| |
№ -ЭС15-11627 | |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
г. Москва | 01.10.2015 |
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В., изучив кассационную жалобу Администрации Артемовского городского округа на решение Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2014 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2015 по делу № А51-25251/2013
по иску Администрации Артемовского городского округа ( г. Артем, далее - администрация) к обществу с ограниченной ответственностью "Лесной квартал" ( г. Владивосток, далее - общество "Лесной квартал") о взыскании 25 106 736 руб.
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное казенное учреждение финансового управления администрации Артемовского городского округа (г. Артем, далее - учреждение),
установил:
решением Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 решение Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2014 отменено, с общества "Лесной квартал" в пользу администрации взыскано 25 106 736 руб. Дополнительным постановлением от 04.02.2015 с общества "Лесной квартал" в пользу администрации взыскано 70 000 руб. судебных расходов на оплату услуг эксперта.
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2015 постановление от 22.01.2015 и дополнительное постановление от 04.02.2015 Пятого арбитражного апелляционного суда отменены, оставлено в силе решение Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2014.
Не согласившись с принятыми по делу решением Арбитражного суда Приморского края от 15.07.2014 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.06.2015, администрация обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на нарушение оспариваемыми судебными актами ее прав и законных интересов в результате неправильного применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из содержания принятых по делу судебных актов и установлено судами, в целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановлением Администрации Приморского края от 02.03.2009 № 50-па утверждена Адресная программа Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009-2010 годы.
Исполнителем программы, в силу положений части 1 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и части 1 постановления Администрации Приморского края от 02.03.2009 № 50-па, являлась администрация Приморского края в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и топливных ресурсов Приморского края (далее - департамент ).
Между департаментом и организацией - застройщиком обществом "Лесной квартал" (победитель состоявшихся запросов котировок) заключены государственные контракты от 26.06.2009 № 4, от 17.08.2009 № 8, от 30.11.2009 № 9 на приобретение жилых помещений в многоквартирных жилых домах по адресу: г. Артем, ул. Ульяновская, д. 9/1, 11/1, 11/2 для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Цена одного квадратного метра площади квартир составила 31 800 рублей по контрактам № 4 от 26.06.2009 и № 8 от 17.08.2009 и 30 000 рублей по контракту № 9 от 30.11.2009.
Всего данными контрактами было предусмотрено приобретение 128 квартир площадью 6 413,58 метров общей стоимостью 203 523 300 рублей.
Фактически по актам приема-передачи квартир общая площадь переданных квартир составила 7 198,10 кв. м.
Условия контрактов в части их оплаты были выполнены департаментом своевременно и в полном объеме.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Приморского края от 28.12.2009 № 3584-р жилые помещения переданы в муниципальную собственность Артемовского городского округа.
Положением "О создании условий для жилищного строительства", утвержденным решением Думы Артемовского городского округа от 30.10.2009 № 248, предусмотрена возможность предоставления субсидий за счет средств бюджета Артемовского городского округа организациям-застройщикам на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в рамках краевой Адресной программы "По переселению граждан из аварийного жилого фонда, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год".
Во исполнение Федерального закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", постановления Администрации Приморского края от 02.03.2009 № 50-па, положения "О создании условий для жилищного строительства", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа от 30.10.2009 № 248, и.о. Главы Артемовского городского округа 01.04.2010 принято постановление № 448-па "О Порядке предоставления субсидий из бюджета Артемовского городского округа на возмещение организациям-застройщикам недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда, с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009 год".
Поскольку стоимость квартир оказалась ниже фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, общество "Лесной квартал", в порядке, предусмотренном постановлением муниципального органа от 01.04.2010 № 448-па, письмом от 15.04.2010 представило в управление бухгалтерского учета и выплат администрации расчет размера субсидий.
Глава администрации Артемовского городского округа письмом от 21.08.2009 № 18-1141 проинформировал общество "Лесной квартал" о готовности администрации "компенсировать недополученные" организацией-застройщиком средства.
Обязанность по заключению договора о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение обществу недополученных доходов возложена на администрацию вступившим в законную силу постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по делу № А51-153/2011.
31.10.2011 между администрацией и обществом "Лесной квартал" заключен договор № 196-Д, предметом которого являлось предоставление администрацией целевых бюджетных денежных средств в форме субсидий из бюджета Артемовского городского округа на возмещение организации недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, при условии передачи организацией в муниципальную собственность Артемовского городского округа жилых помещений, приобретенных по государственному контракту, подтвержденному свидетельством о праве собственности.
Во исполнение заключенного договора, администрация платежным поручением от 09.11.2011 № 2634 перечислила обществу "Лесной квартал" денежные средства в сумме 25 106 736 рублей в счет субсидии на возмещение недополученных доходов.
23.07.2013 администрация в адрес общества "Лесной квартал" направила претензию, в которой указала на необходимость предоставления недостающих документов, подтверждающих расходование полученной обществом субсидии на цели, предусмотренные постановлением № 448-па от 01.01.2010 "О Порядке предоставления субсидий из бюджета Артемовского городского округа на возмещение организациям-застройщикам недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда, с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009 год".
Документы обществом "Лесной квартал" предоставлены не были.
Полагая, что ответчик не подтвердил целевой характер использования полученных бюджетных средств, представив в администрацию недостоверные сведения, использованные в расчете размере субсидий, в связи с чем, денежные средства подлежат возврату в казну Артемовского городского округа, администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Установив отсутствие нарушений со стороны общества "Лесной квартал" действующего законодательства и соблюдение условий предоставления субсидий, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание результаты экспертного заключения от 03.12.2014 № 10/суд, указал что общество "Лесной квартал" не имело права на получение субсидии, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.2 постановления № 448-па и использовало средства муниципальной субсидии в размере 25 106 736 рублей, выплаченные во исполнение постановления № 448-па и договора № 196-Д, на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов организации-застройщика, возникших в связи с реализацией жилых помещений в рамках Программы для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Артемовского городского округа.
Установив, что размер субсидий в сумме 25 106 736 руб. рассчитан самой администрацией, нарушения условий предоставления субсидии отсутствуют, жилые дома введены в эксплуатацию и жилые помещения переданы в собственность муниципального образования, суд округа обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и отмене судебных актов суда апелляционной инстанции, указав, что экспертом сделано заключение на основании данных общества "Лесной квартал" об увеличении затрат на строительство в связи с увеличением стоимости 1 кв. м до 37 765 руб., что не является обоснованием исковых требований истца, поскольку субсидии о возврате которых заявлено администрацией выделены из расчета увеличения согласованных объемов строительства, исходя из стоимости 1 кв. м в размере 31 800 руб. и в экспертном заключении проведено исследование документов, подтверждающих затраты на строительство объекта, которые не являются условием предоставления муниципальной субсидии в размере 25 106 736 руб. на цели возмещения недополученных доходов организации-застройщика, возникшие в связи с реализацией спорных жилых помещений.
Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует
о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, и не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
в передаче кассационной жалобы Администрации Артемовского городского округа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации | В.В. Попов | |