ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 302-ЭС21-25849
г. Москва
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее – министерство) на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2021 по делу № А58-7032/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
по заявлению государственного бюджетного учреждения «Музей и Центр хомуса народов мира» (далее – учреждение) к министерству о признании недействительными предписания от 31.08.2020 № 17/16-1/11-1316 в части обязания восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы 3 925 519 руб. 02 коп. и представления от 28.07.2020
№ 17/16-1/11-1156 в части нарушений на сумму 3 925 519 руб. 02 коп.,
установила:
решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда
от 26.05.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.09.2021, решение суда первой инстанции в обжалованной части отменено; принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным оспариваемое предписание в части требований восстановления в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы 3 906 417 руб., как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс); признано незаконным оспариваемое представление в части выводов об установлении по результатам проверки соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при расходовании средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), нарушений на сумму 3 906 417 руб.; на министерство возложена обязанность по устранению нарушений прав или законных интересов учреждения. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство выражает несогласие с судебным актом округа, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобах, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, в ходе проведения камеральной проверки учреждения на предмет соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд за 2019 год и истекший период 2020 года министерством установлены нарушения при расходовании бюджетных средств в общей сумме 4 745 335 руб. 37 коп., выразившиеся в том, что сумма премиальных выплат руководителям превышает допустимый размер премирования.
Учреждению выдано представление, в соответствии с которым предложено не допускать принятия решений, влекущих нецелевое расходование бюджетных средств, а премиальные выплаты руководителям выплачивать строго в пределах фонда премирования руководителей, установленных Положением об оплате труда подведомственных учреждений; а также предписание от 31.08.2020 № 17/16-1/11-1316, которым учреждению предложено восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму неправомерного использования бюджетных средств в размере
4 675 671 руб. 54 коп.
Не согласившись с представлением и предписанием министерства, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении заявления суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением об оплате труда работников государственных республиканских учреждений в сфере культуры, искусства, кинематографии и архивного дела, утвержденным приказом Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) от 20.02.2019 № 48, Порядком формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 № 370.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и частично удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего: выплата премий руководителям учреждения осуществлена не за счет предоставленных субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а за счет экономии фонда оплаты труда, который формировался, в том числе за счет средств, поступивших от оказания учреждением платных услуг; какие-либо доказательства неправомерности издания Минкультуры Республики Саха (Якутии) приказов о поощрении руководителя учреждения и его заместителя министерством в ходе судебного разбирательства не представлено; учреждение, осуществив соответствующие выплаты, фактически исполнило обязательные указания главного распорядителя бюджетных средств о распределении денежных средств, в пределах выделенных из бюджета лимитов для фонда лимитов оплаты труда.
Суд округа согласился с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для признания нецелевого характера данных выплат либо осуществления их с нарушением целевого выделения.
Приведенные министерством доводы не подтверждают существенных нарушений судом округа норм материального и (или) процессуального права.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
отказать Министерству финансов Республики Саха (Якутия) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации
М.В. Пронина