НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2019 № 70-КП8-5

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 70-КП8-5

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 01 апреля 2019 г. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации в составе 

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавирычевой Т.Ю. и Кириллова ВС.

рассмотрели в открытом судебном заседании 01 апреля 2019 г.  гражданское деле по иску ФИО1 к Отделению  Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Губкинскому,  Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по  Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным  заключения служебной проверки, признании незаконным приказа о  расторжении контракта и об увольнении, о восстановлении на службе 

по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение  судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного  округа от 16 апреля 2018 г., которым решение суда первой инстанции отменено,  по делу принято новое решение об отказе в иске. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Вавилычевой Т.Ю ., выслушав объяснения ФИО1 и его представителя  ФИО2, поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение  относительно доводов кассационной жалобы представителя Управления  Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому  автономному округу ФИО3, заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей апелляционное 


определение подлежащим отмене, а кассационную жалобу Канайкина Е.П.  подлежащей удовлетворению, 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

ФИО1 13 декабря 2017 г. обратился в суд с иском к Отделению  Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Губкинскому (далее  также - ОМВД России по г. Губкинскому), Управлению Министерства  внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному  округу (далее также - УМВД России по ЯНАО) о признании недействительным  заключения служебной проверки, признании незаконным приказа о  расторжении контракта и об увольнении, о восстановлении на службе. 

В обоснование заявленных требований ФИО4 указал, что  проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях,  с 9 августа 2016 г. - в должности оперуполномоченного отдела экономической  безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому,  имеет специальное звание «капитан полиции», с ним 1 августа 2016 г. был  заключён контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. 

Приказом ОМВД России по г. Губкинскому от 6 декабря 2017 г.   № 188 л/с ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел с  8 декабря 2017 г. по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона  от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел  Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30 ноября  2011г. № 342-ФЗ) в связи с совершением проступка, порочащего честь  сотрудника органов внутренних дел. 

Основанием для издания приказа об увольнении явилось заключение по  результатам служебной проверки от 8 ноября 2017 г., согласно которому  сотрудник полиции ФИО1 совершил действия в отношении  гражданина ФИО5, в которых усматриваются признаки состава  административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.1.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (побои),  допустил нарушение требований пунктов должностного регламента,  Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федерального  закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ, Дисциплинарного устава органов  внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента  Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, условий контракта о  прохождении службы в органах внутренних дел от 1 августа 2016 г., то есть  допустил совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов  внутренних дел Российской Федерации. 


Канайкин $.П. считал заключение служебной проверки и приказ об  увольнении из органов внутренних дел незаконными, поскольку проведённой в  отношении его служебной проверкой достоверно не установлено, причинил ли  он гражданам телесные повреждения, побои, физические и нравственные  страдания. Факты драки между ним, Сулеймановым А.А. и неустановленными  лицами, нанесения им этим гражданам ударов, причинения физической боли в  ходе служебной проверки не установлены, каких-либо заявлений от участников  данных событий в связи с причинением им телесных повреждений в органы  внутренних дел не поступало, в его действиях отсутствовали признаки  административного правонарушения или преступления, наоборот, он пытался  предотвратить совершение со стороны Сулейманова А.А. преступления,  предусмотренного статьёй 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, в  отношении сотрудника полиции Валиуллина А.И. 

По мнению ФИО1, служебная проверка в отношении его  осуществлена с нарушением установленного законом порядка её проведения,  его прав и законных интересов, а именно: о назначенной и проводимой в  отношении его служебной проверке он уведомлен не был, по какому факту она  проводится, ему не сообщалось, права разъяснены не были, служебная  проверка проведена неуполномоченными лицами. При составлении заключения  служебной проверки не были учтены смягчающие обстоятельства: участие  ФИО1 в боевых действиях, наличие наград, его семейное положение,  спортивные достижения, характеристика по месту службы. 

С учётом уточнённых исковых требований ФИО1 просил суд  признать недействительным заключение по результатам служебной проверки  от 8 ноября 2017 г., признать незаконным приказ ОМВД России по  г. Губкинскому от 6 декабря 2017 г. № 188 л/с, восстановить его на службе в  ранее занимаемой должности оперуполномоченного отдела экономической  безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому. 

Представители ответчиков в суде первой инстанции иск не признали.

Решением Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного  округа от 17 января 2018 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. 

Заключение служебной проверки от 8 ноября 2017 г., проведённой в  отношении ФИО1, составленное старшим уполномоченным по особо  важным делам оперативно-розыскной части собственной безопасности УМВД  России по ЯНАО ФИО8, приказ ОМВД России по г. Губкинскому  от 6 декабря 2017 г. № 188 л/с о расторжении контракта и об увольнении  ФИО1 со службы признаны незаконными. 

ФИО1 восстановлен на службе в должности  оперуполномоченного отделения экономической безопасности и  противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому с 8 декабря  2017 г. 

Решение суда в части восстановления ФИО1 на службе  приведено к немедленному исполнению. 


С ОМВД России по г. Губкинскому и УМВД России по ЯНАО в доход  бюджета муниципального образования г. Губкинского взыскана  государственная пошлина по 300 руб. 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским  делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2018 г. решение  суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в  удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано. 

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской  Федерации, ФИО1 ставит вопрос об отмене апелляционного  определения, как незаконного. 

По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй  Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 9 ноября 2018 г.  дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же  определением от 14 февраля 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации. 

В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился  извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела  представитель ОМВД России по г. Губкинскому, сведений о причинах неявки  не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным  рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ОМВД России по  г. Губкинскому. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  письменных возражений на неё УМВД России по ЯНАО, Судебная коллегия по  гражданским делкм Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу  подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в  кассационном порядке обжалуемого судебного постановления. 

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в  кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального  права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без  устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,  свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных  интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации). 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела  судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные  нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в  следующем. 

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО4  проходил службу в органах внутренних дел на различных должностях, с 


Начальником УМВД России по ЯНАО ФИО10 было принято  решение о проведении служебной проверки по данному факту, которое  оформлено соответствующей резолюцией. Согласно этой резолюции  проведение служебной проверки поручено временно исполняющему  обязанности начальника оперативно-розыскной части собственной  безопасности УМВД России по ЯНАО ФИО9 

Служебная проверка в отношении сотрудников ОМВД России по  г. Губкинскому, в том числе ФИО1, проводилась  оперуполномоченным по особо важным делам оперативно-розыскной части  собственной безопасности УМВД России по ЯНАО ФИО11 

Заключение служебной проверки было составлено и подписано старшим  оперуполномоченным по особо важным делам оперативно-розыскной части  собственной безопасности УМВД России по ЯНАО ФИО8 8 ноября  2017 г. и утверждено начальником УМВД России по ЯНАО ФИО10  9 ноября 2017 г. 

В соответствии с заключением служебной проверки  оперуполномоченный отделения экономической безопасности и  противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому капитан полиции  ФИО1 совершил действия, в которых усматриваются признаки состава  административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.1.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (побои), в  отношении гражданина ФИО5, и допустил нарушение требований  пунктов 1.3, 3.24, 3.26, 4.2 раздела I должностного регламента, утверждённого  5 апреля 2017 г. начальником ОМВД России по г. Губкинскому полковником  полиции ФИО14, пункта 2 части 1 статьи 2, части 4 статьи 7,  подпунктов 1, 2 Части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. 


№ 3-ФЗ «О полиции», подпунктов 1,2, 12, 14 части 1 статьи 12, подпунктов 1, 2  части 1 статьи |13 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ,  подпунктов «а», «в» части 5 главы 2 Дисциплинарного устава органов  внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Указом Президента  Российской Федерации от 14 октября 2012 г. № 1377, пунктов 4.2, 4.3 контракта  о прохождении службы в органах внутренних дел от 1 августа 2016 г.,  заключённого между ОМВД России по г. Губкинскому в лице врио начальника  ОМВД России по г. Губкинскому Румянцева В.Ю. и Канайкиным Е.П. 

В заключении сделан вывод о том, что ФИО1 допустил  совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел  Российской Федерации, несовместимого с требованиями, предъявляемыми к  личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел,  обусловленными Особым правовым статусом, это выразилось в несоблюдении и  необеспечении им исполнения нормативно-правовых актов в сфере внутренних  дел, требований к служебному поведению, что повлекло за собой нарушение  охраняемых законом интересов общества и государства, подрыв авторитета  государственного органа власти. 

Приказом ОМВД России по г. Губкинскому от 6 декабря 2017 г.   № 188 л/с оперуполномоченный отделения экономической безопасности и  противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому капитан полиции  ФИО1 уволен со службы в органах внутренних дел 8 декабря 2017 г. по  пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ  в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов  внутренних дел. 

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о  признании незаконными заключения служебной проверки, приказа о  расторжении контракта и об увольнении со службы, о восстановлении  ФИО1 на службе в органах внутренних дел, суд первой инстанции  руководствовался положениями нормативно-правовых актов, регулирующих  прохождение службы в органах внутренних дел и порядок проведения  служебных проверок в органах, организациях и подразделениях Министерства  внутренних дел (Российской Федерации, и пришёл к выводу о недоказанности  факта совершения ФИО1 проступка, порочащего честь сотрудника  органов внутренних дел, состав и обстоятельства которого были указаны в  заключении служебной проверки.  

При этом суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного  разбирательства факт нанесения ФИО1 побоев гражданину  ФИО5 своего подтверждения не нашёл, а служебная проверка в  отношении ФИО1 проведена поверхностно, факты и обстоятельства  совершения им дисциплинарного проступка, характер и размер причинённого  им вреда не установлены, объективных данных о том, что ФИО1  являлся инициатором конфликта и участвовал в драке, не имеется. Кроме того,  служебная проверка проводилась неуполномоченными лицами, заключение по 


результатам служебной проверки составлено и подписано лицом, сведения о  проведении котором служебной проверки в её материалах отсутствуют. 

По мнениф суда первой инстанции, служебная проверка проведена с  нарушением Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях  и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации,  утверждённого приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации  от 26 марта 2013 г. № 161, выводы, указанные в заключении служебной  проверки, о целесообразности увольнения со службы ФИО1 не могут  свидетельствовать об объективной оценке ответчиками совершённого  ФИО1 деяния и совершения им такого проступка, который влечёт  наступление крайней меры ответственности в виде увольнения со службы, без  учёта степени вины истца, его предшествующего поведения и отношения к  службе в органах внутренних дел. 

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое  решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований, суд  апелляционной инстанции указал на то, что порядок проведения служебной  проверки и порядок привлечения ФИО1 к дисциплинарной  ответственности ответчиком соблюдён, поскольку служебная проверка  проводилась оперуполномоченным по ОВД оперативно-розыскной части  собственной безопасности УМВД России по ЯНАО ФИО11,  уполномоченным на её проведение непосредственным руководителем  ФИО9; тот факт, что заключение служебной проверки подписано не  ФИО11, не подтверждает незаконности заключения служебной  проверки, не влечёт изменения её результатов, не нарушает прав и законных  интересов ФИО1 и связан с отсутствием транспортной схемы между  г. Салехардом (место утверждения заключения служебной проверки) и  г. Губкинским (место проведения служебной проверки). Заключение подписано  и служебная проверка проведена сотрудниками одной службы - оперативно- розыскной части службы собственной безопасности УМВД России по ЯНАО. 

Как полагал суд апелляционной инстанции, служебной проверкой были  установлено наличие недостойного поведения ФИО1 во внеслужебное  время - развязывания конфликта с ФИО5, в результате которого  ФИО1 оттолкнул ФИО5, что привело к обострению  конфликта между сотрудниками полиции и находившимися в кафе лицами; то  обстоятельство, что ФИО5, допрошенный в судебном заседании в  качестве свидетеля, не подтвердил факт нанесения ему ударов  ФИО1, заслуживает внимания, однако не опровергает правильность  вывода о совершении ФИО1 проступка, порочащего честь  сотрудника органов внутренних дел, так как ФИО1 не только не принял  мер к урегулированию конфликтной ситуации, но и совершил действия,  направленные на развязывание конфликта и умаление авторитета сотрудника  органов внутренних дел. В связи с приведёнными обстоятельствами суд  апелляционной инстанции счёл, что именно действия ФИО1 по 


развязыванию конфликта с Сулеймановым А.А. являются проступком,  порочащим честь сотрудника органов внутренних дел, а потому увольнение  Канайкина Е.П. по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона  от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ в связи с совершением проступка, порочащего  честь сотрудника органов внутренних дел, является законным. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на  неправильном -Толковании и применении норм материального права,  регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным  нарушением норм процессуального права. 

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы  внутренних дел, её прохождением и прекращением, а также с определением  правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел,  регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе  в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 2  Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 

В соответствии с пунктами 1-6 части 1 статьи 3 Федерального закона от  30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со  службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом,  Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным  законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам  органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими  федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со  службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами  Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами  Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.   № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой  централизованной системы федерального органа исполнительной власти в  сфере внутренние дел. 

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.   № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции как в служебное время, так и во  внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые  могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб  авторитету полиции. 

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать  злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные  федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в  органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному 


поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона  от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 

Пунктом 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.   № 342-ФЗ, предусматривающим требования к служебному поведению  сотрудника органов внутренних дел, установлено, что при осуществлении  служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов  внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не  допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не  совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие  сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника,  наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной  власти. 

В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных  служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном  решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по  противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21),  подлежащем применению к спорным отношениям в соответствии с пунктом 2  приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 октября  2013 г. № 883, установлено, что государственные (муниципальные) служащие,  сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами,  призваны среди прочего воздерживаться от поведения, которое могло бы  вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным  (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать  конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или  авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления  (подпункт «м» пункта 11 Типового кодекса). 

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской  Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом  государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что  предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах,  специального правового статуса, обусловленного выполнением  конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и  общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус  сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе  устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их  личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами,  принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а  также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление  от 6 июня 1995 г. № 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. № 460-П,  от 16 апреля 2009 г. № 566-0-0, от 25 ноября 2010 г. № 1547-0-0 и от 21  ноября 2013 г. № 1865-0). 


В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября  2011 г. № 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным  проступком) признаётся виновное действие (бездействие), выразившееся в  нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской  Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской  Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил  внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной  власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или  подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со  службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению,  либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств,  предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и  распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного  руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и  реализации предоставленных прав. 

В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной  дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе  увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 50  Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 

В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября  2011 г. № 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов  внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с  совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних  дел. 

Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по  основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального  закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, является совершение сотрудником при  выполнении служебных обязанностей поступка, вызывающего сомнение в его  объективности, справедливости и беспристрастности, наносящего ущерб его  репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере  внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к  сотрудникам полиции, независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние  административная либо уголовная ответственность (определение  Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № 496-0). 

Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних  дел, более не отвечающего указанными выше требованиям, предопределена  необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами,  имеющими высокие морально-нравственные качества и способными  надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по  защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений  Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и  правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона  от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного 


11

применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении  сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка,  порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение  им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных  законодательством, предшествует объективная оценка совершённого им  деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом  судебной проверки (определение Конституционного Суда Российской  Федерации от 17 февраля 2015 г. № 278-0). 

Из содержания приведённых нормативных положений с учётом  правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что  для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования  к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, в том числе на  них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести  и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в  объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих  ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной  власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких  добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных  законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника  органов внутренних дел. Применение к сотрудникам органов внутренних дел  меры ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего  честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено их особым правовым  статусом. 

Исходя из изложенного для решения вопроса о законности увольнения  сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в  связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов  внутренних дел, юридически значимым обстоятельством является  установление совершения сотрудником органов внутренних дел действий,  подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел,  нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении  служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по  соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил  поведения, закреплённых приведёнными выше положениями нормативных  правовых актов. 

Следовательно, при разрешении исковых требований ФИО1 об  оспаривании законности его увольнения со службы по пункту 9 части 3  статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ УМВД России  по ЯНАО - лицо, проводившее служебную проверку и ОМВД России по  г. Губкинскому - представитель нанимателя, принявший решение об  увольнении ФИО1, должны были представить суду доказательства,  подтверждающие совершение истцом проступка, порочащего честь сотрудника  органов внутренних дел. Обязанность же суда, сохраняя независимость,  объективность и беспристрастность, на основании исследования и оценки 


представленных сторонами спора доказательств по правилам статей 67, 71  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разрешить спор  о законности увольнения истца путём проверки наличия указанного  ответчиками основания увольнения и соблюдения ответчиками процедуры  увольнения. При этом суду для решения вопроса о законности увольнения  Канайкина Е.П. со службы в органах внутренних дел надлежало дать оценку  представленным ответчиками доказательствам о фактах допущенных  Канайкиным Е.П. нарушений и установить, были ли совершены им действия,  вызывающие сомнение в его объективности, справедливости и  беспристрастности, которые нанесли ущерб его репутации, авторитету органа  внутренних дел и государственной власти. 

Однако судом апелляционной инстанции изложенные нормы  материального права, регулирующие спорные отношения сторон, не были  применены в их системной взаимосвязи и единстве, названные выше  обстоятельства не были определены в качестве юридически значимых и не  являлись предметом исследования и оценки, в связи с чем вывод суда  апелляционной инстанции о том, что ФИО1 был совершён  проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, нельзя  признать правомерным. 

Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что основанием  для издания приказа об увольнении ФИО1 со службы в органах  внутренних дел явилось заключение по материалам служебной проверки  от 8 ноября 2017 г., утверждённое 9 ноября 2017 г. начальником УМВД России  по ЯНАО генералом-майором полиции ФИО10, по факту драки  7 октября 2017 г. возле кафе «Эдельвейс» с участием сотрудников отдела  экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по  г. Губкинскому. 

Однако вместо правовой оценки представленных УМВД России по  ЯНАО и ОМВД России по г. Губкинскому в подтверждение законности  принятия решения об увольнении ФИО1 со службы в органах  внутренних дел доказательств - заключения по результатам служебной  проверки, приказа об увольнении и указанных в этих документах фактов и  обстоятельств с точки зрения наличия в действиях ФИО1 проступка,  порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, - суд апелляционной  инстанции, признав заслуживающим внимания то обстоятельство, что  ФИО5, допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции  в качестве свидетеля, не подтвердил факт нанесения ему ударов  ФИО1, а именно совершение им таких действий квалифицировано  ответчиками как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних  дел, по сути, провел своё расследование обстоятельств имевшего место  7 октября 2017 г. конфликта у кафе «Эдельвейс» и сделал собственный вывод о  недостойном поведении ФИО1 во внеслужебное время, о совершении  им действий по развязыванию и обострению конфликта между сотрудниками 


полиции и находившимися в кафе «Эдельвейс» лицами. При этом суд  апелляционной инстанции не учёл, что к компетенции суда, разрешающего  спор о законности увольнения сотрудника органа внутренних дел, относится  проверка законности увольнения сотрудника органов внутренних дел исходя из  доказательств, представленных сторонами спора, а не принятие  самостоятельного решения о наличии у представителя нанимателя, принявшего  решение об увольнении сотрудника, в данном случае у ОМВД России по  г. Губкинскому, оснований для увольнения такого сотрудника. 

Кроме того, делая самостоятельный вывод о совершении  ФИО1 указанных в апелляционном определении действий и  квалифицируя эти действия как проступок, порочащий честь сотрудника  органов внутренних дел, суд апелляционной инстанции в нарушение  положений части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации не привёл в обоснование  своего суждения доказательств, на которых основан этот вывод. 

При таких обстоятельствах, суждение суда апелляционной инстанции о  том, что ФИО1 не только не принял мер к урегулированию  конфликтной ситуации, но и совершил действия, направленные на  развязывание конфликта и умаление авторитета сотрудника органов  внутренних дел, нельзя признать соответствующим требованиям закона.  

Нельзя признать правомерным и вывод суда апелляционной инстанции о  соблюдении УМВД России по ЯНАО порядка проведения служебной проверки  в отношении ряда сотрудников ОМВД России по г. Губкинскому, в числе  которых ФИО1, по факту конфликта у кафе «Эдельвейс» с участием  сотрудников отдела экономической безопасности и противодействия  коррупции ОМВД России по г. Губкинскому и, как следствие, порядка  привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, поскольку  этот вывод судом апелляционной инстанции сделан без учёа нормативных  положений, регулирующих условия и порядок проведения служебной проверки  в органах внутренних дел. 

Частью 8 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.   № 342-ФЗ определено, что перед наложением дисциплинарного взыскания по  решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере  внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со  статьёй 52 данного закона может быть проведена служебная проверка. 

Статьёй 52 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ  определены основания и регламентирован порядок проведения служебной  проверки. 

Служебная проверка проводится по решению руководителя  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или  уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин,  характера и обстоятельств совершённого сотрудником органов внутренних дел  дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия 


обстоятельств, предусмотренных статьёй 14 названного закона, а также по  заявлению сотрудника (часть 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября  2011 г. № 342-ФЗ). 

Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.   № 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника  органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и  всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения  сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и  условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного  проступка; 4) характера и размера вреда, причинённого сотрудником в  результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия  обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах  внутренних дел. 

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня  принятия решения о её проведении. Срок проведения служебной проверки по  решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере  внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлён, но не  более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не  включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов  внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка,  нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия  сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52  Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 

Частью 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ  определено, что в проведении служебной проверки не может участвовать  сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее  результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального  органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному  руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт  об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При  несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки  считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4  статьи 52 названного закона, продлевается на десять дней. 

Результаты служебной проверки представляются руководителю  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или  уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении  служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем  через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение  утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в  сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими  решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со  дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Федерального закона  от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 


Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится  служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по  обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со  свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять  заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия  (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю  федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или  уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении  служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной  проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений,  составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну,  потребовать провести проверку своих объяснений с помощью  психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52  Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 

В заключении по результатам служебной проверки указываются  установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения  на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7  статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами,  её проводившими, и утверждается руководителем федерального органа  исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным  руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки  (часть 8 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ). 

Согласно части 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.   № 342-ФЗ порядок проведения служебной проверки устанавливается  федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 

Организация работы по проведению служебных проверок в органах,  организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком  проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях  Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённым  приказом МВД России от 26 марта 2013 г. № 161 (далее также - Порядок), 

В соответствии с пунктом 14 Порядка поручение сотруднику о  проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном  от текста месте документа, содержащего сведения о наличии основания для её  проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на  специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к  которому она относится. 

Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не  позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем  (начальником) информации, являющейся основанием для её проведения (пункт  15 Порядка). 

Пунктом 19 Порядка установлено, что сотруднику не может быть  поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных 


в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, то есть  если такой сотрудник прямо или косвенно заинтересован в результатах  служебной проверки. 

При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального  закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, сотрудник, которому поручено  проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему  руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от  участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного  требования результаты служебной проверки считаются недействительными,  проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок её  проведения продлевается на десять дней. 

Разделом III Порядка определены полномочия участников служебной  проверки. 

Так, сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий  служебную проверку, обязан разъяснить заявителям и сотрудникам, в  отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить  условия для реализации их прав (пункт 30.3 Порядка), документально  подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка,  обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника,  в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и  смягчающие его вину (пункт 30.6 Порядка); осуществить сбор документов и  материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника,  совершившего дисциплинарный проступок (пункт 30.7 Порядка); подготовить  заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и  представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в  установленном порядке (пункт 30.14 Порядка). 

Разделом IV Порядка установлен порядок оформления результатов  служебной проверки. 

Заключение по результатам служебной проверки составляется на  основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно  состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34  Порядка). 

Согласно пункту 35 Порядка во вводной части заключения служебной  проверки указываются: должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника,  проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей  служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и  инициалов председателя и членов комиссии) (подпункт 35.1); должность,  звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении  которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о  времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности,  количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых  дисциплинарных взысканий (пункт 35.2 Порядка). 


Описательная часть должна содержать основания проведения служебной  проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная  проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, наличие  либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьёй 14 Федерального  закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, факты и обстоятельства, установленные  в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие  (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или  отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства,  установленные в ходе проведения служебной проверки (пункт 36 Порядка). 

С учётом изложенной в описательной части информации в  резолютивной части указываются: заключение об окончании служебной  проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого  проведена служебная проверка, предложения о применении (неприменении) к  сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер  дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия, выводы о причинах и  условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного  проступка, выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных  статьёй 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, выводы о  наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении  сотрудника, предложения о передаче материалов в следственные органы  Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры  Российской Федерации для принятия решения в установленном законом  порядке, рекомендации об оказании сотруднику правовой помощи, а также  социальной и (или) психологической помощи, предложения о мерах по  устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении  служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной  дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьёй 14 Федерального  закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (пункт 37 Порядка). 

Заключение по результатам служебной проверки представляется  соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со  дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через  пять дней со дня его представления (пункт 39 Порядка). 

Таким образом, названными выше нормативными правовыми актами,  регулирующими прохождение службы в органах внутренних дел и порядок  проведения служебных проверок в органах, организациях и подразделениях  Министерства внутренних дел Российской Федерации, определены основания и  регламентирован порядок проведения служебной проверки, по результатам  которой составляется соответствующее заключение, установлены чёткие и  последовательные нормы, касающиеся порядка проведения служебной  проверки, несоблюдение которых может служить основанием для признания  недействительным (незаконным) заключения по результатам служебной  проверки. К таким нормам, в частности, отнесены нормы о круге лиц, имеющих  право назначать и проводить служебную проверку, а также лиц, имеющих 


право утверждать её результаты, нормы о сроках проведения служебной  проверки, о получении объяснений от лица, в отношении которого проводится  служебная проверка. 

По общему правилу поручение сотруднику о проведении служебной  проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте  документа, содержащего сведения о наличии основания для её проведения.  Уполномоченный руководителем на проведение служебной проверки  сотрудник должен провести служебную проверку, в рамках которой в том  числе обязан: разъяснить сотруднику, в отношении которого проводится  служебная проверка, его права и обеспечить условия для реализации его прав;  документально подтвердить дату и время совершения сотрудником  дисциплинарного проступка; выявить обстоятельства, влияющие на степень и  характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится  служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину; подготовить  заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и  представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в  установленном порядке. При этом соблюдение установленной нормативными  правовыми актами процедуры, связанной с назначением лица, которому  поручается проведение служебной проверки в отношении сотрудника органов  внутренних дел, позволяет сотруднику, в отношении которого она проводится,  заявить о наличии обстоятельств, препятствующих уполномоченному на  проведение служебной проверки лицу проводить служебную проверку, что  имеет целью обеспечить права сотрудника при проведении в отношении его  служебной проверки. 

Наличие же таких обстоятельств, как отдалённость места проведения  служебной проверки от места утверждения заключения по результатам  служебной проверки уполномоченным руководителем, отсутствие  транспортной схемы между местом проведения служебной проверки и местом  утверждения её заключения, в приведённых нормативных актах не указаны в  качестве обстоятельств, позволяющих любым лицам проводить служебную  проверку, равно как и произвольно определять лицом, уполномоченным на  проведение служебной проверки, иных лиц для её проведения. 

В связи с изложенным утверждение суда апелляционной инстанции о  том, что составление и подписание заключения служебной проверки в  отношении ФИО1 лицом, её не проводившим, не является  нарушением процедуры проведения служебной проверки, поскольку  произошло по причине отсутствия транспортной схемы между г. Салехардом  (место утверждения заключения служебной проверки) и г. Губкинским (место  проведения служебной проверки), а само заключение подписано и служебная  проверка проведена сотрудниками одной службы - оперативно-розыскной  части службы собственной безопасности УМВД России по ЯНАО, основано на  неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные  отношения, и является неправомерным. 


С учётом приведённых обстоятельств апелляционное определение  судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного  округа от 16 апреля 2018 г. нельзя признать законным, поскольку оно принято с  существенными нарушениями норм материального и процессуального права,  повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и  защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно  статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и  направления дела на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной  инстанции. 

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует  учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с  подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального  права и установленными обстоятельствами. 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской  Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского  процессуального кодекса Российской Федерации, 

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам  суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2018 г. отменить. 

Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд  апелляционной инстанции - суд Ямало-Ненецкого автономного округа в ином  составе суда. 

Председательствующий
Судьи


{