НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 07.10.2022 № 306-ЭС22-13454

[A1]

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 306-ЭС22-13454

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 07.10.2022 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев  жалобы (заявления) товарищества собственников недвижимости «Рябиновый» и  общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Мегаполис» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2021,  постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 и  постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2022 по делу   № А65-5801/2021 

УСТАНОВИЛ:

некоммерческая организация «Фонд жилищно-коммунального хозяйства  Республики Татарстан» (далее – Фонд) обратилась в Арбитражный суд  Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Мегаполис» (далее – Общество), товариществу  собственников недвижимости «Рябиновой» (далее – Товарищество), о взыскании: 

- с Общества 3 089 721,73 руб. долга по многоквартирным домам (далее –  МКД) 1 – МКД 3 за период с февраля 2018 по сентябрь 2020 и по МКД 4 за период  с августа 2019 по июнь 2021; 158 297,72 руб. процентов за пользование  денежными средствами по МКД 1-МКД 3 за период с 11.03.2018 по 31.10.2020 и с  01.11.2020 по день фактической уплаты долга; по МКД 4 за период с 11.09.2019 по  17.06.2021 и с 18.06.2021 по день фактической уплаты долга; 

- с Товарищества 416 054,34 руб. долга по МКД 1 – МКД 3 за период с  октября 2020 по июнь 2021; 6014,95 руб. процентов за пользование денежными  средствами по МКД 1-МКД 3 за период с 11.11.2020 по 30.06.2021; за период с  01.07.2021 по день фактической уплаты долга; 


[A2] - об обязании заключить договор с Фондом о взаимодействии по вопросам  обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в МКД. 

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2021,  оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного  апелляционного суда от 02.02.2022, иск удовлетворен частично: 

- с Общества в пользу Фонда взыскано 3 089 721,73 руб. долга по МКД 1 –  МКД 3 за период с февраля 2018 по сентябрь 2020 и по МКД 4 за период с августа  2019 по июнь 2021; 88 365,77 руб. процентов за пользование денежными  средствами по МКД 1 – МКД 3 за период с 11.03.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021  по день фактической уплаты долга; по МКД 4 за период с 11.09.2019 по 17.06.2021  и с 18.06.2021 по день фактической уплаты долга; 

- с Товарищества в пользу Фонда взыскано 416 054,34 руб. по МКД 1 МКД 3  за период с октября 2020 по июнь 2021; 2507,73 руб. процентов за пользование  денежными средствами по МКД 1 – МКД 3 за период с 01.01.2020 по 30.06.2021, а  также за период с 01.07.2021 по день фактической уплаты долга. В остальной  части требований отказано. 

В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской  Федерации, заявители просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на  несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также  существенное нарушение норм материального и процессуального права. 

В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что в силу статьи 181  Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) именно  собственники помещений в МКД обязаны заключить с региональным оператором  (Фондом) договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации  проведения капитального ремонта; Закон Республики Татарстан от 25.06.2013   № 52-ЗРТ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества  в многоквартирных домах в Республике Татарстан» (далее – Закон № 52-ЗРТ) не  регулирует отношения между региональным оператором и управляющими  организациями, однако он прямо регулирует отношения между региональным  оператором и собственниками помещений; по договору поручения не допускается  возложение на поверенного ответственности за неисполнение обязательств  третьими лицами; в настоящее время Общество не осуществляет функции  управления спорными МКД. 

В своей жалобе Товарищество отмечает, что обязанность по уплате взносов  на капитальный ремонт возникает у самих собственников помещений МКД. Суды  не учли, что данные платежи собственники в управляющие организации - не  производили; фактически взысканы денежные средства, которые не поступали в  управляющие организации, и соответственно обязанностей по перечислению в  Фонд не возникло. 

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей  291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если  изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм  материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход  дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных 


[A3] прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы  кассационных жалоб заявителей, материалы истребованного дела, суд не находит  оснований для их передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной  коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации,  исходя из следующего. 

Как следует из обжалуемых актов, Общество осуществляло управление  МКД 1 – МКД 3 в период с 01.03.2017 по 30.09.2020; по МКД 4 осуществляет  управление с 22.05.2017 по настоящее время. 

Товарищество осуществляет управление МКД 1 – МКД 3 с 01.10.2020 по  настоящее время. 

Фонд создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса, Законом   № 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан  от 10.06.2013 № 394 «О создании некоммерческой организации «Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан» (далее – Постановлением   № 394). 

Истец является специализированной некоммерческой организацией, которая  осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике  Татарстан (региональный оператор). 

В соответствии с Жилищным кодексом, Законом № 52-ЗРТ, постановлением  Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146 «Об  утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в  многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан»  (далее – Постановление № 1146), постановлением Кабинета Министров  Республики Татарстан от 25.12.2018 № 1230 «О внесении изменений в  Постановление № 1146», собственники помещений в спорных многоквартирных  домах в определенные периоды должны были реализовать решение о способе  формирования фонда капитального ремонта и уплачивать соответствующие  взносы. 

Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленном  законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1 –  МКД 4 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта,  Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани  от 08.12.2017 и от 14.06.2019 приняты постановления № 5107 и № 2168 «О  внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани  от 30.04.2014 № 2262», согласно которым принято решение о формировании  фонда капитального ремонта в отношении МКД 1 – МКД 4 на счете регионального  оператора. 

Ссылаясь на неисполнение ответчиками обязательств по перечислению  региональному оператору взносов на капитальный ремонт в отношении домов  МКД 1 – МКД 4, истец обратился в арбитражный суд с соответствующими  требованиями. 

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные  доказательства, приняв во внимание заключение, составленное по результатам 


[A4] судебной экспертизы, руководствуясь статьями 156, 169, 170, 172, 178, 189  Жилищного кодекса, статьями 2, 5, 8 Закона № 52-ЗРТ, постановлением Кабинета  Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 № 450 «Об установлении  минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в  многоквартирных домах в Республике Татарстан», постановлением Кабинета  Министров Республики Татарстан от 08.10.2016 № 729 «Об утверждении  Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального  ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на  территории Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146, в 2017-2019 годах»,  постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2019 № 1220  «Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы  капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,  расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной  постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2013 № 1146  «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего  имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики  Татарстан», в 2020 - 2022 годах», а также пунктом 5 постановления Правительства  Российской Федерации от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домов», суды частично удовлетворили  заявленные требования, исходя из того, что действующим законодательством  установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда  капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивать  ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на  капитальный ремонт на счет Фонда; сам факт отсутствия начислений  собственникам взносов на капитальный ремонт не освобождает ответчика от  исполнения обязанности перед истцом. 

Суды правомерно отклонили доводы ответчиков об отсутствии у них  обязанности перечислять в адрес фонда взносы на капитальный ремонт, а также  об отсутствии полномочий на получение и (или) аккумулирование уплачиваемых  собственниками взносов и о том, что уплата взносов на капитальный ремонт  должна производиться непосредственно собственниками на счет регионального  оператора. 

Неподписание договора (соглашения) с региональным оператором также не  упраздняет обязанности ответчиков по перечислению истцу взносов на  капитальный ремонт, так как в рассматриваемом случае указанная обязанность  возникает с момента принятии решения о формировании фонда капитального  ремонта на счете регионального оператора и не зависит от волеизъявления  управляющей организации. 

Доводы кассационных жалоб, которые были предметом рассмотрения  судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не  свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и  процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу  части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов. 

С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 


[A5] ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационных жалоб товарищества собственников  недвижимости «Рябиновый» и общества с ограниченной ответственностью  «Управляющая компания «Мегаполис» для рассмотрения в судебном заседании  Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской  Федерации. 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации Н.С.Чучунова