НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2021 № А71-4852/19


ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 309-ЭС21-14084

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу с дополнением общества с ограниченной ответственностью «Русь» на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.09.2020, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2021 по делу № А71-4852/2019,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением, уточненным в соответствии со статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью «Русь» (далее - общество «Русь») о взыскании ущерба в сумме 14 210 558 руб., причиненного лесному фонду.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.09.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2021, исковые требования удовлетворены, с общества «Русь» в пользу министерства взыскано 14 210 558 руб. ущерба; в доход федерального бюджета 94 053 руб. государственной пошлины.

В кассационной жалобе и дополнении, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, общество «Русь», ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что принятое в качестве надлежащего доказательства результаты экспертиз не могут являться фактами установления вины ООО «Русь» в рамках настоящего дела.

Результаты экспертизы, проведенные 20.09.2018 в рамках административного расследования и послужившие основанием для вынесения постановления о назначении административного наказания от 27.12.2018 №381/1,были признаны Балезинким районным судом Удмуртской Республики не соответствующими обстоятельствам дела, в связи с чем постановление от 27.12.2018 №381/1 о привлечении ООО «Русь» к административной ответственности по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ было отменено.

Выводы экспертов по трем экспертизам носят предположительный характер.

При исчислении размера вреда, причиненного лесам, в том числе, лесным насаждениям, или не отнесенным к ленным насаждениям деревьям, судами применены нормы утратившего силу с 08.01.2019 постановления Правительства РФ от 08.05.2007 №273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства».

Судами не учтены нормы Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, согласно которым на исполнительный орган субъекта возложены обязанности по подготовке и утверждению ряда документов, регулирующих вопрос обращения с отходами производства (животноводства).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее -Закон №89ФЗ) под отходам производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом №89-ФЗ.

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента, могут быть реализованы в качестве продукции, для производств работ, оказания услуг или производства новой продукции.

При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

В соответствии с пунктом 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария» навоз, используемый для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должен подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной флоры.

Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение ,Обращение с отходами производства и потребления» к отходам не относятся» побочный продукт»-дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной хозяйственной деятельности , в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).

В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.

Как следует из судебных актов и установлено судами, 13.07.2018 в ходе патрулирования лесов лесничим Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества в квартале № 184 выдел 10 обнаружен сброс загрязненных сточных вод, текущих от молочно-товарной фермы, расположенной выше по рельефу местности, расположенной в д. Базаны Балезинского района.

При осмотре прилегающей к молочно-товарной ферме территории выявлено, что с торца здания фермы на поле направлен шнековый навозоуборочный транспортер. Под транспортером отсутствует приемная тара под навоз, в результате чего сброс проводится на поле и далее стекает по рельефу местности и попадает в лесной фонд (квартал 183 выдел 10 Карсовайского участкового лесничества Балезинское лесничество), о чем составлен акт от 13.07.2018.

По данному факту 06.09.2018 министерством вынесено определение о возбуждении административного дела и проведении административного расследования.

В рамках административного расследования определением от 06.09.2018 была назначена экспертиза, производство которой поручено специалистам РЦ ГЭКМ по УР АУ «Управление Минприроды УР».

При производстве экспертизы 20.09.2018 совершен выезд на место нахождения общества «Русь», отобраны образцы сточных вод, почвы, загрязненной сточными водами, сбрасываемыми от молочно-товарной фермы общества «Россия», расположенной в д. Базаны Балезинского района, а также проб почвы на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающих негативного воздействия от сброса сточных вод.

По результатам количественного химического анализа почвы выявлено превышение загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми показателями - точки отобранной на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от сброса сточных вод.

По результатам проведенного экотоксикологического анализа установлено, что проба сточной воды неочищенной (протокол № 2011Ст (б)) оказывает острое токсическое действие, данный образец может быть отнесен к IV классу опасности в силу приказа Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

Общая рассматриваемая при экспертизе площадь составила 11 310 кв. м, площадь загрязнения с учетом отобранных точек составляет 8563 кв. м.

09.09.2019 лесничий Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества в ходе патрулирования лесов 09.09.2019 обнаружил в квартале № 183 выдел № 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества загрязнение лесных земель сточными и промышленными отходами, стекающими с молочно-товарной фермы, принадлежащей обществу «Русь», расположенной выше по склону в д. Базаны Балезинского района Удмуртской Республики. В результате промышленных стоков, текущих с молочно-товарной фермы произошло загрязнение лесных земель на площади 1,62 гектара в квартале № 183 выдел № 11 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества. Также рядом с фермой находится силосная яма, которая расположена в 30 метрах от лесных насаждений выдела № 11 квартала № 183 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества, с которой по канаве бегут сточные и промышленные отходы в сторону выдела № 11 квартала № 183 Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества. Данный факт зафиксирован лесничим Карсовайского участкового лесничества в служебной записке от 09.09.2019. Примерная площадь загрязнения составила 1,62 гектара, установлено, что сброс сточных и промышленных отходов осуществляется молочно-товарной фермой, принадлежащей обществу «Русь».

В рамках проведения административного расследования была назначена экспертиза, производство которой поручено специалистам Центральной экоаналитической лаборатории АУ «Управление Минприроды УР».

По результатам исследований составлены следующие протоколы анализа проб почвы по следующим показателям: азот аммонийный, железо, нефтепродукты, сульфатион в водной вытяжке, фосфат-ионы, хлорид-ион в водной вытяжке; установлен факт превышения загрязняющих веществ в сравнении с фоновыми показателями; установлено, что проба N 27150 т(б) может быть отнесена к IV классу опасности согласно приказу Минприроды России от 04.12.2014 № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».

Министерство направило в адрес общества «Русь» претензию от 27.12.2018 исх. № 381/1 с предложением добровольно возместить причиненный лесному фонду Российской Федерации ущерб в течение месяца со дня получения.

Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, ущерб, причиненный лесному фонду, не возмещен, что послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд.

В целях установления факта наступления негативных последствий для почвы лесного фонда в результате сброса сточных вод на территории Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества судом первой инстанции в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству ответчика и по предложенным им вопросам была назначена судебная почвоведческая и дендрологическая экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФГБОУ ВО «УдГУ» ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.

Согласно экспертному заключению ФГБОУ ВО «УдГУ» от 19.06.2020 № 03/06.20, признанному судами надлежащим и допустимым доказательством по делу, соответствующим положениям статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, гибель лесообразующих пород деревьев на данном участке леса не была вызвана массовым развитием насекомых - вредителей леса. Загрязняющие вещества присутствуют в отобранных пробах почвы и воды. В результате слива на участок леса сточных вод молочно-товарной фермой общества «Русь» почвы и природные воды были загрязнены. Для почв прилегающего к ферме участка леса (проба 4) содержание нитратов превышало в 3,1 раза фоновые показатели, но не превышало ПДК. В других пробах содержание нитратов не превышало фоновое содержание. Природные воды загрязнены ионами аммония и нитратами. Превышение ПДК отмечено для ионов аммония: в пересчете на азот (СанПиН 2.1.5.980-00, ГН 2.1.5.1315-03) - в 2,3 раза. На основе полученных материалов, по результатам исследования почвенно-растительного покрова, данных химического анализа почв и воды было установлено причинение существенного вреда окружающей среде. Данные вещества могли оказать негативное влияние на зеленые насаждения. Причиной гибели зеленых насаждений (леса) на исследованном участке была постоянная гипоксия (кислородное голодание) и изменение водного, а также минерального питания растений в результате поступления стоков с молочно-товарной фермы общества «Русь», содержащих сумму органических и неорганических поллютантов, на протяжении длительного времени (нескольких лет). Площадь погибшего леса: 9593 кв. м (0,9593 га). Количество погибших деревьев на этой площади 726 шт.

Эксперты пришли к выводу о загрязнении почв лесного участка навозосодержащими отходами от молочно-товарной фермы общества «Русь», что подтверждено изменением травянистой растительности и другими факторами по сравнению с участками леса, куда не поступали загрязненные стоки. Указанное загрязнение леса привело к гибели лесных насаждений разного видового состава (ель, пихта, береза, осина), о чем также свидетельствует энтомологическое исследование. Эксперты констатируют, что состояние природных объектов лесного участка указывает на многолетнее поступление загрязняющих стоков от молочно-товарной фермы общества «Русь» в лесной фонд.

Иные причины загрязнения почв лесного участка, не связанные с деятельностью общества «Русь», экспертами не установлены. Доказательств наличия иных обстоятельств, влияющих на возникновение негативных последствий для почв, ответчиком не представлено.

Исследовав и оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключения экспертиз, руководствуясь статьями 15, 1064, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1,3,4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации, статьями 77,78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», разъяснениями, изложенными в пунктах 2, 6, 7, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суды признали установленным факт причинения вреда землям лесного фонда в результате допущенного ответчиком сброса навозосодержащих отходов (сточных вод) от молочно-товарной фермы общества «Русь».

Размер ущерба, рассчитанный истцом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730 «Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных участков и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», проверен судами и признан верным.

Вместе с тем установив, что ущерб, причиненный лесному фонду вследствие порчи почвы, не включает в себя вред, причиненный лесным насаждениям, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости осуществления дополнительного расчета вреда за повреждение деревьев до степени прекращения роста деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730.

Учитывая, что в соответствии с таблицей № 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» Балезинское лесничество относится к Башкирско-Удмуртскому лесотаксовому району, 183 квартал Карсовайского участкового лесничества Балезинского лесничества в соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 07.07.2009 № 587 относится к IV (четвертому) разряду такс, и с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 № 1363 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», также принимая во внимание, что в данном случае установлен факт загрязнения почв жидкими отходами производства, суды обоснованно отметили, что при расчете причиненного вреда следует применять наибольшую ставку платы за единицу объема древесины, поскольку это прямо предусмотрено пунктом 6 Приложения № 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», устанавливающим таксы для исчисления размера ущерба при повреждении почв, которое является одним из видов лесонарушения.

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью «Русь» для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Н.С. Чучунова