны на  неправильном толковании и применении норм материального права,  регулирующих спорные отношения. 

Правовые, организационные и финансово-экономические основаны  государственной гражданской службы установлены Федеральным законом от  27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской  Федерации» (далее также - Федеральный закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации»). 

Государственная гражданская служба Российской Федерации - это вид  государственной службы, представляющей собой профессиональную  служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях  государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению  исполнения полномочий федеральных государственных органов, 


государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих  государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих  государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3  Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской  Федерации»). 

Государственная гражданская служба Российской Федерации  подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и  государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации  (часть 2 статьи 3 Федерального закона «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»). 

Одним из принципов гражданской службы в силу положений статьи 4  Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской  Федерации» является единство правовых и организационных основ  федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов  Российской Федерации, а согласно статье 6 названного закона взаимосвязь  гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных  видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы  Российской Федерации и принципов её построения и функционирования, а  также посредством соотносительности основных условий и размеров оплаты  труда, основных государственных социальных гарантий. 

Федеральный закон «О государственной гражданской службе  Российской Федерации» в числе основных государственных гарантий для  государственных гражданских служащих предусматривает их государственное  пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным  законом о государственном пенсионном обеспечении граждан в Российской  Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11  части 1 статьи 52 названного закона). 

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В настоящее время условия и порядок пенсионного обеспечения за  выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих определены  Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее  также - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации»). 

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные  государственные гражданские служащие имеют право на одновременное  получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной названным федеральным  законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной  пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых  пенсиях». 


Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским  служащим определены статьёй 7 Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Одним из таких условий  является определённый стаж государственной гражданской службы (пункты 1,  1.1 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации»). 

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения  государственной службы Российской Федерации, при замещении  государственной должности Российской Федерации, государственной  должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности,  замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также  в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах,  созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в  соответствии с международными договорами Российской Федерации  осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на  условиях, которые установлены для федеральных государственных  (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной  службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей  выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днём  увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей  гражданина, обратившегося с заявлением о её возобновлении. 

Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в  соответствии с названной статьёй, ежемесячное пожизненное содержание,  ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию)  или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение,  назначаемые и финансируемые за счёт средств федерального бюджета в  соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской  Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за  выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую  в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или  актами органов местного самоуправления в связи с замещением  государственных должностей субъектов Российской Федерации или  муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной  гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной  службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с названной статьёй  или одна из указанных выплат по их выбору (пункт 3.1 статьи 7 Федерального  закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской  Федерации»). 

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским  служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за 


счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных  бюджетов определяются законами и иными нормативными актами субъектов  Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (пункт 4  статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации»). 

Основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам,  замещающим должности государственной гражданской службы Магаданской  области, лицам, замещающим должности муниципальной службы в  Магаданской области, лицам, замещающим государственные должности  Магаданской области на постоянной профессиональной основе, размер,  условия, порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, а также  порядок реализации права на пенсионное обеспечение за выслугу лет лиц,  замещающих на постоянной основе должности депутата представительного  органа местного самоуправления, члена выборного органа местного  самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления,  установлены Законом Магаданской области от 14 марта 2014 г. № 1718-03  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области». 

Одним из условий назначения пенсии за выслугу лет государственным  гражданским служащим Магаданской области является наличие стажа  государственной гражданской службы Магаданской области,  продолжительность которого определяется согласно приложению 2 к  Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», исчисленного в соответствии с Законом Магаданской  области от 11 июня 2008 г. № 1014-03 «О периодах службы (работы),  включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы  Магаданской области, стаж замещения государственных должностей  Магаданской области» (пункт 1 статьи 1 Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области»). 

Согласно пункту 11 статьи 1 Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» пенсия за  выслугу лет в целях названного закона не назначается лицам, которым в  соответствии с федеральным или областным законодательством,  законодательством иного субъекта Российской Федерации, а также  муниципальными нормативными правовыми актами назначено ежемесячное  пожизненное содержание или установлено дополнительное пожизненное  ежемесячное материальное обеспечение, либо установлена пенсия за выслугу  лет, либо ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности). 

Назначение в соответствии с федеральным или областным  законодательством, законодательством иного субъекта Российской Федерации,  а также муниципальными нормативными правовыми актами ежемесячного  пожизненного содержания, дополнительного пожизненного ежемесячного  материального обеспечения, ежемесячной доплаты к страховой пенсии по 


старости (инвалидности), пенсии за выслугу лет является основанием для  отказа в назначении пенсии за выслугу лет (подпункт 5 пункта 8 статьи 5  Закона Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области»). 

Из приведённых нормативных положений федерального  законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Магаданской области - следует, что пенсия за выслугу лет федеральным  государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за  выслугу лет государственным гражданским служащим субъекта Российской  Федерации (Магаданской области) являются государственным пенсионным  обеспечением, обязательное условие которого - наличие определённого стажа  работы на государственной гражданской службе. Эти выплаты осуществляются  одновременно с выплатой страховой пенсии по старости. Тем самым  юридическая природа пенсии за выслугу лет федеральным государственным  гражданским служащим и пенсионного обеспечения за выслугу лет  государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации, в  данном случае Магаданской области, одинаковая, эти пенсии являются  выплатами по государственному пенсионному обеспечению. Следовательно,  при установлении порядка назначения и выплаты названных пенсий  федеральным государственным гражданским служащим и государственным  гражданским служащим субъекта Российской Федерации должен соблюдаться  принцип единства правовых и организационных основ федеральной  гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. 

В рамках действующего правового регулирования полномочие по ' 

реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан,  замещавших государственные должности и должности государственной  гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено  федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые  впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех  граждан Российской Федерации, проходящих государственную службу,  порядок пенсионного обеспечения, вправе самостоятельно устанавливать  условия и порядок пенсионного обеспечения за счёт собственных бюджетных ' 

средств, предусматривая различные виды социальных гарантий * 

государственным служащим, в том числе пенсию за выслугу лет, но с учётом  общих требований, установленных федеральным законом. 

Федеральным законодательством лицу, имеющему одновременно право  на пенсию за выслугу лет как федеральному государственному служащему в  соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации», и право на пенсию за выслугу лет,  устанавливаемую в соответствии с законодательством субъекта Российской  Федерации в связи с прохождением государственной гражданской службы в  субъекте Российской Федерации, предоставлено право выбора одной из этих \ 


пенсий по государственному пенсионному обеспечению: либо как  федеральному государственному служащему по нормам Федерального закона  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», либо  как государственному гражданскому служащему субъекта Российской  Федерации на основании нормативного правового акта субъекта Российской  Федерации. Такое право выбора пенсионного обеспечения за выслугу лет  может быть ограничено только федеральным законом. 

Установление субъектом Российской Федерации в нормативном  правовом акте условий и порядка реализации гражданином права на получение  пенсии за выслугу лет как государственным гражданским служащим субъекта  Российской Федерации, то есть пенсии по государственному пенсионному  обеспечению, не лишает гражданина, имеющего одновременно право на  пенсию за выслугу лет как федерального государственного гражданского  служащего и пенсию за выслугу лет как государственного гражданского  служащего субъекта Российской Федерации, гарантированного ему  федеральным законом права на выбор государственного пенсионного  обеспечения, в данном случае права на выбор пенсии за выслугу лет по нормам  Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации» или по нормам Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области». 

При реализации лицом, имеющим одновременно право на пенсию за  выслугу лет как федеральным государственным гражданским служащим на  основании Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации» и право на пенсию за выслугу лет как  государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации по  нормам законодательства субъекта Российской Федерации, в данном случае  Магаданской области на основании Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», права  выбора пенсии за выслугу лет по одному из этих оснований пенсия за выслугу  лет по иному основанию назначению и выплате не подлежит. 

Однако судебные инстанции положения норм законодательства субъекта  Российской Федерации - Магаданской области - в их взаимосвязи с нормами  федерального законодательства о праве лица, имеющего одновременно право  на пенсию за выслугу лет как федерального государственного гражданского  служащего и право на пенсию за выслугу лет как государственного  гражданского служащего субъекта Российской Федерации, на выбор пенсии за  выслугу лет по одному из указанных оснований к спорным отношениям не  применили, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у  Усовой Е.А. права на пенсию за выслугу лет по Закону Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области». 

Судебные инстанции не учли, что Усовой Е.А. при обращении в  Министерство труда и социальной политики Магаданской области с 


заявлением о назначении пенсии за выслугу лет было использовано  предоставленное Федеральным законом «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации» право выбора вида пенсионного  обеспечения, а именно пенсии за выслугу лет как государственному служащему  субъекта Российской Федерации - Магаданской области, по нормам Закона  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области», в связи с чем ею 20 апреля 2018 г. (то есть до  обращения в Министерство труда и социальной политики Магаданской области  с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по нормам Закона  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области») было направлено в Пенсионный фонд Российской  Федерации заявление об отказе от установленной пенсии за выслугу лет как  федеральному государственному гражданскому служащему в соответствии с  Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации». По заявлению Усовой Е.А. Пенсионным фондом  Российской Федерации было принято решение о прекращении выплаты ей  пенсии за выслугу лет как федеральному государственному гражданскому  служащему с 1 мая 2018 г. Эти обстоятельства вследствие неправильного  толкования норм материального права судебными инстанциями оставлены без  внимания и соответствующей правовой оценки. 

Суждение судебных инстанций о том, что пункт 11 статьи 1 Закона  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области» связывает возможность назначения пенсии за выслугу  лет по нормам этого закона не с фактом выплаты пенсии за выслугу лет как  федеральному государственному гражданскому служащему, а с фактом её  назначения, нельзя признать правомерным. 

Согласно абзацу двенадцатому статьи 2 Федерального закона  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  установление пенсии - это назначение пенсии, перерасчёт её размера, перевод с  одного вида пенсии на другой. 

Исходя из положений пункта 1 статьи 22 Федерального закона  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением  установления социальной пенсии по инвалидности ряду категорий граждан,  которые перечислены в названной норме. 

Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое  время после возникновения права на её установление без ограничения  каким-либо сроком (абзац второй пункта 1 статьи 22 Федерального закона  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). 

Порядок перерасчёта размера пенсии, в том числе перерасчёта размера  пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, 


определён пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 

Пенсия за выслугу лет (за исключением пенсии за выслугу лет  федеральным государственным гражданским служащим и пенсии за выслугу  лет гражданам из числа работников лётно-испытательного состава,  установленных к трудовой пенсии по инвалидности) назначается бессрочно  (подпункт 1 пункта 4 статьи 23 Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). 

По смыслу приведённых нормативных положений в их системной  взаимосвязи с нормативными предписаниями о праве выбора государственным  гражданским служащим одного из видов пенсионного обеспечения,  установление пенсии - это совокупность последовательных действий,  направленных на реализацию государственным гражданским служащим права  на государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет, что предполагает  не только обращение за этой пенсией, её непосредственное назначение  органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, пересчёт этой пенсии в  установленных законом случаях, но и её выплату. Используемый же  законодателем термин «бессрочно» при определении срока назначения пенсии  за выслугу лет государственному гражданскому служащему означает  отсутствие определённого законом срока назначения пенсии и, соответственно,  не исключает возможности отказа лица от назначенной ему пенсии. При этом  законодательством предусмотрено право выбора государственным  гражданским служащим, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу  лет по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации» и право на пенсионное обеспечение за  выслугу лет по законодательству субъекта Российской Федерации, в данном  случае Магаданской области, одной из полагающихся ему пенсий за выслугу  лет, и такое право может быть реализовано гражданином в соответствии с  действующим правовым регулированием с прекращением выплаты ранее  установленной пенсии по государственному пенсионному обеспечению. 

Поскольку в законодательстве не содержится нормативных предписаний  об отмене пенсии или аннулировании её установления, единственным из  предусмотренных законом способов отмены ранее выбранной гражданином  пенсии является прекращение её выплаты. 

Таким образом, указанный в пункте 11 статьи 1 Закона Магаданской  области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области»  термин «установлена пенсия» означает наличие на момент обращения  гражданина с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет как  государственному гражданскому служащему субъекта Российской Федерации  (Магаданской области) назначенной и выплачиваемой пенсии за выслугу лет  как федеральному государственному гражданскому служащему по нормам  Федерального закона «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Российской 


Федерации». Именно в таком правовым смысле применение положений пункта  11 статьи 1 Закона Магаданской области «О пенсионном обеспечении за  выслугу лет в Магаданской области» о круге лиц, которым не назначается  пенсия за выслугу лет по нормам этого закона, и корреспондирующего ему  подпункта 5 пункта 8 статьи 5 данного закона об отказе в назначении пенсии  за выслугу лет как государственному гражданскому служащему Магаданской  области в случае назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с  федеральным законом обеспечивает установленное Федеральным законом «О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право  выбора гражданина на одну из причитающихся ему видов пенсии за выслугу  лет по государственному пенсионному обеспечению. 

Судебные инстанции вследствие неправильного толкования положений  нормативного правового акта субъекта Российской Федерации - Магаданской  области - Закона Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу  лет в Магаданской области», определяющих понятие «установлена пенсия», в  их взаимосвязи с нормами Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации» об установлении пенсии и  о праве выбора государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет  пришли к ошибочному выводу о том, что пункт 11 статьи 1 Закона  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области» определяет в качестве основания к отказу в назначении  пенсии за выслугу лет по нормам этого закона факт однажды назначенной  гражданину пенсии за выслугу лет как федеральному государственному  гражданскому служащему в соответствии с Федеральным законом  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». 

Между тем, делая такой вывод, судебные инстанции не приняли во  внимание, что заявление об отказе от пенсии за выслугу лет как федеральному  государственному гражданскому служащему по нормам Федерального закона  «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»  оформлялось Усовой Е.А. по форме, предложенной Пенсионным фондом  Российской Федерации, а именно в форме заявления о прекращении выплаты  пенсии, и такое заявление о прекращении выплаты пенсии является  единственным предусмотренным законом способом реагирования пенсионного  органа как на отказ гражданина от данной пенсии, так и на перевод с пенсии за  выслугу лет на другой вид пенсии. 

В связи с приведённым вывод судебных инстанций о том, что  прекращение Усовой Е.А. выплаты пенсии за выслугу лет как федеральному  государственному гражданскому служащему не означает, что пенсия за  выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему не  была установлена, а свидетельствует лишь о том, что выплата денежных  средств пенсионным органом не производится, нельзя признать  соответствующим требованиям закона. 


Суждение суда апелляционной инстанции о том, что нормы статей 2, 3,  22 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации», статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.   № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не определяют порядок и условия  реализации права на дополнительные социальные гарантии государственным  служащим Магаданской области, которые установлены Законом Магаданской  области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет Магаданской области»,  сделано без учёта положений федерального законодательства о праве выбора  пенсии по государственному пенсионному обеспечению. При этом нормы  регионального законодательства, в данном случае Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», находясь  во взаимосвязи с нормами Федерального закона «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации», требованиям этого закона  не противоречат. Неправильное же толкование судебными инстанциями  содержащегося в пункте 11 статьи 1 Закона Магаданской области  «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области» термина  «установлена пенсия» не означает, что нормами данного закона предусмотрены  какие-либо иные условия и порядок реализации права государственного  гражданского служащего на получение пенсии за выслугу лет. 

Вывод суда кассационной инстанции о том, что право на выбор пенсии  было реализовано Усовой Е.А. при назначении ей пенсии за выслугу лет в  соответствии с федеральным законодательством по её заявлению, также нельзя  признать соответствующим закону. Этот вывод противоречит пункту 3.1  статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации» о праве выбора государственным гражданским  служащим государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет. Кроме  того, делая такой вывод, кассационный суд общей юрисдикции не дал правовой  оценки доводам Усовой Е.А. о том, что на момент назначения ей пенсии за  выслугу лет как федеральному государственному гражданскому служащему по  нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в  Российской Федерации» право на получение пенсии за выслугу лет по  законодательству Магаданской области у неё ещё не возникло. Это право  сформировалось у Усовой Е.А. только в процессе замещения государственной  должности Магаданской области, следовательно, возможность выбора вида  пенсионного обеспечения возникло у Усовой Е.А. только в момент её  обращения за пенсией по выслуге лет по законодательству Магаданской  области. 

Довод судебных инстанций (в обоснование отказа Усовой Е.А. в  удовлетворении исковых требований) на то, что положения Закона  Магаданской области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в  Магаданской области», в частности пункт 11 статьи 1 этого Закона, были  предметом судебной проверки в рамках нормоконтроля и недействующими не 


признаны, не имеет правового значения, поскольку Усова Е.А. по настоящему  делу не оспаривала названное нормативное положение Закона Магаданской  области «О пенсионном обеспечении за выслугу лет в Магаданской области», а  обращала внимание на его неправильное толкование ответчиком - Министерством труда и социальной политики Магаданской области, а  впоследствии и судебными инстанциями при решении вопроса о наличии у неё  права на пенсию за выслугу лет в соответствии с законодательством субъекта  Российской Федерации - Магаданской области. 

С учётом изложенного вывод судебных инстанций об отсутствии у  Усовой Е.А. права на пенсию за выслугу лет как государственного  гражданского служащего субъекта Российской Федерации - Магаданской  области - по нормам Закона Магаданской области «О пенсионном обеспечении  за выслугу лет в Магаданской области» нельзя признать соответствующим  закону. 

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций, а также  кассационным судом общей юрисдикции нарушения норм материального права  являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения  невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов  заявителя, что согласно статье 39014 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных  постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой  инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и  разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к  спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу  обстоятельствами. 

Руководствуясь статьями 39014, 39015, 39016 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по  гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 5 марта  2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам  Магаданского областного суда от 14 мая 2019 г. и определение судебной  коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей  юрисдикции от 5 декабря 2019 г. по делу № 2-515/2019 Магаданского  городского суда Магаданской области отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магаданский городской суд Магаданской области. 

Председательствующий
Судьи


I