НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2024 № А09-239/2023


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 310-ЭС24-455

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

11.03.2024 г.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Дизельный завод» на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2023, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2023 по делу № А09-239/2023,

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Чистая планета» (далее - АО «Чистая планета», общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Производственное объединение «Дизельный завод» (далее - ЗАО «Производственное объединение «Дизельный завод», компания, ответчик) о взыскании 1 074 586,04 руб. задолженности по оплате оказанных в период с 01.01.2020 по 30.09.2022 услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и 32 857,53 руб. пеней.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2023, исковые требования удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 07.11.2023 указанные судебные акты оставлены без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также существенное нарушение норм материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 09.02.2018 № 85 (в редакции от 13.12.2019) «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области» были установлены региональные нормативы накопления (далее - приказ от 09.02.2018 № 85; объекты временно не задействованные в коммерческой деятельности (законсервированные) в какую-либо отдельную категорию приказом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области не выделены; при условии не выделения объектов временно не задействованных в коммерческой деятельности (законсервированных) в отдельную категорию и учитывая очевидный минимально возможный объем накопления твердых коммунальных отходов на данных объектах, годовой объем накопления за расчетную единицу по данной категории следует исчислять исходя из 0,01 м3/год на 1 кв.м. общей площади т.е., как для иных объектов - предприятий иных отраслей промышленности.

По мнению заявителя, судами также не учтено что до 30.04.2021 в полномочия государственного регистратора не входит установление факта соответствия фактического использования объекта недвижимости его наименованию, которое собственник мог выбрать по своему усмотрению (часть 3 статьи 8, пункт 11 части 5 статьи 8 и пункты 2, 3 статьи 13 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из обжалуемых актов, АО «Чистая планета» обладает статусом регионального оператора по обращению с отходами на территории Брянской области на основании соглашений № 1 от 28.04.2018 и № 2 от 03.05.2018, заключенных с Департаментом природных ресурсов и экологии Брянской области в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»), согласно которым АО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора, с датой начала выполнения обязанностей не позднее 01.01.2019.

24.05.2018 АО «Чистая планета» опубликовало типовой проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО в газете «Брянский рабочий», 25.05.2018 - в издании «Учительская газета» (№ 20 (782), а также на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ЗАО «Производственное объединение «Дизельный завод» является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Уральская, д. 107: ЦМК, площадью 2 076,7 кв.м.; цех ремонта строительных машин с бытовыми помещениями и кузницей, площадью 6 987,9 кв.м.; склад, площадью 4181 кв.м.; склад лакокрасочных материалов, площадью 190,3 кв.м; склад импортных запчастей, площадью 618 кв.м.; склад РСУ, для кислородных баллонов и литья, площадью 465,9 кв.м.; ремонтно-строительный участок (склад хранения пиломатериалов), площадью 280,5 кв.м.; склад тракторных запчастей, площадью 620,4 кв.м.; склад нефтепродуктов, площадью 46,9 кв.м.; АРЦ (сборочный цех), площадью 6585,2 кв.м.; прирельсовый материальный склад, площадью 565,7 кв.м.; механический цех (ЦВД), площадью 9 449 кв.м.; зарядная станция для аккумуляторов, площадью 77,4 кв.м.; гараж, количество мест: 14.

15.09.2022 истец направил ответчику проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № НФ-15902 от 08.08.2022, по условиям которого АО «Чистая планета» (региональный оператор) обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1.1 договора).

Согласно пункту 1.2 договора, объем ТКО, места (площадки) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест (площадок) накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложениям № 1 к договору. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01.01.2020 (пункт 1.4 договора).

По условиям пунктов 2.1, 2.2 договора под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг, оказанных в расчетном периоде, по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет с 01.01.2020 по 31.12.2020 - 473,06 руб., с 01.01.2021 по 31.12.2021 - 455,66 руб., с 01.01.2022 по 30.06.2022 - 455,66 руб., с 01.07.2022 по 31.12.2022 - 479,88 руб., с учетом НДС за 1 куб.м. Информация об изменении тарифов, нормативов накопления ТКО, применяемых для расчета стоимости оказываемых услуг по договору доводится до сведения потребителя путем опубликования в средствах массовой информации, сети Интернет, в том числе на сайте регионального оператора http://www.cplanet.ru/, информационных стендах, счетах-квитанциях на оплату услуг, при этом любой из способов признается сторонами надлежащим уведомлением об изменениях. Изменение тарифов на услугу регионального оператора, нормативов накопления ТКО в период действия настоящего договора не требует заключения дополнительных соглашений.

В соответствии с пунктом 2.3 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.

В приложении № 1 к договору место накопления ТКО определено по адресу: Брянская область, г. Брянск, Фокинский район, ул. Уральская, д. 100, способ накопления - контейнер.

Договор № НФ-15902 от 08.08.2022 ответчиком не был подписан.

Во исполнение возложенных на него обязательств региональный оператор в период с 01.01.2020 по 30.09.2022 оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО.

Ответчик своевременную оплату оказанных услуг в полном объеме не произвел, в связи с чем за ним образовалась задолженность в сумме 1 074 586,04 руб. за период с 01.01.2020 по 30.09.2022.

Ссылаясь на то, что ответчик не произвел своевременную оплату оказанных услуг в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций, с выводами которых впоследствии согласился суд округа, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 65, 68, 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 210, 330, 426, 435, 437, 438, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частью 1 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктами 5, 6 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» (далее - Правила № 1156), разъяснениями, данными в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»,установив, что в спорный период истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил № 1156, удовлетворили иск в полном объеме.

Суды указали на отсутствие в деле доказательств приостановления ответчиком деятельности в спорный период, доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов, не нарушающего санитарного законодательства, а также не использования контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

Отклоняя довод ответчика о том, что к законсервированным объектам должен применяться норматив 0,01 м3/год на 1 кв.м. общей площади, судебные инстанции исходили из того, что в приказе Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области № 419 от 13.12.2019 отсутствует норматив для законсервированных объектов, в связи с чем у истца не имелось оснований для применения указанного норматива.

Суды установили, что ответчик, получив от истца предложение о заключении договора, проигнорировал его, и не представил свои предложения о согласовании условий договора, исходя из факта консервации объектов. Документы в адрес регионального оператора о консервации объектов ответчик не направил.

Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы закрытого акционерного общества «Производственное объединение «Дизельный завод» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Чучунова