ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 306-ЭС17-11901
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 07.09.2017
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационные жалобы Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов» на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2016 по делу № А57-8154/2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2017 по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Прогресс» (далее - общество «Прогресс») обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее - администрация), об обязании администрации за счет средств бюджета произвести в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу судебного акта капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
- г. Саратов, ул. Олимпийская, д. 11: капитальный ремонт крыши на сумму 668 391 руб. согласно локальной смете № 1 судебной строительно-технической экспертизы (далее - ССТЭ), капитальный ремонт отмостки на сумму
№ 4 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 120 092 руб. - локальная смета № 5 ССТЭ,
капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 120 092 руб. - локальная смета № 6 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 253 805 руб. - локальная смета № 7 ССТЭ, всего на сумму - 2 890 010 руб.,
- г. Саратов, ул. Гвардейская, д. 30А: капитальный ремонт отмостки на сумму 120 288 руб. - локальная смета № 8 ССТЭ, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 847 248 руб. - локальная смета № 9 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 234 390 руб. - локальная смета № 10 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 150 205 руб. - локальная смета № 11 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 636 806 руб. - локальная смета № 12 ССТЭ, всего на сумму1 988 937 руб.,
- г. Саратов, ул. Гвардейская, д. 28: капитальный ремонт подъездов № 1, 2, 4 на сумму 312 888 руб. - локальная смета № 13 ССТЭ, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 1 216 752 руб. - локальная смета
№ 14 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 239 363 руб. - локальная смета № 15 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 740 615 руб. - локальная смета № 16 ССТЭ, всего на сумму - 2 509 618 руб.,
- г. Саратов, ул. Попова, д. 11А: капитальный ремонт крыши на сумму
- г. Саратов, ул. З.Космодемьянской, д. 14А: капитальный ремонт отмостки на сумму 433 112 руб. - локальная смета № 22 ССТЭ, капитальный ремонт подъезда № 1, 2, 6 на сумму 265 065 руб. - локальная смета № 23 ССТЭ, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 503 715 руб. - локальная смета № 24 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 134 223 руб. - локальная смета № 25 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 134 223 руб. - локальная смета № 26 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 248 794 руб. - локальная смета № 27 ССТЭ, всего на сумму - 1 719 132 руб.,
- г. Саратов, ул. Щорса, д. 12А: капитальный ремонт наружных стен и всех элементов фасада на сумму 395 884 руб. - локальная смета № 28 ССТЭ, капитальный ремонт крыши на сумму 899 151 руб. - локальная смета № 29
ССТЭ, капитальный ремонт отмостки на сумму 124 843 руб. - локальная смета № 30 ССТЭ, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 613 196 руб. - локальная смета № 31 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 511 836 руб. - локальная смета № 32 ССТЭ, всего на сумму - 2 544 910 руб.,
- г. Саратов, ул. Спартака, д. 1: капитальный ремонт крыши на сумму
- г. Саратов, ул. Панфилова, д. 13: капитальный ремонт крыши на сумму 688 262 руб. - локальная смета № 37 ССТЭ, капитальный ремонт подъезда
№ 1 на сумму 66 565 руб. - локальная смета № 38 ССТЭ, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 1 195 825 руб. - локальная смета
№ 39 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 152 259 руб. - локальная смета № 40 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 151 166 руб. - локальная смета № 41 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 239 299 руб. - локальная смета № 42 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 452 454 руб. - локальная смета № 43 ССТЭ, всего на сумму - 2 945 830 руб.,
- г. Саратов, ул. З.Космодемьянской, д. 19: капитальный ремонт крыши на сумму 765 453 руб. - локальная смета № 44 ССТЭ, капитальный ремонт системы центрального отопления на сумму 1 138 976 руб. - локальная смета
№ 45 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 159 551 руб. - локальная смета № 46 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 159 551 руб. - локальная смета № 47 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 248 563 руб. - локальная смета № 48 ССТЭ, капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения (системы канализации ХВС) на сумму 570 193 руб. - локальная смета № 49 ССТЭ, всего на сумму - 3 042 287 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены: Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Комитет по финансам администрации г. Саратова (далее - комитет по финансам), Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальное учреждение «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району города Саратова», ликвидационная комиссия муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому
району города Саратова», Администрация Ленинского района г. Саратова, товарищество собственников жилья «Ударник».
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15.06.2017, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, комитет по финансам и администрация обратились с кассационными жалобами в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационные жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для обращения общества «Прогресс» в суд с настоящими требованиями послужило неудовлетворительное состояние жилых домов, которые, до принятия собственниками спорных многоквартирных домов решения о выборе способа управления управляющей организацией - обществом «Прогресс», находились в муниципальной собственности и на балансе муниципального учреждения «Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова».
Полагая, что обязанность по выполнению работ по капитальному ремонту лежит на администрации, общество «Прогресс» обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание результаты экспертного заключения от 05.12.2016 № 193/2016, руководствуясь положениями части 1 статьи 64, части 3 статьи 86
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 676, 681 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2, пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства», Положением об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 № 1099 (утративших силу с 23.05.2006) , Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, определяющими порядок предоставления и оплаты услуг, права и обязанности потребителей, права, обязанность и ответственность исполнителей, в том числе по эксплуатации, сохранности и содержанию жилищного фонда, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом «Прогресс» требований в полном объеме ввиду неисполнения обязанности уполномоченным органом по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, при наличии в материалах дела доказательств необходимости его проведения.
Суд первой инстанции указал, что обязанность по производству капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления), и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства. При этом данная обязанность сохраняется, как перед гражданами, приватизировавшими жилые помещения до передачи дома в управление, так и перед гражданами, являвшимися на момент передачи дома в управление нанимателями жилых помещений в объеме обязательств, установленных законом применительно к договору социального найма.
Выводы судов поддержал суд округа.
Доводы заявителей основаны на неверном толковании норм права, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителями кассационной жалобы обстоятельств спора не подтверждает существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
в передаче кассационных жалоб Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Попов В. В. Российской Федерации