НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2022 № А65-5797/2021

[A1] ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  № 306-ЭС22-3147

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва11.04.2022

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев  жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью «ЮИТ Сервис  Казань» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2021,  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 и  постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.2022 по делу   № А65-5797/2021,

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства  Республики Татарстан» (далее – Фонд) обратилась в Арбитражный суд  Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью  «ЮИТ Сервис Казань» (далее – Общество) о взыскании 16 121 180 рублей  73 копеек задолженности, 1 469 999 рублей 30 копеек процентов за пользование  чужими денежными средствами за период с 11.01.2017 по 30.09.2020 с  дальнейшим их начислением по день фактической уплаты долга. Также истец  просил суд обязать ответчика заключить договор о взаимодействии по вопросам  обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирном доме.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2021,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 20.10.2021 и постановлением Арбитражного суда  Поволжского округа от 17.01.2022, требования удовлетворены частично: с  Общества в пользу Фонда взыскано 14 416 342 рубля 70 копеек задолженности,  804 191 рубль 23 копейки процентов за пользование чужими денежными 


[A2] средствами за период с 11.03.2018 по 05.04.2020, проценты за пользование  денежными средствами, начисленные на сумму задолженности, начиная с  02.01.2021 по день фактической уплаты долга, распределены судебные расходы;  суд также обязал Общество заключить с Фондом договор (соглашение) о  взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах; в удовлетворении иска в остальной  части отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации,  заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на  существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на отсутствие  обязанности по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт в связи с тем,  что не заключен с региональным оператором договор (соглашения); на заявителя  без имеющихся правовых оснований фактически возложена обязанность по  содержанию многоквартирных домов.

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей  291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход  дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных  прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы  кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на  рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, Общество является управляющей  организацией и осуществляет управление многоквартирными домами  № 3 лит. А  (далее – МКД 1),  № 3 лит. Б. (МКД 2),  № 5 (МКД 3),  № 7 (МКД 4),  расположенными по адресу: <...>;  многоквартирными домами  № 40 (МКД 5), 44 (МКД 6), 46 (МКД 7), 50 (МКД 8),  52 (МКД 9) по ул. Сибгата Хакима, многоквартирным домом  № 20 корпус 2 (МКД  10) и корпус 1 (МКД 11) по ул. Закиева.

Фонд создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее – Жилищный кодекс), Законом Республики Татарстан  от 30.05.2013  № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта  общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее –  Закон  № 52-ЗРТ), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 10.06.2013  № 394 «О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – Постановление  № 394)  и является специализированной некоммерческой организацией, которая  осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике  Татарстан (региональный оператор).


[A3] В соответствии с положениями Жилищного кодекса, Законом  № 52-ЗРТ,  постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013  № 1146  «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики  Татарстан» (далее – Постановление  № 1146), постановлением Кабинета  Министров Республики Татарстан от 25.12.2018  № 1230 «О внесении изменений в  Постановление  № 1146», постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан от 02.09.2016  № 612, собственники помещений в вышеперечисленных  многоквартирных домах должны были реализовать решение о способе  формирования фонда капитального ремонта и уплачивать соответствующие  взносы.

Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленных  законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1-11  о выборе способа формирования фонда капитального ремонта Исполнительным  комитетом муниципального образования города Казани 30.12.2016, 08.12.2017 и  14.06.2019 приняты постановления  № 5527, 5107 и 2168, которыми определено  формировать фонд капитального ремонта в отношении МКД 1-11 на счете  регионального оператора.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец указал на неисполнение  ответчиком обязательств по вступлению в договорные правоотношения и  перечислению региональному оператору взносов на капитальный ремонт.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные  доказательства, руководствуясь статьями 210, 309, 310, 329, 330, 395  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс),  статьями 155, 158, 169, 170, 171, 178, 180 Жилищного кодекса, статьями 2, 5, 8  Закона  № 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 29.06.2013  № 450 «Об установлении минимального размера взноса на  капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике  Татарстан», приняв во внимание заявление ответчика о пропуске срока исковой  давности, суды в части удовлетворили иск, признав обоснованными требования о  взыскании задолженности по перечислению взносов в фонд капитального ремонта,  а также начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами.

Руководствуясь статьями 160, 421, 435, 445 Гражданского кодекса, статьями  170, 189Жилищного кодекса, статьей 28 Закона Республики Татарстан  от 06.04.2005  № 64-ЗРТ «Об исполнительных органах государственной власти  Республики Татарстан», Постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан от 08.10.2016  № 729 «Об утверждении Краткосрочного плана  реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан,  утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 31.12.2013  № 1146, в 2017-2019 годах», Постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 27.12.2019  № 1220 «Об утверждении Краткосрочного  плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики  Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики  Татарстан от 31.12.2013  № 1146 «Об утверждении Региональной программы 


[A4] капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,  расположенных на территории Республики Татарстан», в 2020-2022 годах», суды  признали подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на  ответчика обязанности заключить договор (соглашение) о взаимодействии по  вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах.

Установив , что спорные МКД, находящиеся в управлении ответчика,  включены в Региональную программу, суды пришли к выводу о том, что у  собственников помещений в домах возникла обязанность по уплате взносов на  капитальный ремонт.

Поскольку согласно положениям действующего законодательства именно  управляющая компания обязана в целях осуществления своих полномочий  производить сбор и зачисление взносов, поступивших на капитальный ремонт  многоквартирного жилого дома, в фонд в случае его формирования на счете  регионального оператора, суды правомерно отклонили доводы Общества об  отсутствии у него обязанности перечислять в адрес истца взносы на капитальный  ремонт, а также на отсутствие соответствующих полномочий на получение и (или)  аккумулирование уплачиваемых собственниками взносов, и утверждения о том,  что уплата взносов на капитальный ремонт должна производиться  непосредственно собственниками на счет регионального оператора. Не  подписание договора (соглашения) с региональным оператором не упраздняет  обязанности ответчика по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт,  так как в рассматриваемом случае указанная обязанность возникает с момента  принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете  регионального оператора, а не зависит от волеизъявления управляющей  организации. Проанализировав представленную в материалы дела переписку  сторон, суды установили, что ответчик в течение длительного времени  неправомерно уклонялся от заключения с истцом соответствующего договора.

 Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами  нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили  достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене  обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной  ответственностью «ЮИТ Сервис Казань» для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова


[A5]