НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2021 № 305-ЭС20-21025


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-ЭС20-21025

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

15 февраля 2021 года

Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев по материалам истребованного дела кассационную жалобу Департамента культурного наследия города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2019 по делу № А40-233167/2019, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.09.2020 по тому же делу

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (далее – учреждение, университет)к Департаменту культурного наследия города Москвы (далее – департамент)о признании недействительными предписаний от 08.02.2019                                                 №  ПР-АТС-117/2019, от 27.06.2019 № ПР-191/2019,

установила:

решением Арбитражного суда города Москвы от  12.12.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа  от 14.09.2020, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, департамент просит об отмене судебных актов, полагая их принятыми с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.

Как следует из судебных актов и материалов дела, за учреждением на праве оперативного управления с 05.03.2001 года закреплено нежилое здание по адресу: Москва, ул. Зубова, д. 142 стр. 1.

Указанное здание на основании решения Москомнаследия от 13.10.2010 принято под государственную охрану в качестве выявленного объекта культурного наследия: «Главный дом городской усадьбы Р.Р. Кошелева - ФИО1, конец XVIII в. - середина XIX в.; с 1866 г. Усачевско-Чернявское женское училище, 2-я половина XIX в. - начало XX в.; с 1930-х гг. общежитие Военной академии им. М.Ф. Фрунзе, 1939 г., архитектор ФИО2, инженер А. Аллендорф под руководством ФИО3». Уведомление о выявленном объекте культурного наследия направлено департаментом в адрес учреждения письмом от 29.08.2016 № ДКН-16-24-2210/6-49.

Департаментом в адрес учреждения выданы предписания:

от 08.02.2019 № АТС-117/2019 о проведении работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия (далее – предписание от 08.02.2019) с требованием разработать на основе инженерно-технического обследования проект по сохранению здания в срок до 15 10.2019;

от 27.06.2019 № ПР-191/2019 о проведении работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия (далее – предписание от 27.06.2019) с требованием выполнить противоаварийные работы на объекте в срок до 10.09.2019.

Полагая названные предписания необоснованными, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», сделали вывод о неисполнимости оспариваемых предписаний, установив отсутствие в течение длительного времени финансирования бюджетного учреждения по данному вопросу. Выделение средств из федерального бюджета на реконструкцию спорного объекта также не было включено в проект Федерального закона        «О федеральном бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов», что исключило возможность выполнить необходимые работы на объекте в текущий период; требования департамента ставят учреждение в зависимость от воли третьих лиц или наступления необходимых событий.

Судами также учтено, что решениями Московского городского суда от 24.05.2019 по делу № 7-5951/2019, от 16.07.2019 по делу № 7-6791/2019, постановлением Черемушкинского районного суда от 31.07.2019 по делу          № 5-615/19, принятыми по аналогичным предписаниям департамента,  прекращены производством дела об административном правонарушении в отношении учреждения. Суды указали на отсутствие вины учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку у учреждения объективно отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в связи с необеспечением учреждения средствами на финансирование капитальных вложений в необходимом объеме.

 В постановлении департамента от 24.12.2018 № 16-282АД2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении установлен факт принятия учреждением необходимых мер, направленных на выполнение соответствующих обязанностей, в течение продолжительного периода, а также отсутствие средств финансирования на объект в течение продолжительного периода по обстоятельствам, не зависящим от учреждения.

Учреждением также принимались меры для передачи спорного здания Министерству обороны Российской Федерации, однако в соответствии с письмом Росимущества от 14.06.2019 № СА-06/20055 спорное здание включено в перечень объектов недвижимого имущества, планируемых к передаче акционерному обществу «ДОМ. РФ» для вовлечения в хозяйственный оборот в рамках Федерального закона от 24.07.2009 № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», что свидетельствует о невозможности учреждения использовать здание в рамках исполнения государственного задания и исключает возможность подать заявку в рамках Федеральной адресной  инвестиционной программы с целью предоставления бюджетных инвестиций на соответствующие работы на объекте.

В настоящее время инициатива департамента по включение здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия не реализована, что ограничивает возможность заявителя подать заявку на финансирование мероприятий по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 22.10.2018 № Р-1465.

Юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами и получили надлежащую оценку, основанную на правильном применении норм материального и норм процессуального права.

Довод департамента о пропуске учреждением срока на обжалование предписаний был предметом исследования и оценки судов и мотивированно отклонен.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенном нарушении судами норм права, подразумевают несогласие с их выводами относительно обстоятельств дела, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в кассационной жалобе не содержится.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определила:

отказать Департаменту культурного наследия города Москвы в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

М.В. Пронина