НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2017 № А53-27878/16


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 308-ЭС17-14579

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

13 октября 2017 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу Министерства финансов Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2016 по делу № А53-27878/2016, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2017 по тому же делу,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Шаинидзе Ревази Мухамедович обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с Министерства финансов Ростовской области 581 896 рублей 64 копеек убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан льготного проезда транспортом общего пользования.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.12.2016 с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области за счет казны области в пользу предпринимателя Шаинидзе Р.М. взыскано
581 896 рублей 64 копейки.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 06.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением
от 16.06.2017 названные судебные акты оставил без изменения.

Министерство финансов Ростовской области обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.

Как установлено судами, предприниматель в 2015 году осуществлял перевозку льготных категорий пассажиров на основании контрактов с министерством труда от 06.03.2015 № 363-ап и от 24.02.2015 № 246-ап во исполнение постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011
№ 232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения», а также во исполнение областных законов о социальной поддержке определенных категорий граждан, в том числе с предоставлением льготного проезда на автомобильных пригородных и междугородних внутриобластных маршрутах.

Предприниматель ежемесячно составлял и предоставлял министерству труда реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан, содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также протоколы сверки электронных реестров о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах. Все протоколы сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан за спорный период приняты и подписаны специалистом министерства труда.

Согласно протоколам сверки электронных реестров за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан с августа по ноябрь 2015 года возмещению подлежало 1 433 127 рублей 35 копеек. Министерство труда возместило предпринимателю часть расходов, 581 896 рублей 64 копейки остались не возмещенными.

Ссылаясь на возникновение убытков в связи с предоставлением транспортных услуг льготным категориям граждан и неполное их возмещение, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999
№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» и исходили из того, что законодательством на публично-правовое образование возложена обязанность компенсировать транспортной организации понесенные расходы, связанные с оказанием услуг пассажирских перевозок отдельным (льготным) категориям граждан.

Установив, что факт перевозки истцом льготных категорий пассажиров подтвержден, причитающаяся в связи с этим компенсация исчислена в соответствии с нормативными актами Ростовской области с учетом доказанного количества перевезенных в спорный период пассажиров льготных категорий, суды признали требование в заявленном размере обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет средств казны Ростовской области, исходя из того, что убытки, возникли у истца в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки.

Доводы, изложенные в жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать Министерству финансов Ростовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Е.Н. Зарубина