НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2024 № А84-6553/2021


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 310-ЭС23-24262

г. Москва

12.02.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – управление) на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2023, постановление Двадцать первого апелляционного суда от 18.05.2023, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2023 по делу № А84-6553/2021,

установил:

управление обратилось в Арбитражный суд города Севастополя к государственному унитарному предприятию Севастополя «Водоканал» (далее – предприятие) с иском о взыскании 639 343 605 руб. 91 коп платы за негативное воздействие на окружающую среду (с учетом уточнения).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Севастополя, государственное казенное учреждение города Севастополя «Единая дирекция капитального строительства», Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя.

Решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.02.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2023 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2023, в удовлетворении иска отказано.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, управление обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права.

Изучив по материалам истребованного дела изложенные в жалобе доводы и принятые судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по которым кассационная жалоба вместе с делом могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам контроля за исчислением предприятием платы за негативное воздействие на окружающую среду, отраженной в соответствующей декларации за 2020 год, управлением составлен акт от 10.08.2021 №10-24/08/21.

Выявлены допущенные предприятием нарушения, а именно: расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по объекту негативного воздействия I категории произведен в пределах нормативов допустимых сбросов (НДС)/технологических нормативов (TH) со ссылкой на указанный в строке «разрешительные документы» отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (отчет ПЭК) от 11.01.2021 № 1 Срок действия с 01.01.2020 по 31.12.2020; некорректно применен коэффициент пересчета ставки платы по взвешенным веществам (Кп), равный 0,3; некорректно применен стимулирующий коэффициент при расчете суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Раздела 2 Декларации, Кво, равный 0,5; некорректно произведен расчет суммы платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты Раздела 2 Декларации на период отсутствия действующей разрешительной документации (с начала отчетного периода и до дня предоставления Декларации HBOC).

Управление выставило предприятию требование от 06.09.2021
№10- 25/09/21, которым исчислена плата за сбросы загрязняющих веществ
в водные объекты в сумме 721 999 096 руб. 46 коп и предложено добровольно уплатить в течение 10 календарных дней с момента получения. Расчет платы приведен в приложениях № 1 и № 2 к требованию.

Поскольку предприятие не исполнило требование добровольно, управление обратилось в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды, оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные управлением доказательства, руководствуясь положениями статей 16.3, 16.4 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Порядка предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3, Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила № 255), а также учтя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 05.03.2013 № 5, в определениях от 12.12.2002 № 284-О, от 22.12.2015 № 2987-О, пришли к выводу о необоснованности требования управления о взыскании с предприятия повышенной платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект.

При этом суды признали необоснованным применение надзорным органом повышающего коэффициента Кпр, равного 100 за сверхлимитное воздействие, а также утверждение о невозможности применения коэффициента пересчета платы по взвешенным веществам Кп, равного 0,3 (столбец 13 раздела 2 Декларации) и применения при расчете суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты раздела 2 Декларации, Кво, равного 0,5.

Выражая несогласие с судебными актами, управление, помимо прочего, указывает, что на отчетный период 2020 года у предприятия отсутствовали какие-либо действующие разрешительные документы на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, предусмотренные пунктом 12 Правил № 255.

По мнению заявителя жалобы, в отсутствие действующей разрешительной документации плата исчисляется как за сверхлимитное воздействие и применяется коэффициент Кпр, равный 100.

Управление также считает, что у предприятия не было оснований применять понижающие коэффициенты.

Приведенные доводы заслуживают внимания, в связи
с чем кассационная жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

передать кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 12.03.2024 в 11 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал № 3048 (подъезд 5).

Судья Верховного Суда Российской Федерации

В.В. Попов