НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 01.08.2016 № 09АП-45572/2015

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 305-КГ16-5939 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 01.08.2016 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив по  материалам истребованного дела кассационную жалобу Межрегиональной  инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим  налогоплательщикам № 3 (г. Москва, далее – инспекция, налоговый орган) на  постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2016 по делу   № А40-94960/15 Арбитражного суда города Москвы 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Парламент  Продакшн» (г. Балашиха, Московская область, далее – общество, заявитель,  налогоплательщик) о признании недействительным пункта 1.2 решения  налогового органа от 31.12.2014 № 04-1-31/33, 

установила:

решением Арбитражного суда города Москвы от 19.08.2015, оставленным  без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда  от 11.11.2015, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. 


Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2016  принятые по делу судебные акты отменены. Решение инспекции от 31.12.2014   № 04-1-31/33 признано недействительным в части доначисления обществу  747 440 рублей налога на прибыль в связи с отказом в признании правомерным  включение в состав расходов выплат сотрудникам при увольнении по  соглашению сторон (пункта 1.2 решения). 

В кассационной жалобе инспекция ставит вопрос об отмене  постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на существенные  нарушения данным судом норм материального права, а также нарушение  единообразия в применении судами правовых норм. 

Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией  Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке  кассационного производства являются существенные нарушения норм  материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на  исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита  нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и  иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом  публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации). 

При изучении доводов жалобы налогового органа по материалам  истребованного дела установлены основания для передачи кассационной  жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

 Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам  проведенной инспекцией выездной налоговой проверки по вопросам  правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания,  перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2011 по 31.12.2012  составлен акт и вынесено решение от 31.12.2014 № 04-1-31/33 о привлечении  общества к ответственности за совершение налогового правонарушения,  доначислении налога на прибыль и начислении соответствующих сумм пеней. 


Основанием для принятия данного решения послужил вывод налогового  органа о неправомерном включении налогоплательщиком в состав расходов,  уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций,  расходов по выплате денежных компенсаций при увольнении работников  общества по соглашению сторон в 2011 - 2012 годах на общую сумму 

Суды первой и апелляционной инстанций, поддерживая вышеуказанную  позицию налогового органа и отказывая в удовлетворении заявленного  налогоплательщиком требования, сослались на положения Налогового кодекса  (далее – Налоговый кодекс), Трудового кодекса Российской Федерации (далее –  Трудовой кодекс) и исходили из того, что для признания понесенных  налогоплательщиком затрат в целях налогообложения прибыли необходимо их  соответствие критериям, установленным статьями 252 и 255 Налогового  кодекса. 

Согласно статье 270 Налогового кодекса при определении налоговой базы  не учитываются, в частности, расходы на любые виды вознаграждений,  предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений,  выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов), как не  соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего  Кодекса. 

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в  соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты  труда, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями,  локальными нормативными актами в соответствии с трудовым 


законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса). 

Выплата увольняемым работникам выходного пособия (компенсации) при  расторжении договора по соглашению сторон не входит в состав расходов на  оплату труда и не установлена в форме компенсационной выплаты на  основании положений Трудового кодекса. 

 Оценив материалы выездной налоговой проверки, суды отметили, что  трудовые договоры, которые были заключены обществом с работниками,  получившими выплаты при их увольнении, не содержали указаний на  возможность выплаты компенсаций, а также на их условия и размеры.  Соответствующие соглашения об изменении условий трудовых договоров,  которые устанавливали бы обязанность общества производить выплаты  компенсаций, а также условия такой выплаты и их размеры, за исключением  соглашений с двумя работниками, также не заключались. 

 Соглашения о внесении дополнений в трудовой договор двух работников,  согласно которым при расторжении договора в соответствии с пунктом 1 

части первой статьи 77 Трудового кодекса работодатель обязуется не позднее  даты прекращения трудовых отношений между работником и работодателем  осуществить выплату дополнительной денежной компенсации в размере 

 С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций признали  обоснованным вывод налогового органа об отсутствии у заявителя правовых  оснований для признания произведенных им расходов по выплате компенсации  работникам в связи с расторжением трудового договора в качестве  экономически оправданных расходов, связанных с предпринимательской  деятельностью общества. 


Арбитражный суд Московского округа, отменяя данные судебные акты и  признавая недействительным решение инспекции, исходил из того, что  перечень расходов на оплату труда, предусмотренный статьей 255 Налогового  кодекса, является открытым. В этой связи расходы по выплате компенсаций  работникам, высвобождаемым в связи с расторжением трудового договора по  соглашению сторон, могут быть включены в расходы на оплату труда в  соответствии с пунктом 25 статьи 255 настоящего Кодекса. 

 Указанную позицию, по мнению кассационного суда округа, также  подтверждают разъяснения Министерства финансов Российской Федерации и  последующее (с 01.01.2015) изменение редакции пункта 9 статьи 255  Налогового кодекса, в соответствии с которым к расходам на оплату труда  относятся начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с  реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением  численности или штата работников налогоплательщика. В целях настоящего  пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности,  выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового  договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными  соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о  расторжении трудового договора, а также коллективными договорами,  соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы  трудового права. 

Выражая несогласие с указанными выводами Арбитражного суда  Московского округа, налоговый орган приводит в жалобе следующие доводы. 

 По мнению заявителя, при рассмотрении данного спора судом  кассационной инстанции ошибочно не учтено, что перечень выплат в целях  налогообложения в пользу работников ограничен и данные выплаты для их  отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны  быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых  обязанностей в рамках трудовых отношений. 


Применяя положения пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса, суд не  учел наличие фактических обстоятельств, установленных судами первой и  апелляционной инстанций, согласно которым данный вид компенсации не был  предусмотрен условиями трудовых договоров с работниками, а включен лишь  в соглашение о расторжении договора и (в отношении двух работников) –  путем внесения изменений в трудовой договор за день до его расторжения. 

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у произведенных обществом  выплат отсутствовал производственный характер и связь с режимом работы и  условиями труда. 

 Ссылаясь на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 01.03.2011 

 № 13018/10, налоговый орган отмечает, что в трудовом законодательстве  отсутствует ограничение работодателей на выплату работникам  вознаграждений, не связанных с трудовой деятельностью, однако в целях  налогообложения перечень выплат в пользу работников ограничен. Такие  выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении  прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками  своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений. Таким образом,  при решении вопроса о возможности принятия в качестве расходов в целях  исчисления налога на прибыль организаций суммы дополнительной  компенсации, выплачиваемой работнику при расторжении трудового договора  по соглашению сторон, необходимо исходить из того, связаны ли данные  компенсационные выплаты с выполнением работником трудовой функции. 

Инспекция считает ошибочным толкование судом кассационной  инстанции изменений, внесенных в пункт 9 статьи 255 Налогового кодекса и  вступивших в силу с 01.01.2015, поскольку данной нормой  налогоплательщикам предоставлено право учитывать в составе расходов на  оплату труда суммы выходного пособия, порядок выплаты которых установлен  статьей 178 Трудового кодекса, а не относить в состав расходов денежные 


компенсации при увольнении по соглашению сторон, не предусмотренные  действующим трудовым законодательством. 

Аналогичной позиции придерживается и Арбитражный суд Московского  округа (постановление от 06.03.2015 по делу № А40-40945/14). 

Приведенные доводы налогового органа заслуживают внимания, в связи с  чем кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном  заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда  Российской Федерации. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья  Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

передать кассационную жалобу Межрегиональной инспекции  Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 3 с  делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по  экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. 

Судья Верховного Суда Т.В. Завьялова  Российской Федерации