НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2022 № 301-ЭС22-11144

[A1]

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 301-ЭС22-11144

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 07.09.2022 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Домоуправляющая компания Сормовского  района «Сормово» (далее – общество, налогоплательщик) на решение  Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021 по делу 

 № А43-21183/2020, постановление Первого арбитражного апелляционного суда  от 30.11.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа 

от 05.04.2022 по тому же делу

по заявлению общества о признании недействительным решения Инспекции  Федеральной налоговой службы по Сормовскому району города Нижнего  Новгорода (в настоящее время – Межрайонная инспекция Федеральной  налоговой службы № 21 по Нижегородской области; далее – инспекция,  налоговый орган) от 10.03.2020 № 34, 

УСТАНОВИЛА:

как следует из материалов дела и установлено судами, общество  осуществляло деятельность по предоставлению и оказанию услуг организациям  на основании заключенных договоров о передаче функций единоличного  исполнительного органа и применяло специальный налоговый режим в виде  упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения  «доходы». 


[A2] Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества за  период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт 

от 12.07.2019 № 34 и принято решение от 10.03.2020 № 34 о привлечении  налогоплательщика к ответственности за совершение налогового  правонарушения, согласно которому обществу доначислены налоги в общей  сумме 343 922 527 рублей 64 копеек, в том числе налог на добавленную  стоимость в размере 168 444 552 рублей, налог на прибыль организаций,  зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 8 878 518 рублей, налог на  прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта, в размере  62 634 429 рублей, налог на доходы физических лиц в размере 32 110 рублей,  налог на имущество организаций в размере 298 774 рублей, штрафные санкции  по пункту 1 статьи 119, пункту 3 статьи 122, пункту 1 статьи 126 Налогового  кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) в общем размере  12 393 307 рублей, пени в сумме 84 375 513 рублей 04 копеек. 

Доначисление названных налогов, пеней и санкций связано с выводом  налогового органа о создании обществом схемы «дробления бизнеса»,  имеющей целью минимизацию налоговых обязательств за счет  перераспределения выручки на взаимозависимые и подконтрольные  организации, которые осуществляют свою деятельность под единым  коммерческим обозначением «УправдомЪ» в сфере управления жилыми  многоквартирными домами в Сормовском, Московском и Приокском районах  города Нижнего Новгорода, и сохранения тем самым права на применение  специального налогового режима в виде упрощенной системы  налогообложения. 

 Решением Управления Федеральной налоговой службы по  Нижегородской области от 18.06.2020 № 09-12/11049@ апелляционная жалоба  общества оставлена без удовлетворения. 

Считая, что решение налогового органа не соответствует действующему  законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика,  общество обратилось с соответствующим требованием в арбитражный суд. 

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.07.2021  решение инспекции признано недействительным в части доначисления  40 476 650 рублей налога на добавленную стоимость, 15 069 558 рублей налога  на прибыль организаций, соответствующих сумм штрафа и пеней. В  удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. 

При этом суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном  применении обществом специального налогового режима в виду упрощенной  системы налогообложения, установив, что в проверяемом периоде  налогоплательщик и общества с ограниченной ответственностью Управляющие 


[A3] компании «Культуры», Исполкома», «на Зайцева», «Седьмой микрорайон»,  «Починки», «Парковое озеро», «Светлоярская», «Телеграфная», «Народная»,  «Володарский», «Дарьино», «Кооперативная», «Каравелла», «Коминтерна»,  «Цветы», «Дубенки», «Первоцветная», «Бурнаковская», «Левинка»,  «Домоуправляющая компания Сормовского района» и акционерное общество  «Домоуправляющая компания Сормовского района» входили в состав группы  компаний «УправдомЪ» и представляли собой единый хозяйствующий субъект.  Общество осуществляло функций единоличного исполнительного органа по  договорам с указанными организациями. 

Искусственное деление единого бизнеса привело к занижению налоговых  обязательств в виде сохранения льготного режима налогообложения у  названных организаций и расценено судом как злоупотребление правом в сфере  налоговых правоотношений. Суд, установив, что руководящая и организующая  роль в создании цепочки взаимозависимых организаций с целью снижения  размера налоговых обязательств принадлежит обществу, признал правомерным  доначисление налогоплательщику налогов по общей системе налогообложения. 

Рассматривая деятельность группы компаний как деятельность единого  налогоплательщика, инспекция, определяя действительный размер налоговых  обязательств, объединила показатели деятельности всех указанных  организаций. 

Признавая частично недействительным решение налогового органа, суд  скорректировал размер действительных налоговых обязательств  налогоплательщика, устранив допущенные инспекцией ошибки в расчете сумм  налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и налога на  имущество организаций. 

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда  от 30.11.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 05.04.2022  принятые по делу судебные акты оставил без изменения. 

Общество обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам  Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой  просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с существенными  нарушениями судами норм материального и процессуального права. 

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и 


[A4] иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

При изучении доводов жалобы общества по материалам дела,  истребованного из Арбитражного суда Нижегородской области, установлены  основания для передачи кассационной жалобы с делом для рассмотрения в  судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного  Суда Российской Федерации. 

Обращаясь в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной  жалобой, налогоплательщик указывает, что при определении размера его  налоговых обязательств как основной организации, налоговый орган должен  был учесть уплаченные участниками группы налоги в сумме 

Отклоняя данный довод, суды отметили, что общество и иные участники  группы вправе обратиться с заявлениями о возврате или зачете уплаченных  сумм налога в порядке, установленном Налоговым кодексом. В свою очередь  основания для учета данных сумм при принятии решения налоговым органом  отсутствовали. 

Вместе с тем, общество отмечает, что доначисление налогов и сборов по  общей системе налогообложения, без учета налогов, исчисленных и  уплаченных каждым обществом за спорные налоговые периоды, по которым  объединены их доходы, неправомерно и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике. Непринятие инспекцией данных сведений при  определении размера недоимки может привести к произвольному завышению  сумм налогов, пени и штрафов, начисленных по результатам налоговой  проверки. 

Данный довод общества, изложенной в кассационной жалобе,  заслуживает внимания, в этой связи кассационная жалоба вместе с делом  подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии  по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Руководствуясь 291.6 и 291.9 Арбитражного процессуального кодекса 

Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛА:

 передать кассационную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Домоуправляющая компания Сормовского района 


[A5] «Сормово» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда Т.В. Завьялова  Российской Федерации